О Лермонтове

Не знаю как сейчас, но в нашем школьном кабинете литературы рядом с портретом Пушкина висел портрет Лермонтова, и в учебнике сразу после пушкинской темы начиналась лермонтовская. Они были для нас, как братья: старший и младший. Оба боролись с самодержавием, оба пали на дуэли. Нам тогда не вдалбливали аполлоно-григорьевское: «Пушкин наше всё», тем более не цитировали мандельштамовское: «Лермонтов – мучитель наш»…
Зато сегодня я начинаю задавать сам себе вопросы: «А почему собственно - «наше всё» и тем более, почему - «мучитель»? Может, потому что так легко рифмуется с учителем, а назвать Лермонтова нашим учителем мучительно сложно. Вот открываем мы его томик наугад и читаем:

За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя?
За месть врагов и клевету друзей,
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был –
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Я читаю это и понимаю, что  так  к Творцу еще никто не обращался. Вот и мой любимый Ходасевич о том же: «…кажется, это самые кощунственные строки во всей русской литературе: в них дерзость содержания подчеркнута оскорбительной простотой формы».
А ведь как хорошо всё начиналось в школьные годы: «Парус», «Бородино», «На смерть поэта»… И учительница так всё понятно и доходчиво рассказывала о поэте. Правда, уже тогда немного настораживало «Люблю отчизну я, но странною любовью…» То, что «странною» – тут возражений нет: плохо, когда любят родину как бы под копирку. Но почему:

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Почему «купленная», а не добытая в честных боях?.. А если кровавых, то тем дороже и священней победы наших предков. Ведь сам же так здорово написал про Бородино!
Пушкин и Лермонтов братья? Как бы не так! Я опять обращаюсь к замечательному эссе Ходасевича «Фрагменты о Лермонтове», написанного к 100-летию поэта:
«Пушкин с проникновенностью гениального художника умел показать читателю темную сторону души некоторых своих героев. Но всегда между читателем и героем проводил неуловимую, но непереступаемую черту. Напротив, Лермонтов стремился переступить эту черту и увлечь за собою читателя. Он систематически прививает читателю жгучий яд страстей и страданий...» Конец цитаты.
Уже в 15-летнем возрасте у Лермонтова появляется стихотворение «Мой демон»:

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.

Еще раз обращаю внимание на название этой вещи: «Мой демон». Но это только начало: в том же возрасте поэт начинает писать свою бессмертную поэму «Демон» и будет над ней работать в течение целого десятилетия. О чем эта поэма? О любви демона к земной женщине:

Люби меня!.. И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;            
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.
Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный ужасный крик   
Ночное возмутил молчанье.
В нем было все: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье –
Прощанье с жизнью молодой…

Итак, дева умирает в объятьях демона, но неожиданно для всех душа её отправляется в рай. В общем, не так уж всё и ужасно. Хотя православному человеку этот хэппи-энд непонятен.
А вот еще одно характерное для Лермонтова стихотворение с жутковатым названием «Любовь мертвеца». Причем герой этого произведения настолько ревнивая личность, что даже из-под могильного холма восклицает:

Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.
………………………………….
Ты не должна любить другого,
Нет, не должна,
Ты мертвецу святыней слова
Обручена.

И мы опять понимаем, что перед нами альтер эго самого автора, который не только отвергает небесный покой, но ни в какую не желает забыть о земных страстях. Не признает он никакого смирения перед Богом и о предстоящем Божьем суде говорит, как о состязании двух равных, у которых свои, непостижимые людям отношения:

Я не хочу, чтоб свет узнал   
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!..
Им сердце в чувствах даст отчет;
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит;
Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый,
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы…
   
Всё в том же своем эссе Ходасевич очень точно говорит о Лермонтове:«Ни сожалений, ни оправданий, ни порицаний не хотел знать он, «превосходящий людей в добре и зле». Всю жизнь он судил себя сам судом совести. Поэзия Лермонтова – это поэзия страдающей совести».
Всё так. Сердце Лермонтова было полем битвы демона с ангелом. А то, что ангел его посещал, говорят такие стихи поэта, как «Когда волнуется желтеющая нива…» с блестящим окончанием:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Это в присутствии ангела поэт написал стихотворение «Молитва», в котором молится Божьей матери за душу «девы невинной», и другую «Молитву», начинающуюся «В минуту жизни трудную…», и проникновенный лирический набросок «Ребёнка милого рожденье…», и гениальный в своей простоте перевод из Гёте «Горные вершины…» и целый ряд других прекрасных строк.
И еще мне хочется сказать несколько слов о «последнем стихотворении» Лермонтова. Кстати, у меня уже была статья, где я анализировал последние стихи великих русских поэтов.
Лермонтов не ставил дат под написанным. В самый последний период его жизни между маем и началом июля 1841 года написаны: «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Они любили друг друга...», «Тамара», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк».
Нельзя не отметить, что вся эта великолепная семерка – из сокровищницы отечественной лирики. И вся она насквозь трагична, предсмертна. Но назвать сегодня последним стихотворением поэта мне хочется «Сон» (хотя с равным основанием это могло бы быть «Выхожу один я на дорогу...»). Итак, «Сон» – абсолютный шедевр мировой лирики: 

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир, в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Сразу отметим, что поэт практически предсказал свою собственную смерть. Даже географически: расстояние от Пятигорска, где была его дуэль до возможной долины Дагестана – километров 200. «Уступы скал теснилися кругом…» – точно так же было и у подножия горы Машук. Лермонтов гибнет в июле, в стихотворении мы читаем: «полдневный жар». «Свинец в груди» – это доподлинно. Вот свидетельство ординатора пятигорского военного госпиталя, производившего освидетельствование тела: «При осмотре оказалось, что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое лёгкие, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе прорезала мягкие части левого плеча...» Честно говоря: весьма странная траектория пули, но мы сейчас о другом – о стихотворении «Сон».
Конечно, тут сон в кубе. Во-первых, автор (т.е. Лермонтов) представляет себя (или своего лирического героя), лежащим с свинцом груди в долине Дагестана. Это «сон» № 1. Далее уже герою стихотворения в его смертном сне снится, «вечерний пир в родимой стороне», на котором присутствует его любимая женщина. Это сон № 2. В свою очередь уже этой женщине снится долина Дагестана и умирающий герой. Это сон № 3.
Первый сон  можно назвать сном – предвидением, второй: сном – трагедией, третий – катарсисом. У нас любят, где надо и не надо вставлять это словцо. Но в нашем случае оно – то самое, потому что катарсис – это очищение и возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания. Любящая женщина возникает перед умирающим в одиночестве героем – как великое утешение в час смерти.
Природа сна – есть тайна. Недаром она так влекла философов и поэтов. Как тут не вспомнить древнюю китайскую притчу: «Однажды Чжуанцзы приснилось, что он – бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся и очень удивился тому, что он – Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжуанцзы?!»
Но это, так – к слову.
Лермонтов умер в самом расцвете своих лет и творческих сил. Как никто другой он обещал – очень многое. Проживи он еще лет 20 – какие бы мы произведения сейчас могли прочесть!.. В последний год своей жизни он явно выходил (говоря сегодняшним языком) на психоделическую дорожку. И тому примером не только его сновиденческие стихи, но и последняя неоконченная проза «Штосс», в которой герою некий голос нашёптывает в ухо один и тот же адрес: «в Столярном переулке, у Кокушкина моста, дом титулярного советника Штосса, квартира номер 27». И герой находит этот дом…
И в завершении стихи Михаила Кузмина, посвященные Лермонтову:

С одной мечтой в упрямом взоре,
На Божьем свете не жилец,
Ты сам – и Демон, и Печорин,
И беглый, горестный чернец.

Ты с малых лет стоял у двери,
Твердя: «Нет, нет, я ухожу», –
Стремясь и к первобытной вере,
И к романтичному ножу.

К земле и людям равнодушен,
Привязан к выбранной судьбе,
Одной тоске своей послушен,
Ты миру чужд, и мир – тебе.
..........................................

Поклонник демонского жара,
Ты детский вызов слал Творцу
Россия, милая Тамара,
Не верь печальному певцу.

В лазури бледной он узнает,
Что был лишь начат долгий путь.
Ведь часто и дитя кусает
Кормящую его же грудь.


Рецензии
Да...статья очень впечатляющая. Мне всегда нравилась порывистость Лермонтова... его эмоциональность. И такими же были его лучшие стихи. С Пушкиным они, мне кажется, были очень разными. Лермонтов мне как то ближе. Удивительно только, как он мог писать свои вещи будучи таким молодым,
по нашим временам совсем мальчишкой. Да, это гениальность...уникальность. Спасибо Вадим Львович за Ваше интересное, глубокое эссе о любимом поэте. Лора Е

Лариса Евмина   28.02.2022 17:57     Заявить о нарушении
Просто у Лермонтов сама жизнь короткая, но в его возрасте (до 27 лет) у многих поэтов написаны прекрасные зрелые стихи.
Спасибо.

Вадим Забабашкин   28.02.2022 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.