Стихотворение месяца 97 - обзор Анонимного Арбитра
И это первая причина моего согласия, а вторая – импонирует непредвзятость,
то есть разбираем именно СТИХИ, а не их авторов.
(что греха таить, в большинстве случаев друзья голосуют за друзей).
--------------------------------------------------------
1. "Девичьи слёзы"
Затрещали морозы, дым из труб день и ночь.
Ой, вы девичьи слёзы, как любовь превозмочь?
Как найти оправданье – почему я одна?
От судьбы испытанья получила сполна.
Поразвеялась в поле
грусть-тоска и печаль,
ой, ты девичья доля –
сердце бедное жаль.
От любви безответной всюду чёрная мгла,
почему незаметной для него я была?
Виновата ли вьюга иль осенний покров,
в заколдованном круге плачет горе-любовь.
Поразвеялась в поле
грусть-тоска и печаль,
ой, ты девичья доля –
сердце бедное жаль.
И теперь в моём сердце беспросветная даль,
окрутила мне душу жизни злая спираль.
Ты единственный дорог. Почему ж ты с другой?
Крылья чёрные ворон распростёр над судьбой.
*****
Увидев песенный жанр на конкурсе, честно скажу, был немного удивлён.
И как мне показалось, хоть стихотворение написано от женского лица,
но автор его – мужчина. Женщины пишут мягче, напевнее, нежнее на такую-то тему.
Эту самую «мужскую жёсткость» придаёт и оконечная рифмовка куплетов м-м-м-м.
Логически куплеты не стыкуются с припевом: в куплетах девушка говорит о беспросветности, чёрной мгле, чёрных (!опять же!) крыльях, злой спирали и т.п., а в припевах - Поразвеялась в поле грусть-тоска и печаль… то есть время всё залечило.
В общем – песня на любителя и я не в их числе.
3/2
-------------------------------
2. "Жить проще?"
А правда – что? И что она вам даст?
С чего вокруг неё так много споров?
Виктор Левашов
Жить проще и привычнее с обманом,
Неделями, обидевшись молчать.
И специально сыпать "соль на рану",
И лжи своей ему же не прощать.
Ложь правде прошипела: "Ты убита".
И жмётся правда где-то по углам.
Забралась с горечью в пустой в карман
Пальто, что молью серою побито.
Казалось бы, пальто, такая малость,
Но выбросили старое пальто.
И правды в этом доме не осталось.
И видно, не жалел о ней никто.
Любовь ушла не выдержав, рыдая.
Не сблизит ночь, не в радость хмурый день.
Вдвоём от одиночества страдая,
Ругают жизнь, погоду и мигрень.
Разрушен мир души, не стало счастья,
Заложник лжи, старается всегда
Винить других во всех своих несчастьях,
Дурман обмана сладок иногда.
Привычной стала безысходность быта,
Всё чаще раздражения оскал.
Была любовь?.. Не помнят...всё забыто.
Никто друг-другу правды не сказал.
*****
...И лжи своей ему же не прощать. – ЕМУ это кому? Женщина говорит о мужчине? То есть стихотворение написано от женского лица? Не похоже. Далее пространные рассуждения от лица автора, а в конце – «Не помнЯТ...всё забыто. Никто друг-другу правды не сказал». То есть – виноватых уже двое.
Любовь ушла не выдержав, РЫДАЯ. – ужасная строка, уж, простите, автор.
Не сблизит ночь, не в радость хмурый день. – хмурый день всегда НЕ в радость. Здесь логичнее было бы - … не в радость ясный день.
… в пустой в карман… - второй предлог зачем?
Система рифмовки, как и сами рифмы (счастья-несчастьях, всегда-иногда и т.д.) оставляют желать лучшего.
2/2
-------------------------------
3. "на берегу"
а ты такой таращишься нелепо
кисейный берег море облаков
купальщицы не ведают приличий
то плещутся то канув в молоко
щебечутся на девичьем и птичьем"
Валерий Исаянц
издали недавно на птичьем книгу моих стихов
непонятно где буквы где знаки препинания
а ты и вовсе пишешь только прозу для дураков
на самих дураков не обращая внимания
вот сижу с этой книгой на крутом берегу пруда
а ты не знала что у прудов бывает такое
жаль что летать не могу а не то б улетел туда
где в предвечном покое забуду про всё мирское
внизу в глубине пруда у русалок ажиотаж
все читают моих стихов перевод на девичий
вечность стоит на краю несменяемый жизни страж
и ей всё равно на каком понимает и птичий
знаю что у стихов моих будет короткая жизнь
видишь какое навстречу спешит поколение
не дано многогрешному мне к небесам вознестись
ладно сегодня четверг впереди воскресение
*****
И читать непросто, и воспринимать смысловую нагрузку с первого раза тоже. Понравились две последние строки, спасибо.
4/3
-------------------------------
4. "Александр"
Ты пришёл любимцем Артемиды,
Оседлать коня ребёнком смог,
Позже, от святилища Исиды
Двинулся с войсками на Восток.
Персиян сломил в большом сраженьи,
Азиатов покорил за год,
От Египта встретил ты смиренье,
И окончил в Индии поход.
Ты не ведал тяжких поражений,
Как не ведал что такое страх,
На коне влетал в разгар сражений
И кипела сталь в твоих руках.
Побеждал с отчаянным везеньем,
Вынуждал упрямых падать ниц,
Приводил в прямое восхищенье
Многих завоёванных цариц.
Никого не сталкивал ты лбами,
Был далёк от личных авантюр,
Проигравших не считал рабами,
Не топтал святыни их культур.
Твоё имя стало вроде бренда.
Покоряя мир без лишних слов,
О себе оставил ты легенды,
И ушёл навечно в мир Богов.
*****
…Коня оседлали ребёнком) Это что-то новенькое))
Приводил в прямое восхищенье… - в ПРЯМОЕ – это как? Наверное, автор хотел сказать – в полное восхищение? И про «многих цариц» тоже странно.
Рифмы сплошь грамматические… Хотя бы одну небанальную на всё стихотворение, ан, нет!
Твоё имя стало вроде бренда. – ритмический сбой, нельзя слово «твоЁ» ставить в начале стиха ни в анапесте, ни в хорее!
Попытка написать оду, но художественности, увы, мне не хватило.
3/2
-------------------------------
5. "Сделать шаг"
Прочитав часослов по пшенице,
изучаю по скалам иврит:
если знаешь зачем говорится,
всё равно кто и как говорит.
Скоро облако бабочек скроет
плечи хрупкие этой мечты.
В шар-хрустальном, серебряном рое
я исчезну и буду на "ты"
с кельтиберскими сего и брига...*
Сделать шаг во Вселенную ту,
словно в детских ладошках коврига,
заполняя её пустоту.
-------------
*Кельтиберы - народ, живший на территории иберийского полуострова до н.э.
Сего, брига- наиболее употребительные приставки и суффиксы в их языке.
Название одного из их городов так и звучит: Сегобрига.
*****
Заинтриговал автор уже с первой строки))
Спасибо, понравилось.
4/4
-------------------------------
6. "Наш мир"
Очнись от морока, встань с коленей,
не прячь улыбку, открой глаза -
совсем недорого и без денег
блестящей рыбкой скользни назад.
Найди окружность исходной точки
и проведи в память параллель,
когда наружу, однажды ночью,
сама руками открыла дверь,
впустив отчаянье, боль и пошлость,
вину, предательство и любовь -
под крики чаек застряла в прошлом.
Его бы вырвать ценой любой.
Пройди к причалу, где всё знакомо -
разбей, как сущность, речную гладь.
Начни сначала. Под птичий гомон.
О прошлом лучше не вспоминать.
Усвоить правило очень просто -
своей судьбы сам ты господин.
Таких людей в мире целый остров.
А миру по фигу.
Он - один.
*****
Уважаемый автор, первой строфой вы задали ритм:
Очнись от морока, встань /с коленей,
не прячь улыбку, открой /глаза -
совсем недорого и / без денег
блестящей рыбкой скользни /назад.
А потом в нескольких местах сами же и поломали:
- Найди окружность исхо /дной точки
и про /веди в память па /раллель…
- О прошлом лучше не вспо /минать.
Понимаете, о чём я? Икты гуляют.
…сама РУКАМИ открыла дверь… - явная «затычка». Это как идти ногами, смотреть глазами и т.п.
Но в целом стихотворение хорошее, немного надо доработать.
4/4
-------------------------------
7. "Бы"
а хотелось неистово-неженно
а хотелось душа в душу ладненько
он держался так, сцуко, вежливо
и так сухо, что даже ссадина
расставанье случилось по-англицки
растворился в туман альбионовый
только дура с характером ангельским
всё надеялась, свидеться снова бы
ей понять бы заранее разное
да тогда бы сейчасной мудрости
а теперь для кого нарядная
по одежке встречать, господи прости
доживай то, что есть, размечталася
где уж там журавля, ты синицу что ль
до ума доведи, хватит жалобить
да и жалость тебе нужна на кой
что гадать теперь, если бы да кабы...
а хотелось
хотелось
хотелось бы
*****
Интересно. Необычно. Стихотворение захватывает и подкупает своей разговорноречностью).
Пусть рифмы и ассонансные, но они звучат!
Очень удачно вписалась дактилическая в концы строк: начало каждого стиха хлёсткое (как пощёчина!) и тягучий «конец» - такое «нежное послевкусие».
5/5
-------------------------------
8. "Хвастать нечем"
Хвастать нечем. И не буду.
Громких не было побед.
Тихо выбыл отовсюду,
Но в посмертных списках нет.
За окном мелькают вёсны -
Им уже потерян счёт.
Стал занудным и несносным.
Что-то знаю наперёд,
Что-то, съев немало каши,
Не пойму и до сих пор:
Почему они не наши,
Дарданеллы и Босфор?
Прохожу перезагрузку
Для умишка и души -
Расширяю там, где узко,
Подстругав карандаши.
Только удаль и отвага
Сникли в быстром беге лет.
Ты терпи, терпи, бумага,
Полуправду - полубред.
*****
Да-да, перезагрузка, переосмысление, подведение каких-то итогов жизненного пути… Всё понятно. А художественности нет.
3/3
-------------------------------
9. "Чёрная зима"
...в ту зиму чёрные снега
заволокли надежд обманки,
трещала подо льдом река,
луну ломало на баранки;
два месяца, скрестив рога,
решали, кто из них лунее,
а люди в масках от врага,
– день ото дня все злее, злее –
бежали, падали, ползли
и выпевали, задыхаясь,
молитвы, будто бы стихи,
в безверье запоздало каясь;
и снег копал, копал, копал
могильщик Саня, бомж со стажем,
пока однажды не упал,
а на лице как будто сажа.
*****
Страшное и горькое по своей сути стихотворение, НО… настоящее.
4/5
-------------------------------
10. "Между темнотой и темнотой"
Между темнотой и темнотой
Что стоишь, как будто неживой?
Смотришь ртом в изображенье света,
Предвкушая пиррову победу
Над стареющим небытиём.
Видит Бог — когда мы подрастём,
Заглянув за очертанья мира,
Покоримся охлосу и Риму,
Обернувшись ветром и дождём.
Замолчи, сорока-балаболка,
Не спугни чужую темноту —
Свет зрачки укроет ненадолго,
Но мигнёт и — Фас её! Ату!
*****
Охлос и Рим в одном флаконе? Не всё понятно, сумбурно, нагромождение образов, смыслов и т.п.
4/2
-------------------------------
11. "А я пойду ладьёй"
Ты на далёкой Лимпопо,
а я грущу одна,
сбегает нафиг молоко,
и всё уходит на;
тебя уносят каждый раз
река и кимберлит,
отчёт и экстренный заказ,
и вновь душа болит:
там крокодил, гепард и лев,
и если дурь в башке,
впадёшь в экстаз от чёрных дев,
утонешь в Лимпопе.
Приедешь – соберёшь друзей
и выглядишь орлом;
мне – убирать, будить гостей,
я девушка с ведром.
А ты опять: "Пойми, малыш,
алмазы и т. д.
не будут ждать – потом родишь,
и будет всё оk".
Небрежно: "Платьице – узко",
потискаешь кота,
меня похлопаешь по по,
и снова "до свида".
Хочу семью, хочу детей,
но лишь: "Пока, пока! ";
да кто ты есть – набор костей,
цепочка ДНК.
А я смогу, себе – рожу
подобие твоё,
куплю билет, для куражу
вперёд пойду ладьёй.
Приеду смело – напоказ
как русское пике;
растёт мой собственный алмаз
и тянется… к реке.
И только ты сойдёшь на трап,
портфельчик теребя,
махнёт рукой и скажет: "Пап,
теперь мы – Лимпопя".
*****
А и правильно! И только ладьёй) Понравилось ВСЁ.
С поклоном, 5/5
-------------------------------
12. "Диалог с ПОЭТОМ"
Стихи не пишутся – случаются,
как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.
А. Вознесенский
Стихи не пишутся – случаются (с),
Когда в душе звучит мотив.
И строки в кружево сплетаются,
Рутины бремя сократив.
Стихи не пишутся – случаются,
Когда любовью рождены.
Помочь понять нам всем пытаются
О чём цветные наши сны.
Стихи не пишутся – случаются
Из тишины возникших фраз.
Они, как дети обучаются
И вырастают лучше нас.
Стихи не пишутся – случаются…
*****
Короткое и понятное стихотворение. Резанули глагольные рифмы. Неужели нельзя было уйти от такой банальности, уважаемый автор?
2/4
-------------------------------
13. "Тридцатый"
Милая Л., поезд пилит тридцатый круг.
Я уже никому не друг, и тебе не друг.
Мимо нас - то сгоревший лес, то зловещий луг.
Не к чему приглядеться, и если вдруг
за окном мелькнёт заколоченный льдом вокзал –
значит, зима, но оскал её запоздал.
Въехав в пойму, поезд длит саблезубый рёв.
Шанс героя – игра в напёрстки, нигде из трёх.
Предлагали патроны, попутчик сказал "берём".
Передёрнул затвор и бредил: вперёд, вперёд.
Только знаешь – легко стрелять в неживых волчат:
ты снимаешь с них серые шкурки, они молчат.
По вагонам рассыпан пепел пустых надежд.
Все герои склонились в винительный злой падеж.
Неведомым дымом тянет издалека.
Пересекаем реку: почему ты стоишь, река?
Не отмолить уже, никого теперь не спасти.
Машинист разгоняет поезд
к желанной пропасти.
*****
Ещё одно страшное стихотворение… НО – художественность зашкаливает))
5/5
-------------------------------
14. "Буратинка" (Стёб с грустинкой)
Буратинка, дочка папы Карлы,
Морщит лобик, в мониторчик глядя,
Долбит клаву, как безумный дятел.
Офис, это кара или карма?
Долбит не за так, да вот сольдИнки
Тают на ладошке, словно льдинки,
И бежит, бежит в песок вода.
Эхо глупой птицей: куд-куда?
------
Вроде, всё по жизни было гладко:
В ранце азбука, в косичках — банты,
На отлично сложные диктанты,
И стихи несмелые в тетрадке.
Будущее виделось огромным,
Непременно ярким и успешным,
А теперь со скоростью кромешной
Ускользает в горлышко воронки.
Жизнь, не жизнь — гадать не по ромашкам:
Те в лугах, а ты на дне реторты —
Старой загогулины потёртой,
Где мечты перегоняют наши.
------
Впрочем, не проронит ни слезинки
Дочка папы Карлы, Буратинка, —
Опыт фейсдержания немалый.
Выпьет кофе, выдохнет устало:
Карма, кара? Разберись попробуй.
Хватит ныть! Работа есть? Работай!
*****
Вот-вот, хватит уже ныть! Даже со стёбом и с грустинкой)
4/4
Свидетельство о публикации №121050901050
Ни к кому претензий не имею, но вот к этому "арбитру" есть вопросы.
1. Оседлать коня ребёнком смог - понимается просто: был ребёнком, оседлал коня.
2. Есть кажущаяся двойственность что ребёнок это и есть конь. Но... Даже новорожденного коня не называют ребёнком. И потому двойственность отпадает сама по себе.
3. Вывод: умный поймёт, а самодовольный дурак может и поёрничать.
=-=-=-=-=-=
В прямое восхищение. Да, приводил. Цариц. Многих. Особенно когда разбил персов, и по летописи явствует, что дочери персидского царя Дария уже ожидали рабства, но Александр великодушно ответил что оставляет их в прежних царских правах. Чем вызвал их удивление и радость. До него никто столь великодушным с побеждёнными не был. Далее, женился он по взаимной симпатии на Роксане, наследнице престола Согдианы и Бактрии. В итоге он завоевал - Малую Азию (Фригию, Лидию, Финикию, Сирию, Египет, Мидию (Иран), Парфию, Вавилон (Ирак), Персию (Иран)), страны Средней Азии (Бактрию, Согдиану, Гандхару (Пакистан)), а также северную Индию до реки Инд. Там больше не было цариц? Были. И вполне согласились примкнуть к его империи. И охотно стали бы его жёнами, если бы он только пожелал. Слава о нём шла впереди его самого. И кое-какую междоусобицу между этими странами он остановил.
На счёт рифм. Небольшая документалка о Македонском, положенная на стихи, она вряд ли создаётся для того, чтоб это преподносить витиеватым слогом. Тут либо танцуй брек-данс, либо играй на саксофоне. А вам, подавай и саксофон и брек-данс. Короткой строкой и сжатыми строфами, богатую рифму в небольших фактических стихах не выведешь. Поскольку ведёшь краткий рассказ о личности, где важен сам рассказ, а не литературная вычурность. Если бы я написал гекзаметром, то имело бы смысл спросить почему в окончании длинных строк нет "богатейших" рифм :)
Вывод: придирки абсолютно пустые и не имеют значения.
Олег Оламор 11.05.2021 21:03 Заявить о нарушении