Стихотворение месяца 97 - обзор Андрея Данкеева

1. "Девичьи слёзы"

Затрещали морозы, дым из труб день и ночь.
Ой, вы девичьи слёзы, как любовь превозмочь?
Как найти оправданье – почему я одна?
От судьбы испытанья получила сполна.

Поразвеялась в поле
грусть-тоска и печаль,
ой, ты девичья доля –
сердце бедное жаль.

От любви безответной всюду чёрная мгла,
почему незаметной для него я была?
Виновата ли вьюга иль осенний покров,
в заколдованном круге плачет горе-любовь.

Поразвеялась в поле
грусть-тоска и печаль,
ой, ты девичья доля –
сердце бедное жаль.
И теперь в моём сердце беспросветная даль,
окрутила мне душу жизни злая спираль.
Ты единственный дорог. Почему ж ты с другой?
Крылья чёрные ворон распростёр над судьбой.
Сначала снято с конкурса автором, потом оказалось, что НЕ снято…
3/3
*****

2. "Жить проще?"

                А правда – что? И что она вам даст?
                С чего вокруг неё так много споров?
                Виктор Левашов
 
Жить проще и привычнее с обманом,
Неделями, обидевшись молчать.          (нет запятой после «обидевшись»)
И специально сыпать "соль на рану",
И лжи своей ему же не прощать.
 
Ложь правде прошипела: "Ты убита".
И жмётся правда где-то по углам.
Забралась с горечью в пустой в карман  (сбой ритма; дважды – предлог «в»)
Пальто, что молью серою побито.
 
Казалось бы, пальто, такая малость,
Но выбросили старое пальто.                (трижды в трёх строчках «пальто»)
И правды в этом доме не осталось.
И видно, не жалел о ней никто.
 
Любовь ушла не выдержав, рыдая. (нет запятой после «ушла»)
Не сблизит ночь, не в радость хмурый день.
Вдвоём от одиночества страдая,
Ругают жизнь, погоду и мигрень.
 
Разрушен мир души, не стало счастья,
Заложник лжи, старается всегда
Винить других во всех своих несчастьях,
Дурман обмана сладок иногда.
 
Привычной стала безысходность быта,
Всё чаще раздражения оскал.
Была любовь?.. Не помнят...всё забыто.
Никто друг-другу правды не сказал. («друг другу» пишется раздельно)
Что в тексте хорошо: увы, не нашёл.
Техника: «счастья – несчастьях», одной такой рифмы достаточно для «технической» тройки с минусом, а здесь ещё «страдая – рыдая»...
Другие замечания – справа от текста.
Художественность: длинно, тускло и скучно. Прочитал по необходимости и забыл.
2/2
*****

3. "на берегу"

                а ты такой таращишься нелепо
                кисейный берег море облаков
                купальщицы не ведают приличий
                то плещутся то канув в молоко
                щебечутся на девичьем и птичьем"
                Валерий Исаянц

издали недавно на птичьем книгу моих стихов
непонятно где буквы где знаки препинания
а ты и вовсе пишешь только прозу для дураков
на самих дураков не обращая внимания
вот сижу с этой книгой на крутом берегу пруда
а ты не знала что у прудов бывает такое
жаль что летать не могу а не то б улетел туда
где в предвечном покое забуду про всё мирское
внизу в глубине пруда у русалок ажиотаж
все читают моих стихов перевод на девичий
вечность стоит на краю несменяемый жизни страж
и ей всё равно на каком понимает и птичий
знаю что у стихов моих будет короткая жизнь
видишь какое навстречу спешит поколение
не дано многогрешному мне к небесам вознестись
ладно сегодня четверг впереди воскресение
люблю русалок и книжки на птичьих языках)))
5/5
*****

4. "Александр"

Ты пришёл любимцем Артемиды,
Оседлать коня ребёнком смог,
Позже, от святилища Исиды
Двинулся с войсками на Восток.

Персиян сломил в большом сраженьи,
Азиатов покорил за год,
От Египта встретил ты смиренье,
И окончил в Индии поход.

Ты не ведал тяжких поражений,
Как не ведал что такое страх, (нет запятой после «ведал»)
На коне влетал в разгар сражений
И кипела сталь в твоих руках. (представил себе кипящую в руках сталь...)

Побеждал с отчаянным везеньем,
Вынуждал упрямых падать ниц,
Приводил в прямое восхищенье
Многих завоёванных цариц.
Никого не сталкивал ты лбами,
Был далёк от личных авантюр,
Проигравших не считал рабами,
Не топтал святыни их культур.

Твоё имя стало вроде бренда.
Покоряя мир без лишних слов,
О себе оставил ты легенды,
И ушёл навечно в мир Богов.
---------------------------------------------------
Техника:
сраженьи – смиренье – поражений – сражений – везеньем – восхищенье...
«Твоё имя стало вроде бренда» – сдвиг ударения не туда: твОё.
Слово «бренд» не соответствует ни лексике, ни смыслу текста.
Художественность:
не более интересно, чем в учебнике истории.
3/2
*****

5. "Сделать шаг"

Прочитав часослов по пшенице,
изучаю по скалам иврит:
если знаешь зачем говорится,
всё равно кто и как говорит.
 
Скоро облако бабочек скроет
плечи хрупкие этой мечты.
В шар-хрустальном, серебряном рое
я исчезну и буду на "ты"
с кельтиберскими сего и брига...*
 
Сделать шаг во Вселенную ту,
словно в детских ладошках коврига,
заполняя её пустоту.
-------------
*Кельтиберы – народ, живший на территории иберийского полуострова до н.э.
Сего, брига – наиболее употребительные приставки и суффиксы в их языке.
Название одного из их городов так и звучит: Сегобрига.
«если знаешь, зачем». А действительно, зачем? До меня не дошло)))
Иврит имеет какое-то отношение к языку кельтиберов?
В целом текст – неразгаданный мной ребус.
4/3
*****

6. "Наш мир"

Очнись от морока, встань с коленей, (грамотно – «с колен»)
не прячь улыбку, открой глаза -
совсем недорого и без денег
блестящей рыбкой скользни назад.

Найди окружность исходной точки
и проведи в память параллель,    (сбой ритма)
когда наружу, однажды ночью,
сама руками открыла дверь,        (а ведь можно и головой, и ногами, и попой)

впустив отчаянье, боль и пошлость,
вину, предательство и любовь –
под крики чаек застряла в прошлом.
Его бы вырвать ценой любой. (застряла ЛГ, а вырвать надо бы прошлое?)

Пройди к причалу, где всё знакомо –
разбей, как сущность, речную гладь.   (на досуге попробую «разбить сущность»)
Начни сначала. Под птичий гомон.
О прошлом лучше не вспоминать.

Усвоить правило очень просто -
своей судьбы сам ты господин.
Таких людей в мире целый остров.
А миру по фигу.
Он – один.
--------------------------------------------
Техника 3, замечания справа от текста
Художественность
за концовку 4
*****

7. "Бы"

а хотелось неистово-неженно
а хотелось душа в душу ладненько
он держался так, сцуко, вежливо
и так сухо, что даже ссадина

расставанье случилось по-англицки
растворился в туман альбионовый
только дура с характером ангельским
всё надеялась, свидеться снова бы

ей понять бы заранее разное
да тогда бы сейчасной мудрости
а теперь для кого нарядная
по одежке встречать, господи прости

доживай то, что есть, размечталася
где уж там журавля, ты синицу что ль
до ума доведи, хватит жалобить
да и жалость тебе нужна на кой

что гадать теперь, если бы да кабы...

а хотелось
хотелось
хотелось бы
...если бы, да кабы...
вроде бы всё хорошо, а мне совсем неинтересно. Словечки типа «альбионовый», «сейчасная» и другие в том же роде в этом тексте неестественны.
4/2
*****

8. "Хвастать нечем"

Хвастать нечем. И не буду.
Громких не было побед.
Тихо выбыл отовсюду,
Но в посмертных списках нет.

За окном мелькают вёсны –
Им уже потерян счёт.
Стал занудным и несносным.
Что-то знаю наперёд,

Что-то, съев немало каши,
Не пойму и до сих пор:
Почему они не наши,
Дарданеллы и Босфор?

Прохожу перезагрузку
Для умишка и души –
Расширяю там, где узко,
Подстругав карандаши.

Только удаль и отвага
Сникли в быстром беге лет.
Ты терпи, терпи, бумага,
Полуправду – полубред.
---------------------------------------------------------
Бумага не только полубред, – и бред стерпит, куда ей деться.
Скучный текст, раз прочитал – и забыл. Хорошо, что не длинный, потому и не двойка за «художественность».
4/3

*****

9. "Чёрная зима"

...в ту зиму чёрные снега
заволокли надежд обманки,
трещала подо льдом река,
луну ломало на баранки;
два месяца, скрестив рога,
решали, кто из них лунее,
а люди в масках от врага,
– день ото дня все злее, злее –
бежали, падали, ползли
и выпевали, задыхаясь,
молитвы, будто бы стихи,
в безверье запоздало каясь;
и снег копал, копал, копал
могильщик Саня, бомж со стажем,
пока однажды не упал,
а на лице как будто сажа.
----------------------------------------------
ну просто заготовка сценария фильма ужасов)))
«ползли / стихи» – это не рифма, «копал – упал» тоже не ах)))
4/4

*****

10. "Между темнотой и темнотой"

Между темнотой и темнотой
Что стоишь, как будто неживой?
Смотришь ртом в изображенье света,
Предвкушая пиррову победу
Над стареющим небытиём.

Видит Бог – когда мы подрастём,
Заглянув за очертанья мира,
Покоримся охлосу и Риму,
Обернувшись ветром и дождём.

Замолчи, сорока-балаболка,
Не спугни чужую темноту –
Свет зрачки укроет ненадолго,
Но мигнёт и — Фас её! Ату!
Автор сумел в 13 строчках создать лабиринт. Здесь и пиррова победа, и стареющее небытие (?), и охлос (не лишней была бы пояснительная ссылка),
и Рим, и сорока (откуда прилетела?!), и чужая темнота, и т.д.,  и т.п.... подозреваю, что за строчками прячется Минотавр.
4/3
*****

11. "А я пойду ладьёй"

Ты на далёкой Лимпопо,
а я грущу одна,
сбегает нафиг молоко,
и всё уходит на;
тебя уносят каждый раз
река и кимберлит,
отчёт и экстренный заказ,
и вновь душа болит:
там крокодил, гепард и лев,
и если дурь в башке,
впадёшь в экстаз от чёрных дев,
утонешь в Лимпопе.
 
Приедешь – соберёшь друзей
и выглядишь орлом;
мне –  убирать, будить гостей,
я девушка с ведром.
А ты опять: "Пойми, малыш,
алмазы и т. д.
не будут ждать – потом родишь,
и будет всё оk".
Небрежно: "Платьице – узко",
потискаешь кота,
меня похлопаешь по по,
и снова "до свида".
 
Хочу семью, хочу детей,
но лишь: "Пока, пока! ";
да кто ты есть – набор костей,
цепочка ДНК.
А я смогу, себе – рожу
подобие твоё,
куплю билет, для куражу
вперёд пойду ладьёй.
Приеду смело – напоказ
как русское пике;
растёт мой собственный алмаз
и тянется… к реке.
 
И только ты сойдёшь на трап,
портфельчик теребя,
махнёт рукой и скажет: "Пап,
теперь мы – Лимпопя".
-----------------------------------------------------------
Спасибо, автор, подарили настроение с улыбкой)))
5/5
*****

12. "Диалог с ПОЭТОМ"

                Стихи не пишутся – случаются,
                как чувства или же закат.
                Душа – слепая соучастница.
                Не написал – случилось так.
                А. Вознесенский

Стихи не пишутся – случаются (с),
Когда в душе звучит мотив.
И строки в кружево сплетаются,
Рутины бремя сократив.
 
Стихи не пишутся – случаются,
Когда любовью рождены.
Помочь понять нам всем пытаются  (нет запятой после «пытаются»)
О чём цветные наши сны.
 
Стихи не пишутся – случаются
Из тишины возникших фраз.
Они, как дети обучаются                (нет запятой после «дети»)
И вырастают лучше нас.
 
Стихи не пишутся – случаются…

Техника: я терпимо отношусь к глагольным рифмам, но за 3 пары таковых на 12 строк текста больше тройки не поставлю.
Художественность: ставлю 4 за строки « Они, как дети, обучаются И вырастают лучше нас».
3/4
*****

13. "Тридцатый"
 
Милая Л., поезд пилит тридцатый круг.
Я уже никому не друг, и тебе не друг.
Мимо нас – то сгоревший лес, то зловещий луг.
Не к чему приглядеться, и если вдруг
за окном мелькнёт заколоченный льдом вокзал –
значит, зима, но оскал её запоздал.
 
Въехав в пойму, поезд длит саблезубый рёв.
Шанс героя – игра в напёрстки, нигде из трёх.
Предлагали патроны, попутчик сказал "берём".
Передёрнул затвор и бредил: вперёд, вперёд.
Только знаешь – легко стрелять в неживых волчат:
ты снимаешь с них серые шкурки, они молчат.
 
По вагонам рассыпан пепел пустых надежд.
Все герои склонились в винительный злой падеж.
Неведомым дымом тянет издалека.
Пересекаем реку: почему ты стоишь, река?
Не отмолить уже, никого теперь не спасти.
Машинист разгоняет поезд
к желанной пропасти.
В целом хорошо звучат стихи, тем заметнее (и досаднее)
«ВъехаВ В Пойму, поезД Длит...»
Интересно, для кого пропасть – желанная?
4/4
*****

14. "Буратинка" (Стёб с грустинкой)

Буратинка, дочка папы Карлы,
Морщит лобик, в мониторчик глядя,
Долбит клаву, как безумный дятел.
Офис, это кара или карма?
Долбит не за так, да вот сольдИнки
Тают на ладошке, словно льдинки,
И бежит, бежит в песок вода.
Эхо глупой птицей: куд-куда?
------
Вроде, всё по жизни было гладко:
В ранце азбука, в косичках — банты,
На отлично сложные диктанты,
И стихи несмелые в тетрадке.
Будущее виделось огромным,
Непременно ярким и успешным,
А теперь со скоростью кромешной
Ускользает в горлышко воронки.
Жизнь, не жизнь – гадать не по ромашкам:
Те в лугах, а ты на дне реторты –
Старой загогулины потёртой,
Где мечты  перегоняют наши.
------
Впрочем, не проронит ни слезинки
Дочка папы Карлы, Буратинка, –
Опыт фейсдержания немалый.
Выпьет кофе, выдохнет устало:
Карма, кара? Разберись попробуй.
Хватит ныть! Работа есть? Работай!
------------------------------------------------
не заметил заявленного стёба; эпитет «кромешная» не вяжется со словом «скорость»
4/3


Рецензии
Андрей, спасибо за обзор!
Спасибо за оценку моего №11.

Кстати, когда уже написала стихи, вспомнила, что отец моей знакомой пол-жизни провёл в командировках в ЮАР, и дети без него выросли. (у нашей страны там есть интерес по добыче алмазов. Наверное я писала на подсознании.

Рыжая Ляля   10.05.2021 17:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.