Маргарита человек разумный часть 377
У народов Дагестана нет общего наименования верховного божества. В фольклоре аварцев его называли Бечед, Цоб, у лакцев - Зал, у кумыков - Тенгри и т.д. В данной статье мы остановимся на наиболее характерных для аварского фольклора мифологических персонажах. Здесь в трансформированной форме сохранились персонифицированные образы Ракьул эбел (Мать земли), Лъадал эбел (Мать воды), Гьорол эбел (Мать ветра), Унтул эбел (Мать болезней), которые изначально, видимо, восходили к образу матери-созидательницы.
В процессе исторического развития эти образы трансформировались, претерпевали существенные изменения и представали иногда как антиподы божества. Так, первоначальная функция Гьорол эбел, доброго духа или божества, покровительствующего социально-обездоленным, отчетливо проявляется в волшебной сказке «Мать ветра». В признательность за умелое выполнение своего поручения она окунает падчерицу в золотое озеро. В позднейшей стадии развития Гьорол эбел изображается как враждебная человеку сила в облике женщины с распущенными волосами, в изорванной одежде.
К древнейшим мифологическим воззрениям восходят представления о духах, приносящих болезни. Нам представляется, что первоначально Унтул эбел (Мать болезней) была добрым божеством или духом. Так, по верованию жителей сел. Зубутли Казбековского района, Унтул эбел может и напустить болезни, и исцелить больных, т.е. в такой трактовке образа сохранились изначальные магические функции доброго духа; в горных же районах она олицетворяет только зло. По рассказам, Унтул эбел демонологический персонаж, имеющий облик нагого ребенка с жестким, как кора дерева, телом.
По верованию аварцев сел. Анди, Миарсо Унтул эбел - существо в тряпках -полуплоть, полудух, женщина огромного роста, лица которой со впалыми щеками и длинным носом не видно из-за рыжих волос. Обычно она появляется в селении неслышно, ночью. Приход ее предвещает болезни, эпидемии. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать выкуп, жертвоприношение, еду, старую одежду.
В сел. Хунзах Мать болезней называли еще Ухьила хер (Стонущей травой). По поверью, услышавший стон этого мифического существа должен задобрить его обещанием, произнося распространенные в народе-заговоры: «Дам тебе масла помазать потрескавшиеся руки, ноги», или «Иди вверх на гору, вниз по реке, перейди на траву, на землю». Форма словесного обращения-изгнания служит средством воздействия на дух.
Особый интерес представляют рассказы о голодном духе. Вера в загробную жизнь, почитание предков, страх перед мертвецами, видимо, стали основой для возникновения представления о голодном духе. Душе умершего, которая не получает жертв в народе дается название Бакъараб рухI (Голодный дух). По народному верованию, он старается вымещать на людях свое недовольство, мстит им за то, что они не совершают жертвоприношения, чтобы успокоить дух умершего.
Аварцы представляли Бакъараб Рух существом огромных размеров, достигающего неба. У него огромные, похожие на человеческие, руки и ноги. В с. Хиндах Шамильского района считали, что он бывает черный - злой или белый - добрый. Разнообразны, разнолики мифологические персонажи аварцев, восходящие в своей основе к отдаленной древности и рассказывающие о связях их с миром природы. Древние духи, божества обладали таким реликтовым общим признаком, как олицетворение плодородия, изобилия.
Редкий архаичный мотив превращения братьев в горы сохранился в андийском мифе «Бахарган и Моду», записанном X. Сайпуевым в сел. Рикваниб. В этом чудом сохранившемся мифе повествуется о верховном боге аварцев Цобе и его сыновьях-близнецах (Бахарган и Моду), непорочно зачатых от земной женщины. По наговору завистливых людей жестокие боги превратили одного брата в скалистую гору Бахарган, другого - в гору Моду покрытую пышной растительностью. После смерти матери сердце ее захоронили в центре горы Моду, у ее подножия - один глаз, а другой - у основания горы Бахарган. Из глаз матери и по сей день текут слезы, со скалистой горы капает холодная, леденящая вода, с живописной горы Моду - теплая, целебная.
Горы Моду, Бахарган выступали у андийцев как своеобразные культовые центры. По мифологическим сюжетам, бытовавшим в этом регионе, на вершине горы Бахарган обитало сообщество божеств, чье существование было уподоблено образу жизни людей. Верховным божеством их считался Цоб.
Одним из древнейших образов является образ покровителя дома, домашнего очага. Таков древнейший образ змеи, которая выступает в представлениях, верованиях горцев как символ богатства, благополучия и плодородия. По верованию гидатлинцев, от ее прикосновения разрастается все живое. Аналогичные образы встречаются и у других народов. По гидатлинским преданиям, домашний дух, представленный в облике женщины необычайной красоты, заботится о сохранности скотины. Позднее функции покровителя дома переходят к гостю, который, согласно народным представлениям, священен и неприкосновенен, он вносит в дом баракат (благополучие), мир, согласие, отводит беду.
Рассказывают, что в прошлом люди находили утром дома вычесанную домашними духами шерсть, вытканные ими ковры, паласы, выделанные бурки и т.д. По верованию зубутлинцев, Темирхъо - всевидящая молодая невеста, которая непосредственно управляет процессом изготовления войлочного паласа, незримо присутствует между женщинами, прессующими палас, магически воздействует на ритмичность их движений. В сел. Андых Советского района Темирхъо выступала и как покровительница пахоты.
В сел. Шуланиб Гунибского района бытуют рассказы о мифологическом персонаже ГIамалакIар. Это существо без рук, без ног, с кожаным мешком, наполненном шерстью. В семьях, где были девочки, ГIамалакIар требовал как подаяние клубок ниток или дочку (клубок ниток на аварском языке обозначается словом «г1амал», вероятно, отсюда и произошло имя этого персонажа). Когда ГIамалакIар требовал мальчика, ему в качестве выкупа давали нож. Говорят, что у тех, кто не давал ему подаяние, ГIамалакIар забирал детей. («Открытый Дагестан»).
История пастуха
Мне рассказал эту историю мой дядя. История эта про чабана, для тех, кто не в курсе, чабан - это тот же пастух, только на Кавказе. Было это в Дагестанских горах в 2001 году. Чабан проснулся с утра, когда еще было темно на улице, и о взял с собой старшего сына, что было очень странно (обычно чабаны в тех местах идут пасти овец в одиночку, с 4-5 собаками-волкодавами), вышли они с отарой овец в 250-300 голов, ближе к ночи они уже поднялись высоко в горы, где находятся, так называемые, сочные травяные луга.
Остановились на ночлег, стали разводить костер, чабан сказал сыну, чтобы тот пошел собирать хворост для костра. Как на зло хвороста было мало, и его сын стал все дальше и дальше отдалятся от отца и отары, отойдя на внушительное расстояние, сын стал кричать. Чабан схватил ружье и побежал в его сторону, за ним также побежали собаки, он подумал, что на сына напали волки. Пробежав 300-400 метров, он подбежал к ребенку и увидел, что тот лежит на спине с широко раскрытыми глазами, с очень испуганным видом и ничего не может сказать. Сыну было тогда лет 17-18. Он стал приводить его в чувства, но так и не смог до самого утра. Чабан решил посадить его на лошадь и вернуться домой.
На полпути в горах он встретил другого пастуха и рассказал ему все, тот дал какое-то лекарство из собранных им трав, что-то вроде успокоительного. После приема этого лекарства сын более-менее пришел в себя и рассказал, что,собирая хворост и отдалившись от места стоянки его отца, он увидел какое-то непонятное существо ростом около 2 метров, оно было с черной шерстью и широкими плечами, лицо было ужасное, рот большой. Сказал, что существо поначалу просто стояло и смотрело на него, потом это стало идти в его сторону, и он начал кричать. Самое странное, по мнению сына, был тот факт, что, когда подбегал его отец с собаками и ружьем, существо не убегало, а просто начало медленно исчезать. Не знаю как вы, но я никогда не пошел бы один высоко в горы овец пасти. Очень мужественные люди - чабаны и пастухи.
Свидетельство о публикации №121051101679