Разновидности стихового изложения

             № 2.  РАЗНЫЕ  ВИДЫ  СТИХОВОГО  ИЗЛОЖЕНИЯ.

Изложение  в  стихах – это  форма  подачи  материала,  та  форма,  в  которой  оно  преподносится. 
Материалом  в  данном  случае  выступает  словесная  масса,  это  актив,  именуемый  стихотворной  тканью.  Почему  она  называется  именно  так?  Потому  что  эта  стиховая  ткань  разворачивается, движется, и  оказывается  протянутой  во  времени. 
Эта  ткань – явление  вовсе  не  абстрактное,  как  и  всё,  что  относится  к  стиховым  элементам  высшего  порядка.  Она  материализуется,  и  делает  это  не  случайно,  не  хаотично,  а  согласно  определенному  типу  развёртывания.  Эта  форма,  в  которой  производится  запись  слов,  их  последовательностей,  как  и  частиц,  союзов,  предлогов,  обретает  устойчивую  форму  изложения  человеческой  мысли. Изложение  характеризуется  визуальным  начертанием  в
соответствии  с  классифицирующими  очертаниями  структуры,  преобладанием  одних  признаков  над  другими, и  охватывает  цельную  синтаксическую  конструкцию: от  периода  и  больше.
   
Есть  4  вида  стихового  изложения:  мелодическое,  ритмическое,  как  и  такое,  которое  называется  пассажной  техникой.  А  четвертым – является  изложение,  насыщенное  элементами  мелодекламации.  Оно  называется  речитативным.
Итак,  что  мы  имеем?  Виды  изложения:

1)  Мелодическое
2)  Ритмическое
3)  Пассажная  техника
4)  Речитативное.

В  каждом  из  этих  видов  некоторые  свойства  стихотворной  ткани  либо  выходят  на  первый  план,  либо  отходят  на  задний  план. 
Так  что  изложение – это  способ  раскрытия,  развертывания  стиховой  ткани.  Оно  имеет  прежде  всего  первостепенное  визуальное  назначение.  Запротоколировать  этим  его  характер,  его  характеристику.
Как  тут  не  вспомнить  мультяшное:  как  вы  шхуну  назовёте,  так  она  и  поплывёт. 
Изложению  присущий  определённый  масштаб.  Один  вид  изложения   обязан  охватывать  какую  то  значительную  часть  текста:  от  периода  и  до  сложных  конструкций,  объединяющих  несколько  периодов.  В  этих  конструкциях  мысль  разворачивается  одинаковым  образом.   

№ 1)  Первый,  самый  главный,  самый  основной  тип – это  изложение,  которое  называется  мелодическим.  Временами,  правда,  называют  его  "кантиленой".  Для  такого  типа  свойственны  все  приемы,  которые  используются  для  обретения  пластики,  пластичного  письма,  так  и – инструментовки  стиха:  то  есть  это  повторы,  звукофонетическия  подобия,  словоакустические  комплексы,  аннаграммическое  письмо,  рифмовка – внутренняя,  близкая  и  дальняя,  так  называемые  речёвки – запись  подобных  словосочетаний  и  кратких  выражений, мотивов  спартанского,  лаконичного  назначения.
Слова  обязаны  сочетаться  с  наибольшей  точностью,  используя  общие  инициалы – фонемы,  одно  слово  словно  продолжается  в  последующем,  или  в  их  команде.  Как  отметила  составитель  учебника  литературы  Аминева,  письмо  приобретает  вязкий  характер.
Это  та  же  инструментовка,  та  же  запись  словесных  мелодий,  но  подчинённая  более  точным  и  тонким  принципам  организации.
Рассмотрим  такой  пример:

Прелестница,
                с  лицом 
                известным,
                с  лицом –
                призывом:
Очаровательным
                и
                красивым,
       Негой
                игривой:

Признайте,
                в  разливе
                так
   Ручья
              очарование
      Вьется,
                льется
   С  упоительной
                гривой, –
Умопомрачительной
                и
     Красивой, –
                во
                всю
         Свою
                силу,
    Льется,
                смеется
     В  стремлении
  Милом, –
                мелькает
В  игривом –
 
                таким  вот
                мотивом!

                (очень
                красивым!)

В  собственной
                силе –
                это
Лицо,
          лицензионно –
 Коллекционное
                целиком,
                и  оно
    Никогда
                никому
                из
         Мужчин
        Не
             бывает
       Постылым, –
       Кстати,
                как
                и
Не  бывает
                оно
                стыдливым …

Что  есть  что  в  таком  изложении?  Кто  есть  кто?  Разберём  всё  по – порядку.

1)  Повторы.
Начинается  этот  эпизод  с  ключевого  слова.  Начальное  слово,  подчёркнутое  семантическим  значением,  носит  такое  название.  От  него,  как  круги  на  воде,  расходятся  другие  слова.  Они  в  звуковом  отношении  подобны  первому,  состоят  из  тех  же  фонем  и  звуков.  Как  видим,  тут  же,  сразу  2  раза  повторяется  слово:  лицом. 
С  лицом  известным : с  лицом  призывом.
 
2)  Звукофонетические  подобия:  в  этот  разряд  зачисляем  ассонансы  и  "несостоявшиеся,  неполноценные"  рифмы,  (диссонансы), те  самые,  которые  теорией  стихосложения  определяются,  как  "слова – рифмоиды".  Звуковой  состав  их  сомнителен  и  нетипичен.

3)  Словоакустические  выдержанные  комплексы:  словесные  аккорды.
В  игривом :  таким  вот  мотивом :  очень  красивым!
Первое  слово  этого  словосочетания  относится  к  сопровождению,  а  последующие – к  мелодии,  и  образуют  в  звуковом 
отношении  единый  словесный  аккорд,  комплекс,  составленный  из  одинаковых  и  подобных  фонологических  единиц: 
и  слов  и  отдельных  слогов.   

4) Анаграммическое  письмо.
Название  образовано  от  слова  анаграмма.  Так  называется  словесная  игра,  в  которой  идентичные  или  схожие  слоги  меняются  местами,  наподобие  фигурок  при  рокировке.  Надеюсь,  всем  понятен  этот  шахматный  прием.   
В  этом  случае  слоги,  из  которых  состоят  слова,  напоминают  собою  определённое  кружево,  определённую  вязь,  в  которой  слоги  в  словах  пестрят  на  разных  местах.  Всех  их  обьединяет  то,  что  они  образуют  единый  словесный  ряд.    
Льется,  смеется – в  стремлении  милом:  мелькает  в  игривом,  таким  вот  мотивом;  очень  красивым!

5)  Рифмовка.
Наблюдаем  внутреннюю  рифму: 
Вьется : льется. 
В  игривом :  таким  вот  мотивом.
Это  образец  близкой  рифмы,  такой,  когда  слова  рифмуются  через   одно – два  слова.   
Постылым :  стыдливым – это  образец  дальней  рифмовки,  задействующей  определённое  расстояние,  определённую  дистанцию. Слова  перекликаются  друг  с  другом  издалека,  словно  через  чужие  головы. Призывом : красивым,  это  уже  не  цельная  рифма,  это  полурифма,  когда  рифмуются  между  собою  только  окончания  слов.
Напомню:  различаем  цельные,  полные  рифмы,  полурифмы,  неполные  (неточные)  рифмы, остальные  сочетания  зачисляем  в  разряд  рифмоидов. И  последний  вид  совсем  уже  нездоровых  сочетаний - это  диссонансы.
Рассмотренная  нами  поступенность,  незаметность  переходов  между  словами,  пластичная  смена  позиций  их,  месторасположения - дает  все  основания  для  обозначения  данного  способа  изложения,  использовать  музыкальный  термин  "кантилена",  олицетворяющий  поступенное,  плавное,  вокальное  письмо.  Эта  поступенность  вокального  письма  подчеркнута  расположением  слов  в  виде  ступенек,  так  называемой  "лесенки".  Таким  способом  сочетаются  и  записываются – спаренные,  сведённые  в  общую  пару,  слова,  имеющие  общие  инициалы - буквы.
               
№ 2.  Ритмическое.
Теперь  рассмотрим  вид  изложения,  названный  ритмическим.  В  его  основе  лежит  ритмизация,  придание  стихотворной  ткани  единого  ритма.  Для  этого  используются  ритмические  стихи.
В  ритмических  стихах  единицей  измерения  считается  доля. Каждая  доля  включает  в  себя  одно  слово.  Иногда,  для  выравнивания  ритма,  эти  доли  вынуждены  включать  2  кратких  слова.  Эти  доли  пульсируют  с  определённой  частотой:  по
3 – 4  раза,  реже  2.  Почему  так?  А  потому,  что  трёх– четвертной  ритм  более  активен  и  эффективен,  нежели  двудольный.
Взгляните,  как  в  нижеприведённом  образце  первоначально  представленная  в  мелодическом  изложении  стихотворная  мысль  естественно  переходит  в  ритмическое  изложение:

   Личность  с …

                Безгра –
                нично
Симпатичным,
                с  красивым
                Лицом,
       То  есть –
                с  лицом
                Налицо:

                Секса
                Секса
                Секса –
                пильным
                пильным
                пильным;
                Нет  не
                Нет  не
                Нет  не
                Мыльным
                Мыльным
                Мыльным,
                Секса
                Секса
                Секса –
                полным
                полным
                полным
                Блеском
                Блеском
                Блеском
                Молний
                Молний
                Молний,
                Секса
                Секса
                Секса –
                сильным
                сильным
                сильным
                Блеском
                Блеском
                Блеском
                Стильным
                Стильным
                Стильным,
                Секса
                Секса
                Секса –
                видным
                видным
                видным,
                А  не
                А  не
                А  не –
                Сиднем
                Сиднем
                Сиднем!

№ 3)  Пассажная  техника – следующий  тип  изложения.
В  основе – использует  различного  вида  фигурации.  Они  естественно  вкрапливаются  в  мелодические  стихи.  Пассажная  техника  сводится  к  наличию  кратких  ритмических  пассажей - повторений.  Союз  и  обьединяет  такие  повторения  в  один  комплекс.  Он  служит  то  ли  мостиком,  то  ли  аркой  между  правой  и  левой  часточками  текста. 
Присутствуют  также  так  называемые  речёвки – запись  подобных  словосочетаний  и  кратких  выражений,  мотивов  спартанского,  лаконичного  назначения.  Технологически  речёвки   строятся  на  основе  параллелизма.  Две – три  фразки  должны  быть  связаны  между  собой  неким  общим  связующим.  Речёвки  оживляют  фигурации,  они  не  позволяют  пассажной  технике  становиться  чересчур  механической.
Рассмотрите  в  качестве  примера  такие  начальные  строчки:

         ГЛАВА 1

В  компактном!

В  контактном:
Киоте
           комплоте –

          Где
  Лоты  и
               лоты
  Лоты  и
               лоты
     Мелодии
 Плоти  и 
                плоти
 Плоти  и
                плоти
      Медовые,
            Те
 Платья  и
                платья
 Платья  и
                платья
       Приятные
            Как
         Наряды,
             Не
  Пятна  и
                пятна
  Пятна  и
                пятна,
           Они –
           Кому 
              Не
         Понятно,

              Нет,
     Притягательности
              Они
      Многократной,
           Награды –

     Ведь  при  параде!

От  складки 
                и
                к  складке
От  складки
                и
                к  складке –
          В  порядке,
                Нет,
                Не
   Всмятку
                и
                всмятку,
    Всмятку
                и
                всмятку:
    Судить –
                не 
                судите
         Превратно!

               Нет,
              Сами
               Они
     Впрямь – прямо:
         
          Опрятны!

          Приятны –
          Понятно!

В  мелодического  типа  стихотворную  ткань  вкраплены  все  эти  пассажи,  слова  с  объединительным  союзом  и:  лоты  и  лоты,  лоты  и   лоты * плоти  и  плоти,  плоти  и  плоти, * и  так  далее.      

№ 4)  Смешанный  тип  изложения,  названный  речитативным.  Строится  на  основе  результативной  импровизации.   В  принципе,  это  мелодическое  изложение,  подпорченное  мелодекламацией,  использующее  ассонансы,  диссонансы,  и  неточные,  неинтонируемые  слова.  Вследствии   этого,  его  следует  использовать  осмотрительно,  чтобы  не  было  передоза  в  некачественных,  неуправляемых  словах.  То  есть  тех,  которые  в  данном  месте – как  бы  не  к  месту,  не  интонируются,  и  противоречат  местной,  локальной  мелодичности  стихов. 
Речитативной  тип  изложения  наиболее  подходит  для  срединных  построений,  позволяющих  использовать  вольности  стиха:   

     Не  вопрос:
                ведь  нос
                её
Грациозный,
                с  прелестью
                грозной,
Амбициозной!

                Её
                Губы
        Чувственны
                и
     Нарядны:
                они
                опрятны,
     Глядите –
                где – то
     Дети  граната,
                они
  Не  отвратны!
 
                А  вот
                и
   Глаза  её,
                не  глазки –
 Анютины  глазки,
                нет,
   Алмазы, –
                глазеют
  Как  звезды,
                как 
                звездочки:
           В  оазисе
          Неба –
                они
           Сверкают,
     Смеются
                совсем
         Не
              нелепо…

       У
          неё
          прическа
      Короткая,
                как
          У
            любой
        Женщины
          Эпохи
          Рококо,

          Волосы
     Пепельные,
                по
        Моде  того
         Времени
Напудренные,

                пудрою
Французскою,
                а  не
                какой –
                нибудь
                тусклою!

Обратите  внимание – проходные  слова:  «женщины  эпохи  рококо»,  и  так  далее,  которые  не  интонируются  и  не  рифмуются,  а  сочетаются  сугубо  семантически,  доказывают,  что  данный  тип  изложения  является  речитативным.
В  принципе – деструктивное,  «неправильное»,  «неверное»,  изложение.  То  есть,   «подпорченное»   появлением  диссонансов  и  случайных,  неинтонируемых  слов. 
Эта  последняя  разновидность содержит, как видим, разную степень интонационной терпкости.  Эта  терпкость  выступает  антиподом  пластичному  стиховому  письму. Против  пластичной,  плавной,  согласованной  кантилены – топорный,  терпкий  речитатив. Неприемлемый  на  больших,  протяженных  участках  стихотворного текста,  он  разрешается  в  виде  небольших,  коротких  мотивов. 
Включается фактор разумной целесообразности этих резких, чужеродных, фонологических оборотов.  Их  цель – быть  стратегически – семантически  оправданными,  содержательно  нужными  в  данном  контексте, например  в  кульминации  стиха,  когда  необходимо  донести  содержательную  мысль.

Речитативный  вид  изложения  бывает  незаменим  в  тех  случаях,  когда  нужно  передать  прямую  речь  персонажа,  или  построить  диалог  двоих.   


Рецензии