Разновидности стихового изложения
Изложение в стихах – это форма подачи материала, та форма, в которой оно преподносится.
Материалом в данном случае выступает словесная масса, это актив, именуемый стихотворной тканью. Почему она называется именно так? Потому что эта стиховая ткань разворачивается, движется, и оказывается протянутой во времени.
Эта ткань – явление вовсе не абстрактное, как и всё, что относится к стиховым элементам высшего порядка. Она материализуется, и делает это не случайно, не хаотично, а согласно определенному типу развёртывания. Эта форма, в которой производится запись слов, их последовательностей, как и частиц, союзов, предлогов, обретает устойчивую форму изложения человеческой мысли. Изложение характеризуется визуальным начертанием в
соответствии с классифицирующими очертаниями структуры, преобладанием одних признаков над другими, и охватывает цельную синтаксическую конструкцию: от периода и больше.
Есть 4 вида стихового изложения: мелодическое, ритмическое, как и такое, которое называется пассажной техникой. А четвертым – является изложение, насыщенное элементами мелодекламации. Оно называется речитативным.
Итак, что мы имеем? Виды изложения:
1) Мелодическое
2) Ритмическое
3) Пассажная техника
4) Речитативное.
В каждом из этих видов некоторые свойства стихотворной ткани либо выходят на первый план, либо отходят на задний план.
Так что изложение – это способ раскрытия, развертывания стиховой ткани. Оно имеет прежде всего первостепенное визуальное назначение. Запротоколировать этим его характер, его характеристику.
Как тут не вспомнить мультяшное: как вы шхуну назовёте, так она и поплывёт.
Изложению присущий определённый масштаб. Один вид изложения обязан охватывать какую то значительную часть текста: от периода и до сложных конструкций, объединяющих несколько периодов. В этих конструкциях мысль разворачивается одинаковым образом.
№ 1) Первый, самый главный, самый основной тип – это изложение, которое называется мелодическим. Временами, правда, называют его "кантиленой". Для такого типа свойственны все приемы, которые используются для обретения пластики, пластичного письма, так и – инструментовки стиха: то есть это повторы, звукофонетическия подобия, словоакустические комплексы, аннаграммическое письмо, рифмовка – внутренняя, близкая и дальняя, так называемые речёвки – запись подобных словосочетаний и кратких выражений, мотивов спартанского, лаконичного назначения.
Слова обязаны сочетаться с наибольшей точностью, используя общие инициалы – фонемы, одно слово словно продолжается в последующем, или в их команде. Как отметила составитель учебника литературы Аминева, письмо приобретает вязкий характер.
Это та же инструментовка, та же запись словесных мелодий, но подчинённая более точным и тонким принципам организации.
Рассмотрим такой пример:
Прелестница,
с лицом
известным,
с лицом –
призывом:
Очаровательным
и
красивым,
Негой
игривой:
Признайте,
в разливе
так
Ручья
очарование
Вьется,
льется
С упоительной
гривой, –
Умопомрачительной
и
Красивой, –
во
всю
Свою
силу,
Льется,
смеется
В стремлении
Милом, –
мелькает
В игривом –
таким вот
мотивом!
(очень
красивым!)
В собственной
силе –
это
Лицо,
лицензионно –
Коллекционное
целиком,
и оно
Никогда
никому
из
Мужчин
Не
бывает
Постылым, –
Кстати,
как
и
Не бывает
оно
стыдливым …
Что есть что в таком изложении? Кто есть кто? Разберём всё по – порядку.
1) Повторы.
Начинается этот эпизод с ключевого слова. Начальное слово, подчёркнутое семантическим значением, носит такое название. От него, как круги на воде, расходятся другие слова. Они в звуковом отношении подобны первому, состоят из тех же фонем и звуков. Как видим, тут же, сразу 2 раза повторяется слово: лицом.
С лицом известным : с лицом призывом.
2) Звукофонетические подобия: в этот разряд зачисляем ассонансы и "несостоявшиеся, неполноценные" рифмы, (диссонансы), те самые, которые теорией стихосложения определяются, как "слова – рифмоиды". Звуковой состав их сомнителен и нетипичен.
3) Словоакустические выдержанные комплексы: словесные аккорды.
В игривом : таким вот мотивом : очень красивым!
Первое слово этого словосочетания относится к сопровождению, а последующие – к мелодии, и образуют в звуковом
отношении единый словесный аккорд, комплекс, составленный из одинаковых и подобных фонологических единиц:
и слов и отдельных слогов.
4) Анаграммическое письмо.
Название образовано от слова анаграмма. Так называется словесная игра, в которой идентичные или схожие слоги меняются местами, наподобие фигурок при рокировке. Надеюсь, всем понятен этот шахматный прием.
В этом случае слоги, из которых состоят слова, напоминают собою определённое кружево, определённую вязь, в которой слоги в словах пестрят на разных местах. Всех их обьединяет то, что они образуют единый словесный ряд.
Льется, смеется – в стремлении милом: мелькает в игривом, таким вот мотивом; очень красивым!
5) Рифмовка.
Наблюдаем внутреннюю рифму:
Вьется : льется.
В игривом : таким вот мотивом.
Это образец близкой рифмы, такой, когда слова рифмуются через одно – два слова.
Постылым : стыдливым – это образец дальней рифмовки, задействующей определённое расстояние, определённую дистанцию. Слова перекликаются друг с другом издалека, словно через чужие головы. Призывом : красивым, это уже не цельная рифма, это полурифма, когда рифмуются между собою только окончания слов.
Напомню: различаем цельные, полные рифмы, полурифмы, неполные (неточные) рифмы, остальные сочетания зачисляем в разряд рифмоидов. И последний вид совсем уже нездоровых сочетаний - это диссонансы.
Рассмотренная нами поступенность, незаметность переходов между словами, пластичная смена позиций их, месторасположения - дает все основания для обозначения данного способа изложения, использовать музыкальный термин "кантилена", олицетворяющий поступенное, плавное, вокальное письмо. Эта поступенность вокального письма подчеркнута расположением слов в виде ступенек, так называемой "лесенки". Таким способом сочетаются и записываются – спаренные, сведённые в общую пару, слова, имеющие общие инициалы - буквы.
№ 2. Ритмическое.
Теперь рассмотрим вид изложения, названный ритмическим. В его основе лежит ритмизация, придание стихотворной ткани единого ритма. Для этого используются ритмические стихи.
В ритмических стихах единицей измерения считается доля. Каждая доля включает в себя одно слово. Иногда, для выравнивания ритма, эти доли вынуждены включать 2 кратких слова. Эти доли пульсируют с определённой частотой: по
3 – 4 раза, реже 2. Почему так? А потому, что трёх– четвертной ритм более активен и эффективен, нежели двудольный.
Взгляните, как в нижеприведённом образце первоначально представленная в мелодическом изложении стихотворная мысль естественно переходит в ритмическое изложение:
Личность с …
Безгра –
нично
Симпатичным,
с красивым
Лицом,
То есть –
с лицом
Налицо:
Секса
Секса
Секса –
пильным
пильным
пильным;
Нет не
Нет не
Нет не
Мыльным
Мыльным
Мыльным,
Секса
Секса
Секса –
полным
полным
полным
Блеском
Блеском
Блеском
Молний
Молний
Молний,
Секса
Секса
Секса –
сильным
сильным
сильным
Блеском
Блеском
Блеском
Стильным
Стильным
Стильным,
Секса
Секса
Секса –
видным
видным
видным,
А не
А не
А не –
Сиднем
Сиднем
Сиднем!
№ 3) Пассажная техника – следующий тип изложения.
В основе – использует различного вида фигурации. Они естественно вкрапливаются в мелодические стихи. Пассажная техника сводится к наличию кратких ритмических пассажей - повторений. Союз и обьединяет такие повторения в один комплекс. Он служит то ли мостиком, то ли аркой между правой и левой часточками текста.
Присутствуют также так называемые речёвки – запись подобных словосочетаний и кратких выражений, мотивов спартанского, лаконичного назначения. Технологически речёвки строятся на основе параллелизма. Две – три фразки должны быть связаны между собой неким общим связующим. Речёвки оживляют фигурации, они не позволяют пассажной технике становиться чересчур механической.
Рассмотрите в качестве примера такие начальные строчки:
ГЛАВА 1
В компактном!
В контактном:
Киоте
комплоте –
Где
Лоты и
лоты
Лоты и
лоты
Мелодии
Плоти и
плоти
Плоти и
плоти
Медовые,
Те
Платья и
платья
Платья и
платья
Приятные
Как
Наряды,
Не
Пятна и
пятна
Пятна и
пятна,
Они –
Кому
Не
Понятно,
Нет,
Притягательности
Они
Многократной,
Награды –
Ведь при параде!
От складки
и
к складке
От складки
и
к складке –
В порядке,
Нет,
Не
Всмятку
и
всмятку,
Всмятку
и
всмятку:
Судить –
не
судите
Превратно!
Нет,
Сами
Они
Впрямь – прямо:
Опрятны!
Приятны –
Понятно!
В мелодического типа стихотворную ткань вкраплены все эти пассажи, слова с объединительным союзом и: лоты и лоты, лоты и лоты * плоти и плоти, плоти и плоти, * и так далее.
№ 4) Смешанный тип изложения, названный речитативным. Строится на основе результативной импровизации. В принципе, это мелодическое изложение, подпорченное мелодекламацией, использующее ассонансы, диссонансы, и неточные, неинтонируемые слова. Вследствии этого, его следует использовать осмотрительно, чтобы не было передоза в некачественных, неуправляемых словах. То есть тех, которые в данном месте – как бы не к месту, не интонируются, и противоречат местной, локальной мелодичности стихов.
Речитативной тип изложения наиболее подходит для срединных построений, позволяющих использовать вольности стиха:
Не вопрос:
ведь нос
её
Грациозный,
с прелестью
грозной,
Амбициозной!
Её
Губы
Чувственны
и
Нарядны:
они
опрятны,
Глядите –
где – то
Дети граната,
они
Не отвратны!
А вот
и
Глаза её,
не глазки –
Анютины глазки,
нет,
Алмазы, –
глазеют
Как звезды,
как
звездочки:
В оазисе
Неба –
они
Сверкают,
Смеются
совсем
Не
нелепо…
У
неё
прическа
Короткая,
как
У
любой
Женщины
Эпохи
Рококо,
Волосы
Пепельные,
по
Моде того
Времени
Напудренные,
пудрою
Французскою,
а не
какой –
нибудь
тусклою!
Обратите внимание – проходные слова: «женщины эпохи рококо», и так далее, которые не интонируются и не рифмуются, а сочетаются сугубо семантически, доказывают, что данный тип изложения является речитативным.
В принципе – деструктивное, «неправильное», «неверное», изложение. То есть, «подпорченное» появлением диссонансов и случайных, неинтонируемых слов.
Эта последняя разновидность содержит, как видим, разную степень интонационной терпкости. Эта терпкость выступает антиподом пластичному стиховому письму. Против пластичной, плавной, согласованной кантилены – топорный, терпкий речитатив. Неприемлемый на больших, протяженных участках стихотворного текста, он разрешается в виде небольших, коротких мотивов.
Включается фактор разумной целесообразности этих резких, чужеродных, фонологических оборотов. Их цель – быть стратегически – семантически оправданными, содержательно нужными в данном контексте, например в кульминации стиха, когда необходимо донести содержательную мысль.
Речитативный вид изложения бывает незаменим в тех случаях, когда нужно передать прямую речь персонажа, или построить диалог двоих.
Свидетельство о публикации №121051000098