Маргарита человек разумный часть 376

Маргарита человек разумный часть 376

Мифология народностей Дагестана
Несколько веков дагестанцы исповедуют ислам, но до сих пор в высокогорных селениях еще сильны суеверия. В Дагестане нет общего наименования мифологических персонажей с одинаковыми функциями, почти каждый из народов имеет своих богов. Все мифологически существа условно можно разделить на несколько категорий.
1. Покровители рек, озёр, морей, горных вершин и т. п., а также охотников. Существуют легенды о хозяевах диких зверей, пасущих и доящих оленей и туров. Они дарят охотнику дичь, убивать которую без их разрешения воспрещается, а ослушник всегда наказывается. К их числу относится Абдал (у цахуров и лакцев). Иногда крадет из утробы матери еще не родившегося ребенка и делает его пастухом туров. Со временем ребенок становится Абдалом.
У аварцев покровители охоты - Будуалы, выступающие группой. Грешных людей забрасывают камнями, безгрешных же пропускают беспрепятственно. Иногда угощают охотника, при этом собирают кости съеденного животного и оживляют его после трапезы. По поверьям, если осенью на высохшей траве обнаружатся следы Будуалов, то будет засуха, но если подняться на гору и сделать жертвоприношение, то пойдет дождь. По некоторым поверьям забирают к себе невинных детей из утробы матери для замены умершего Будуала.
У лезгин особо почиталось божество земледелия и скотоводства Гупар.
2. Домашие духи (домовые). Этот образ распространен почти у всех народов. Местом обитания «домового» считается центральный столб дома. По поверьям, домовой может препятствовать краже скота, его падежу. По преданиям аварцев и рутульцев, «домовой» внезапно появляется перед вором при попытке кражи домашнего скота и тем самым препятствует ее совершению. Однажды вор намеревался украсть овцу. Как только он дотронулся до шерсти овцы, перед ним предстала женщина необычайной красоты и шерсть овцы тут же засияла неземным светом. Женщина повелительно сказала: «Не тронь овцу!» Вор убежал, не чуя под собой ног.
Лакцы называют домового Аццалов. Он бывает добрым и злым. Оказывает помощь обитателям дома. Иногда же начинает душить спящего. От него можно избавиться, сорвав с него ожерелье и бросив в маслобойку.
У татов - Нумнегир «имя, которое не произносится», у дидойцев – Кине, у даргинцев – Куне, у лакцев – Кини (или Кяла чири «белая борода»), у рутульцев – Тушедрышбе, у аварцев – Бакараб рух. Это добрые духи, покровительствующие роду, семейному очагу, приносят в дом изобилие. Они невидимы, но могут показаться в облике кошки, хомяка, змеи с ногами и золотыми рогами. Увидевшему Кини, суждено счастье. В представлениях же даргинцев Куне – женщина высокого роста, с большими грудями, с красными до пят волосами. Никогда не причиняет зла, но ее уход из дома предвещает беду.
В мифологии лакцев существует хозяйка ветров (Чассажи), существо с длинными распущенными волосами. Живет в доме, находящемся в безлюдном месте. На людей, совершивших дурные поступки, насылает ветер, сметающий все на пути. Для ее умилостивления вытапливают на огне сало жертвенного барана. Мантули, Лки хллу (длинная коса) – у лакцев добрый горный дух в облике девушки с длинными золотистыми волосами. Живет в пещере. Помогает женщинам в их домашней работе, но об этом никто не должен знать. Согласно мифу, женщина, разболтавшая о ее помощи, была жестоко наказана – ее дом был разрушен, дети погибли.
Таты же представляют своего «домового» в облике ласки или большой крысы. По поверьям шкурка животного, прибитая над постелью роженицы, больной, может предохранить их от беды. Появление же домового рассматривается как предвестник несчастья.Тушедрышбе – у рутульцев добрый дух, покровитель ковроткачества.
Кроме доброго домашнего духа, по поверьям дагестанцев, существует и злой домашний дух. Кушкафтар – в мифологии табасаранцев, лезгин, рутульцев (Кашкафтар), цахуров (Ална йед), лакцев (Кавтар кари) – злой дух, в образе безобразной старухи с острыми, торчащими изо рта клыками, горящими глазами, с нечесанными длинными волосами, большими грудями. Живет с дочерью в лесу, похищает детей и сжирает их ночью.
Гамалакар – злой дух в мифологии жителей с. Шуланиб, антипод доброго духа, покровителя ковроткачества. Он собирает клубки ниток как подаяние в семьях, где были девочки. Если ему давали клубок ниток, который пряла не сама девочка, то дух отвергал подношение. Иногда Гамалакар требовал мальчика. Тогда ему в качестве выкупа давали нож. Представляется существом без рук, без ног, с кожаным мешком, наполненным шерстью.
Сухасулу – в мифологии лакцев, аварцев (Кегилу), лезгин (Квал), рутульцев (Хварц), табасаранов (Хварс), цахуров (Курчел) – имеет вид старухи в лохмотьях, с дряблыми грудями, распущенными волосами. Живет по закромам, наваливается на человека и душит его. Служит человеку, которому удалось похитить ее ожерелье. Квал принимает облик старика или домашних животных.
Аварский Бакараб рух и лакский Кяла Чири бывают, добрым, приносящим в дом достаток, или злым, приносящим в дом постоянную нужду. Предстает в облике мужчины с белой бородой в белоснежной одежде. Дух является верхом на коне, требуя еды. Те, которые насытили его, вознаграждаются благополучием; отказавших ему в еде – наказывает нищетой.
Лезгинский домашний дух, Квал, также выступает и как добрый (в образе доброго старика), и как злой дух. Появляется ночью и пытается задушить спящего. Иногда представляется с вывернутыми назад ногами, что сближает его с чертями. Домовой кумыков Басдырыкъ, также имеет привычку нападать на всех. Но чаще он нападает на больных хронической болезнью. Из-за этого его называют джинни азгъаны «худой измельчавший».
Андийский домовой Челкан, домашний дух в образе кошки, напоминающей своим обликом человека, хотя никого и не душит, но может вызвать у грудных детей кровь из носа, отчего они умирают. Кибирхан – у даргинцев, посещает избранных людей к большой удаче или к большому несчастью, к перемене судьбы. Тому, кто сможет у него спросить «Что мне?» он предсказывает судьбу.
Хегело – злой дух у аварцев, сотворенный из обожженной глины. Ночью начинает душить спящего, не давая ему заговорить, крикнуть.
Цыр – у рутульцев плачущий дух. Просит жертвоприношений. Представляется в образе мужчины в черном или в образе белых мотыльков.
3. Божество огня. У лезгин Алпан, у лакцев Вилах. Обиталище духа – очаг дома. В прошлом горцы сохраняли в очаге тлеющий огонь. В очаг запрещалось плевать, выливать воду, бросать мусор и т.п.
4. Небесные божества. У лакцев - Барз, лезгин (Варз), даргинцев (Бадз), аварцев (Моз) – божество луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Распространен сюжет о пятнах на луне. Луна и солнце когда-то были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться тем, что она красивее солнца и на нее смотрят больше чем на него. Тогда солнце бросило на лик луны комья несмываемой грязи, отсюда – пятна. Обидевшись, луна убежала от солнца, которое поняло свою вину и тщетно пытается догнать луну. Горцы Дагестана наделяли луну и солнце обликами девушки и юноши, в одних мифах они считались братом и сестрой, в других - возлюбленными. Особо почитаются божества грома и молнии Асс (у лакцев), Арш (у цахуров), божества дождя Зювил (у лакцев), Гудил (у табасаранцев), Гуди (у рутульцев), Годей (у цахуров), Пешапай (у лезгин).
5. Олицетворения болезней. Так как жизнь горцев очень сурова, то и в мифологии преобладали злые духи. Большую роль играли олицетворения различных болезней (шайтаны). У дагестанских народов шайтаны - это существа, обросшие волосами, с вывороченными ногами и руками, ростом меньше человека. Живут они в уединённых местах, ведут тот же образ жизни, что и люди: справляют свадьбы, рождают детей (при трудных родах приглашают женщину-повитуху); любят кататься на лошадях. Иногда принимают облик знакомого человека. Унтул эбел (Мать болезней), Рукъурлъи ила, Гадалъи ила – у аварцев дух, предвещающий несчастье. Если она назовет человека по имени, он умрет, если попросит еду – ожидается голод, тряпку - не будет мануфактуры, шкуру – мор скота. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать ей выкуп.
Залзанагый, Йдлаин, Унтун, Эбл, Рукурли ила, Годаги ила, Аццалав – в мифологии рутульцев, аварцев, ийцев, ботлихцев и лакцев – злой дух, в облике женщины огромного роста, с длинным носом, нечесаными волосами, в лохмотьях. Ее появление влечет болезни, войны, голод и т.п. От нее можно откупиться едой или старой одеждой.Мамов, Молу – в мифологии лакцев, андийцев, даргинцев-акушинцев, татов, аварцев-андалальцев – духи, покровительницы рожениц. По другим поверьям - опасные, злобные духи, насылающие на детей болезни и смерть. Имеют облик старух в белых или черных одеждах.
6. Тотемы. У многих горских народов существовали тотемические представления. Тотемами выступали предки людей медведь, корова, собака, конь, орёл. Значительна роль змеи; у аварцев и лакцев змея - добрый дух, покровитель дома, у гидатлинцев - олицетворение воды, дождя и молнии.
7. Дикие люди. Галхулчи – у аварцев дикий человек с топором в груди. В некоторых преданиях выступает саблегрудая женщина, «Дангъалай». У других народов известны «Темиртеш» («Железная грудь»), «Кылычтеш» («Саблегрудый мужчина») – у кумыков, «Рикирал дак» («Грудь топором») – у лакцев, «Старец-кине» («Старец-призрак») – у даргинцев. Враждебен человеку, которого старается погубить при встрече с ним в лесу.
Рохдулай у аварцев воплощение злой женщины огромного роста, с вывернутыми назад ступнями, длинными черными волосами на ногах, одетой в лохмотья. Обитает она в скалах. Человек, увидев ее, заболевал и, мучимый лихорадкой, умирал. Она вступает в поединок со встреченным ею человеком и всегда одолевает его. Убить ее может только злаковый бульон
Возможно из-за того, что в мифологии Дагестана существовало много различных божеств, горцы так быстро приняли зороастризм. Он легко вписывался в древние местные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы - солнцу, огню, воде и земле, без которых не мыслил себя человек-земледелец и скотовод.
Мифотворчество, составляя одну из основных форм понимания человеком окружающего мира и осмысления себя в нем, представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. Кавказская мифология, к которой относится и аварская, сложилась в глубокой древности. О существовании в древнем Дагестане мифологии свидетельствуют результаты исследований археологов, этнографов, искусствоведов, фольклористов.
Эти исследования донесли до нас мифы о культе близнецов, о покровителях охоты, зверей, богоборческие, космогонические (о мироздании, о происхождении тех или иных явлений природы) и т.д. Культ божества плодородия, благодати, культ богини матери имел распространение как в мифологии и фольклоре, так и древнеземледельческих памятниках искусства горного Дагестана.


Рецензии