Ушла моя эпоха...

Ушла моя эпоха, я хочу
уйти за нею следом,
ведь жизнь, которую влачу,
граничит с бредом.

Общалась с профессурой, а теперь
одно отребье.
Я вижу, что открыта дверь
в высоком небе...


Рецензии
Александр Балтин

ЭЛЛА И СМЕРТЬ

Элла Крылова-Гремяка. «Измученный ангел». - М., 2021.

Время – в каком-то смысле – псевдоним смерти (несмотря на то, что они разного рода): время – несущее к ней, приближающее постоянно, неизбывно; но то, что смерть - нам не враг, сложно осознать.Это осознание требует стойкости и достаточно трудной жизни: многих внутренних борений, преодоления беды, какая кажется неподъёмной… Да, может, и является таковой. Элла Крылова-Гремяка, пережив смерть любимого супруга, оставшись в невыносимой берлоге одиночества, выстроив внутри неё (в дополнение к прошлому своду сочинений) совершенно специфический – лучами уходящий в дальние пространства – мир, пришла именно к такому осознанию, пересыпанному солью мудрости Екклесиаста:

Не отдаляюсь я, а приближаюсь
к тебе, Серёжа, время нам не враг.
Уже для похорон я наряжаюсь
и в белую рубашку, и во фрак.

В гробу я буду хорошо смотреться,
и кто-нибудь срисует профиль мой.
А перед смертью вспомню своё детство
и нашу жизнь с тобою, мой родной.

Всё спокойно – ритмика, графика стиха, его совершенная огранка: кристаллами сверкают строки; всё спокойно: и из внутренней тишины поэты растут цветы стихов… …о! они столь различны по форме: лепестками золотится буддизм, ощущение Христа собирается в могучее соцветие, а стебель пронизан культурологическими токами: ибо поэт чувствует родной всякую культуру, принимая – и постигая – их во множестве пестроты и мысли.

Ушла моя эпоха, я хочу
уйти за нею следом.
Ведь жизнь, которую влачу,
граничит с бредом.

Дружила с профессурой, а теперь
одно отребье.
Я вижу, что открыта дверь
в высоком небе.

Всё истинно – и также спокойно: ушедшая эпоха объективно была лучше наставшей, чей неистовый прагматизм, помноженный на змеиный эгоизм, разрушают само коренное представление о человеческом бытовании, покушаясь уже на сам дух: который, разумеется, разрушить нельзя, на заставить забыть можно. Эпоха и старается сделать это: неистовея в соблазнах, преподнося грошовые известности как глобальную славу, предлагая в качестве кумиров именно отребье…

…как сходятся культуры, кристально ясно соединяясь в нескольких строках, хорошо демонстрирует стихотворение:

Страстная Пятница. Распятье
и снятье, мёртвого, с креста.
Солдаты поделили платье,
но совершенна нагота.

Она переводной картинкой
запечатлелась в небесах.
Вернётся с ангелом в обнимку
в одеждах белых на Песах.

За совершенной наготой грядёт таинственное, мир меняющее воскресенье; за Песахом мерцает столь длинная история великого народа, что захватывает дух – при попытке осознать ключевые моменты. Но – поэзия даёт наиболее краткий путь к воплощению мысли, рассыпающейся, к тому же, суммами золотых звёзд ассоциаций и аллюзий.

…Утрата интереса к бытию условна: всегда нечто волнующе вспыхивает в его потоке; тем не менее, такое стихотворение, давая формулу ситуации, вновь поражает стойкостью спокойной мудрости:

На опушке леса тихий дом.
И живут душой больные в нём.
С детских лет я видела его
на опушке леса моего.

Может, это знак моей судьбы? –
жить мне в доме том, забыв гробы.
Тихо, молча жить, смотреть на лес,
к бытию утратив интерес…

Смерть всегда рядом – и отношение к ней во многом определяет человека…
Интересно, своеобразными инкрустациями в книге смотрятся стихотворения в прозе: жанра не слишком разработанного, но вполне отчётливого; и у Крыловой-Гремяка фразы строятся, как строки, играя огнями ощущений, точно переведённых в текст.
Ангел измучен, тем не менее, звучит светлый «Воскресный гимн»:

Вновь будет пора цветенья:
растенья расправят плечи,
душистым белым гипюром
затеплятся в синеве.
Мы, молоды и прекрасны,
в сандальях и тёртых джинсах,
вдвоём, как угодно Богу,
пойдём гулять по Неве.

И смерть не страшна. Элла собеседует с ней: молодой и красивой, и вино вечности разлито по бокалам…

6 мая 2021, Москва

Элла Крылова   09.05.2021 12:19     Заявить о нарушении