Маргарита человек разумный часть 361
692. Раньше мы в Падлесном жили. Хутор стоял, прям у края леса. От леса и кормились. Грибки да ягадки всякаи сбирали. Девки-то сбируцца гужом, да и в лес по грибы, по ягоды. Мать моя рассказывала про энто. Пашли они с девками в лес по грибы. Грибов набрали - не унесть. А с ними девка была, Палага Малюгина. Страсть красива была девка.
Ростом высока, пышная, как сдоба, румяная, глазастая. Вот набрали девки грибов и сбираютца домой идтить. Вдруг медведь из чашшобы к ним валит. Девки-т разбежалися хто куда, а Палага упала наземь, лицом в землю уткнулась и лежит ня жива, ня мертва. А медведь возле ней окоротилси, лапы на брюхи скрестил, и стоить, быдто любуитси. Да как жахнет-то лапишшей по Палагиному заду. Вроде погладил. Паглядел, паглядел, да и обратно в лес убег.
Девки-то Палагу подняли, а та быдто и ня видить ничаво, пабелела. Девки ее быстрей к знахарке, к бабке Фекле Завьяловой. Уж та яе отливала да отшептывала. Эт, грит, девка тебя леший приметил, ты вишь краше других ему глянунулась. От он тебя и огладил».
Прашло скольки-т времени, ток Палага сохнуть стала. От красы ее былой и следа не стало. Высохла, ровно жердь. А на том месте, где ие медведь жахнул, пятно у ней вскочило, да точь-в-точь лапа медвежия. В хуторе ее и прозвали «Медведева нявеста». Замуж ие никто ня взял, так она и тронулась умом-то. А потом и вовсе в лес сбежала. (Записано в г. Лиски от Абрамовой Матрены Андреевны, 1913 г.р. Запись Кузнецовой Е. А., 1997 г. АКТЛФ).
693. В одной деревне было поверье, что поздно вечером нельзя ругаться с родителями и выносить мусор, иначе что-то или кто-то утащит на болото, которое было рядом с деревней. Одна девушка не верила в это, и, поругавшись с родителями, пошла вечером на улицу. Она вернулась домой только через 3 дня, и объяснила, что кто-то в темноте утащил её на болото и отпустил только через 3 дня, но это существо обращалось с ней хорошо. (Записано в с/з «Михайловский» Панинскогор-на Воронежской обл. от Паниной Нины Сергеевны, 1937 г.р. Запись Паниной Ю. АКТЛФ).
694. Бабушка ещё один случай рассказывала. У нас через Хопёр, там вот, в верховьях Хопра, был мост, сделан из брёвен. Брёвна, и лыком он был связан. Эт вон там, за Вишняком, где дальний пляж. И вот через этот мост они ходили за ежевикой. Ежевика поспевает в конце августа - в начале сентября. Конечно, уже не купаться, уже прохладно. И бабушка с детишками с тремя - какой здесь, какой рядом, какой за юбку держится - пошли за этой ежевикой, лукошко у неё. Дошли до этого мосточка из брёвен, ну и она говорит: «Я только ступнула на этом мост, на этом мосту появляется дедушка, такой вот небольшой дедушка, ну, как лесовичок, и говорит: «Женщины, вы идите. Сами проходите, но детей с собой не ведите через мост».
Бабушка не пошла со своими ребятишками, а одна женщина говорит: «Ой, господи, боже мой, ты глянь, какая тут страсть». Ну, смелая, наверное, была. Да ринулась. Представляете, развязываются эти два бревна, и она с малышом падает. Малышу четыре годика. В общем, нахлебался он воды, кое-как его отходили, но у ребёнка, после этого случился младенческий, т.е. припадки начали бить, и так он и умер с этими припадками. Наверное, испуг. (Записано в с. Петровское Борисоглебского р-на, Воронежской обл. от Шишкиной Н. А., 1951 г.р. Запись Кудрявцевой Т., 2004 г. АКТЛФ).
695. Однажды, когда мы были детьми, а было это сразу после войны, пошли с подружками в лес по орехи. Лес находился недалеко от деревни. Орехов было не много, видимо, все оборвали. Можно сказать, что из леса мы уходили ни с чем. Уже начало смеркаться, а тропинка, ведущая к деревне, как будто исчезла. Бродили-бродили и вышли на незнакомую опушку. Стоял, вернее, сидел на пеньке бородатый старичок. Никогда мы раньше его не видели и не знали.
Подошли, поздоровались, а рядом с ним лежал большой мешок с орехами. Он угостил нас ими. Мы спросили, не знает ли он дорогу в деревню. Он ответил, чтобы мы шли прямо и выйдем прямо к тропинке. Мы поблагодарили его, и пошли, куда указал дед. И, правда, вышли к тропинке. Дошли до деревни, рассказали маме. Она сказала, что это был леший. После этого мы не раз были в лесу, но ни опушки, ни старика не видели. (Записано в с. Ильинка Таловского р-на Воронежской обл. от Яценко Клавдии Андриановны, 1929 г.р. Запись Угрюмовой Ю.А.,1997 г. АКТЛФ).
696. Старики рассказывают, как будто есть лесной хозяин. Белый, выше леса, идя, шумит, на рыбалку ходит. (Записано в с. Старая Тойда Аннинского р-на, Воронежской обл. от бывшей доярки Мещеряковой Анны Андреевны, 1914 г. р. Запись Контаковой Н., Горюшкиной Е., Тесниковой Л., 1996г. АКТЛФ).
697. Одна женщина ходила искать коров в лес ночью. Видит однажды, что сидит на осиновом пеньке женщина с длинными-предлинными волосами и говорит:
- Чего ты ходишь?
- Ищу коров.
- Да вона твои коровы...
Посмотрела она, и правда, коровы тут и ходят. Вот так и нашла. Говорят, что это будто лешачиха сама сидела. (Записано в с. Отрадное Новоусманского р-на от Зинаиды Павловны Старцевой, 1960 г.р.Запись Скачковой Э.В., 1997 г. АКТЛФ).
698. Когда я-то маленькая была, то ходила с рабятами у лес пы грыбы, па ягыды. Заигрались один раз, ды и не заметили, кык пытемнела. Стали дорогу домой искать. Тямно везде. Ни луны, ни звезд - все тучи закрыли. Потом Федькя увидал огонек поодаль. Мы подумали: этот огонек от костра рыбаков. Пошли туды на ентот свет. Вышли на небольшуя поляну, где плясали маленькия человечки. Уж и ня знаю, хто они, как грыбы большия: глаз нет, носа тоже, а вот рот громадный, так и плывет в улыбке. Испугались мы. Наськя была самая маленькая, она от испуга как заплача! Мы бежать бросилися, пыд ногами земли не чуяли.
В деревне рассказали об ентом. Наутро дядьки Николка, Гришка с дедом Тихоном отправились в лес, стали енту поляну искать. Искали-искали. Уж домой собрались, смотрють, а на земле тропинька из ягод. Это мы, када бежали, всю ягоду растеряли. Пошли по тропиньке и вышли на енту поляну. А там грыбов видимо-невидимо. Хотели собрать их, ды побоялись: вдруг грыбы-то живые. Съешь их, а они начнут в животе вытанцовывать. Так и ушли они ни с чем. (Записано в с. Листопадовка Грибановского р-на, Воронежской обл. от Хаустовой Евдокии Тихоновны, 1925 г.р. Запись Арсентьевой Ю., 1998 г. АКТЛФ).
699. Бывая летом в деревне у бабушки и дедушки, мы непременно ходили в лес за грибами и за ягодами. Помню, как в детстве мы с моей сестрой любили бегать по лесу, прятаться за кустами и деревьями друг от друга, а чтобы не потеряться и не отойти далеко от бабушки, собирающей травы, кричали: «Ау, ау». И вот однажды, набегавшись по лесу и сев на пень отдохнуть, бабушка рассказала нам о добром лесном духе дедушке Ауке, который в отличие от Леших не спит ни зимой, ни летом. Зимой на смену Лешему приходит Дед Мороз, когда тот ложится в зимнюю спячку и спит до зимы; Аука же живет в лесу круглый год и помогает людям. Если попросить у него помощи, он всегда поможет и выведет из леса. Если зимой человек разозлит Ауку, Аука будет отзываться сразу со всех сторон.
На вид он, по словам бабушки, маленький, пузатенький, щеки надутые. Он может завести в глубь леса, вселить надежду, но сам будет водить до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем позабыв. Поэтому не стоит ходить зимой в лесу без надобности, чтобы не злить Ауку. Посидели мы еще на пенечке, да и пошли дальше, только мы уже с сестрой старались держаться рядом с бабушкой и не шуметь много. (Записано в ст. Графская, пос. Краснолесный от Гирдо Ю.А., 1939 г.р. Запись Стрельниковой И.А., 1997 г. АКТЛФ).
Свидетельство о публикации №121051101547