Очерки из истории села гапцах кипчаг-турсан

 
         Автор очерков: САРХАЙ САИДАЛИЕВ               
    ПРЕДИСЛОВИЕ
Г а д ж и а г а  М а г о м е д ш е р и ф о в.
 Почетный работник СКЖД, историк - публицист,  член СЖ РФ, РД и МОЖ, директор музея «Железнодорожник» на ст. Дербент.
   История нашего села древняя, подробными  научно-историческими исследованиями раньше никто не занимался.  Но, из сельской интеллигенции 50-70 годов нашелся человек, которому было не безразлична эта проблема. Им оказался Аличаев Мансур, много лет работавшим в старом Гапцахе секретарем сельского Совета. Он оставил нам рукопись из истории села Гапцах. Теперь  детально остановимся на   патриотизме автора рукописи об истории села Аличаева Мансура (кстати, его  дедушка Эльдар-бег, являлся и моим  пра – прадедом). Действительно нельзя умалить значение этой рукописи, хотя тут  множество неверных исторических дат и предположений не обоснованные на архивные материалы, с нарушением последовательности  и классификации событий.   Многие достоверные неточности  по возможности подправлены и проклассифицированы по подразделам  мною.   Мансур дядя  был одним из самых эрудированных людей,  среди сельской интеллигенции с середины 50-х годов. В детстве я слышал даже о том, что он  как адвокат  защитил одного земляка на суде  и выиграл дело.  Да он владел ораторским искусством, логическим мышлением и психологией. Он был слишком резок, прямолинеен, в то же время и чрезмерно скромен.
 Моя одна из последних встреч с Мансур ими происходил когда я был уже состоявшимся профессиональным журналистом.   Зная о существовании рукописи, предложил ему  свою помощь в издании книжки. На что он ответил категорично, в присущей ему манере быстрой повторяющейся одно и то же выражение дважды,  речью:
      - Са вахт къведа! Са вахт къведа! (-Свое время придет! Свое время придет!)
           Впоследствии, пройдя года после смерти Мансур -ими, я при каждой встречи его сына, моего одноклассника, кандидата сельскохозяйственных наук, работающего в НИИ сельского х-ва республики,  Аличаева Мамалава,  просил эту рукопись для обнародования. Однако мои усилия были тщетными, а журналист Сархай САИДАЛИЕВ  все таки нашел затерянную рукопись, чему будут благодарны все односельчане Гапцаха за возвращение очерков  истории села  написанная Мансуром Аличевым его подлинному хозяину,  для кого она была и написана - своему    н а р о д у , который будет процветать, пока есть его история. Видимо, как говорил   Мансур – ими  «Са вахт къведа» - «Одно время придет»), это время пришло.
 Подлинный текст  рукописи был  написан на лезгинском языке и неполный перевод осуществлен заведующим лит. частью Лезгинского театра  Эминат  ЗАИРБЕКОВОЙ,  пришлось недостающие страницы перевести  и самому.
В моей памяти сохранился последний переломный момент из древней истории родного села. В тот судьбоносный  для жителей села, сентябрьский день 1959 года, когда начался оползень  на окраине горного села Гапцах, я со своими сверстниками находился на уроке в 6- ом классе  нашей 7-летней школы. Наш класс находился во втором этаже, с окнами выходящими в сторону вершины Гитин-даг и тихо слушали учителя. Вдруг  со стороны улицы, проходящей под окнами от окраины к конторе села,  доносились тревожные разговоры сельчан. Учитель выглянул в окно и повелел нам расходиться по домам, взять с собою котомки и идти на колхозные фермы, для спасения зерна. Оползень,  начавшийся почти у самой вершины горы , охватывал  полосу ширину несколько сот  метров и заканчивался у русла реки  Самур.
  В эту ночь никто из взрослого населения села, включая даже школьники 4-6 классов  не спали. Наши действия  к колхозным фермам напоминали движение у большого  муравейника. Спасали зерно, скот и пчелиную пасеку (более 150 пчелиных семей).
          Не буду останавливаться на материальном и моральном ущербе сельчан ( поскольку глубокие трещины, от перемещения верхнего слоя земли, прошлись и  по сельской кладбище, местами обнажая древние захоронения), скажу лишь о том, что этот роковой день поставил все точки над «И» в вопросе о целенаправленной программе правительства республики о переселении с гор на равнину.  До этого собирались сельчане в сельском клубе многократно, обсуждая вопрос о переселение села,  однако консерватизм сельчан всегда брал верх над  районными представителями в этих дебатах.
       Как говорят,  в каждом хорошем столько плохого,  и в каждом плохом столько хорошего, что порою судьей станет сама история.  А пока  на сегодняшний день могу сказать уверенно, что  горцы,  поменявшие суровые условия жизни на  многократно легкую,   научились добыть насущный хлеб, не прилагая особых усилий. Особенно в после перестроечный период. За последний двадцать лет в новом селе имевший один магазин и одно столовое, теперь их возможно около сотни. Поэтому мелкое предпринимательство, засевшее  в сознании молодежи современных сельчан, думаю, препятствуют установку перед собой великих задач.  Я имею ввиду -   высоких достижений получаемых  кропотливым,  самоотверженным трудом в науке, культуре  и спорте. Сравните выходцев многих горных сел прославившими родину, героями труда,  генеральскими погонами, академиками и чемпионскими титулами в спорте. Лишь  один человек из современных сельчан попал в книгу  А.К.Керимова «История Дагестанских лезгин» (Москва 2005 г.). Это Государственный советник налоговой службы 2 ранга, доктор экономических наук, автора двух книг по экономике  Апаев Назим Мирзаханович. 
       Среди людей занявшихся устным,  народным творчеством из односельчан многовековой истории села почти не сохранились. Конечно, одаренные люди во всех этапах  жизни села были, однако ярких личностей видимо и не были. Из сельчан поэзией в юности  занимались  Наврузбег Магомедрасулов, Шахвелед Рамазанов  и Зияд Каибханов однако, не найдя поддержки и заинтересованности, их творчество так и загасло, не находя свое развитие.  Конечно поэзия это не бахча с прозревшими арбузами, с которых можно улучшить свое благосостояние. Поэзия – состояние души и огромный целеустремленный труд. Поэт в первый очередь должен быт патриотом своего сообщества людей,  в зависимости ширины размаха его таланта. Будь это родное село, район, республика  или вся страна.
    Однако в селе есть первый поэт воспевающий в поэзии все стороны жизни сельчан и всего лезгинского народа. Это крестьянин-поэт, автор нескольких сборников стихов на лезгинском языке – Исмихан Кадимов.
  Новое село Гапцах расположен также на левом берегу Самура (3 км от пойма реки), и в пяти километрах ниже села Магарамкент. По всей вероятности здесь было древнее поселение. Данная местность (теперь уже окрестности села)  нуждается в детальном научно-историческом исследовании поскольку она расположена на стратегической возвышенности, откуда видны и просторы на север до Дербента, и  в сторону Азербайджана (за р. Самур),   и в сторону верхнего течения реки. За последние годы здесь найдены много множество предметов материальной культуры древних поселенцев этой местности, которые можно смело датировать 1- тысячелетием до нашей эры.
       А курганы со стороны реки Самура, на окраине села можно считать более древними. Один из которых был разграблен в древности, а другой, возможно в поздние периоды истории был использован как почтовый пункт.  На  правом кургане, после того как сельчане начали растаскивать земляной грунт для хозяйственных нужд,  обнажились с обеих сторон обожженные наклонные ходы со следами костров, которые использовались для поэтапной  передачи сигналов от вершины г. Джалган у древнего города Дербент (где на вершине сейчас выситься  более чем 70 метровая антенна находилась древняя башня для костра, к сожалению снесена)  до одной из вершин отрогов горы

Шахдаг Чираг-кала на территории Северного Азербайджана.  На этих вершинах  находились каменные башни (Чираг-кала сохранилась и ныне) для разжигания костров, дым которых служил сигналом о нападении неприятельских войск с юга или с севера. 
 ПРЕДАНИЯ ПО ИСТОРИИ ГАПЦАХА ОТ АЛИЧАЕВА МАНСУРА
 (Примечания в тексте - Гаджиага Магомедшерифова)
Я начинаю историю села Гапцах. С детства я любил слушать рассказы и предания аксакалов села. Эти рассказы в течении всей моей жизни я хранил в памяти и в некоторых набросках. Мне 70 лет и эту летопись моего родного села Гапцах я оставляю моим внукам Видади,  Вагифу и  Джанриду, как самый бесценный подарок и как реликвию.
Мне 70 лет. В детстве я много слышал интересных рассказов об основании этого села от сельских мудрецов. Несколько запомнившихся эпизодов я записывал.
Село Гапцах с испокон веков, с древних времен располагалось у подножия горы Гетин-даг. Население в горах делилось на несколько маленьких народностей, которые жили обособленно сельскими общинами. У каждой народности, даже отдельного села  была своя культура, своя письменность, свои обычаи и даже свой язык. Так как в то время письменность была  слаборазвитая была, до нас дошли очень скудные сведенья об истории селения Гапцах в преданиях из уста в уста хотя бы отрывки  событий в жизни села.
Но одно интересно! Откуда такое название-Гапцах…?  Из- за отсутствии лесов и наличии лишь голых скал со скудной растительностью в угодиях села рможно было заниматься лишь овцеводством. Поэтому село получили как прозвище «Хеб-цlегь» т.е «Овца-коза».
По исследованиям арабских историков выяснилось, что такой населенный пункт существует на территории Южного Дагестана.
Говорят,  когда Александр Македонский (возможно какой либо другой завоеватель Г.М.), Когда победил государство Даран ,когда военачальники спросили в чем ваша нужда, то жители ответили,  будто в соседний народ  лезгины –гапцахцы совершает набеги и опустошают их села. Поскольку с севера и с востока  наш сосед Азербайджан (Дербент входил временами  в Ширванское ханство Г.М.) это возможно было наше село которое первоначально находилось в урочище «Джаркан», ж ители, которого  были мужественными людьми.
Примечание:  Название Даран, очевидно был городом Дербент, который был взят после долгой войсками Македонского изнурительной осады. И жалоба на  «диких» жителей «Кипчака» действительно была. Поэтому Александр приказал возвести каменную стену. (см. А.Бакиханов «Гюлистан-Ирам» стр. 36. Баку 1991 г.)
Имеется предание,  будто  села Гапцах и Микрах произошли от двух братьев Самсам и Камкам. В «Ахты –Наме» имеются следующие сообщения, что   при владычестве Ширвана в  место где ныне с.Микрах,  был отправлен выходец из Дамска Самсам,   с некоторым количеством людей, которые затем осадили крепость Шахбани» на (Ахты), но не могли захватить после месячной осады.  А.Бакиханов в книге «Гюлистан Ирам»(Баку-1991 г.стр.63.) пишет, что «В месте, называемый Кипчаг, ест развалины города, который в народе именуется Камкам.  Это было жилище эмиров Тарсы». Название Кипчаг дано этому месту от Кипчага, где прежде обитали жители, тогда населявшие. Да, еще в книге «Низами Генджеви,  том 1, Баку 1991 г. в биографии поэта написано, что  жена известного поэта Низами Генджяви была также уроженкой Кипчага. Но в книге «краткая энцеклопедия города Дербента» Г-Б. Гусейнова, Махачкала 2005 г. стр.483,  дается имя жены Низами как Афак, будто она тюрчанка и происходит от имени Апп-Ак, в переводе- беленькая. Где также говориться, что правитель Дербента Музаффар ибн Мухаммад  хотел «украсить»  ею свой гарем, но из-за своенравности характера не удалось это сделать. Правитель чтобы наказать  пленницу-гордячку подарил ее бедному поэту.  Похоже что вышеприведенное упоминание  Тарсы, имеет общий корень с другим, историческим назавниям села Гапцах, проводимый Мансур-ими, без указания источника сообщения – Турсан.
Напротив с.Усухчай, на левой стороне реки находится  село Турсан над высоким крутым склоном по высоте 500 метров. А на крутом обрывистом каменном, почти недоступном  склоне имеются запасы  меда собранные дикими пчелами. Мужественные жители села добывали мед поднимаясь по крутоц скале с помощи деревянных колышек.
 Гапцахцы занимались садоводством, земледелием, но основное занятие было скотоводство и животноводство. Почти в каждой семье разводились овцы и козы. Поэтому село назвали Гъепцегь (овца-хеб, коза-цlегь).
Основалось это село в 60-х г. 11 в. (1060г.) в местечке “Жаркан”, приблизительно в пятистах метрах от реки Самур. Неподалеку  от села Гапцах находилось совсем маленькое село Турсан, впоследствии которое тоже примкнулось к селу Гапцах. Но что важно. Из истории, мы видим, что население очень много терпели бедствий. Приблизительно в 70-х годах 11в. арабские полчища напали на них и сравнили село с землей. Причиной было то, что арабы хотели ввести мусульманскую религию в этих местах. В Гапцахе тогда существовали католикосы, т.е. была католическая религия. Прежде чем перейти на мусульманскую религию гапцахцы подумали над этим и не покорились арабам. Многие из гапцахцев тогда погибли от рук арабов, многие вынуждены совершить набеги, а часть арабы взяли в плен. После ухода арабов некоторые беженцы вернулись в родные места, но на прежнем месте невозможно было переселиться. И вот они решили обосновать новое село в трех километрах от старых мест, поближе к подножию горы Гетин-даг.
ПРИМЕЧАНИЕ: Предание от мой дедушки Нарудина о переселении села из урочища « Джаркан». Действительно жители сели первоначального Гапцаха,  совершали набеги в соседние села. Однажды юноша из Гапцаха решил жениться на девушке из враждующего соседнего селения. Засватали,  и когда наступил день женитьбы, сторона невесты поставил условие, чтобы все мужчины села  на конях приехали за невестой. Им затем устроили ловушку и убили всех. Справившись с защитниками села,  вооруженные всадники неприятеля направились к селу Гапцах. Говорят одна бабушка сидя на балконе пряла нитки, заметив всадников мчавших в сторону села сказала, что это совсем не похож на свадебный кортеж. После нашествия село было переселено из урочищы  «Джаркан» на высокогорный  уступ хребта горы, похожую на естественный крепость.         

Вот еще одно несчастье, которое случилось с этим селом, но только, спустя несколько веков в 60-х годах 15в. к этому времени гапцахцы уже приняли мусульманскую веру, т.е. стали сунитами. И вот в это село пожаловал со своими пвойсками иранский полководец Джунет, чтобы ввести шиитство, т.е. гапцахцы должны быть шиитами, а не сунитами. Естественно разгоралась битва, где убили шейха Джунеха и гапцахцы победили, и никакое другое направление веры они не приняли.  А вот местечко где происходила битва, до сих пор называют  “Пастбище,  где были отстреляны свиньи”.
 Примечание: Битва на левом берегу Самура  между войсками Шейха Джунейда (по другим источникам Джарраха) и восками ширваншаха  Султана Халила состоялся в 1447 году(851г по хиджре.), где был убит Шейх Джунейд. Похоронен в Кубинской губернии в с.Гулхан (Хазра), построен мавзолей, считается святым в народе. (см. А.Бакиханов. Гюлистан-Ирам, Баку-1991 г. стр.92-93). По другим сообщениям с войсками Джейнуда сражались ополченцы горцев из Гапцаха и ближайших сел. Поэтому к переселению Гапцахцев на новое место данная историческая битва не имела значение. Кроме того это битва была в средневековой истории, а доисторическое село существовал и до нашей эры. И еще сохранилось предание, что воска шедшие к селу  в какой-то момент сами перебили друг друга. Будто этому способствовало святая могила Щейха Сафара (которая и ныне является почитаемым святым местом жителей села), находящаяся на пути наступления неприятеля. 
 В 1735 году Россия признала власть Ирана над Дербентом,  шах Надир ввел свои войска в Дагестан, хотя повсеместно оказывали сопротивление местными ополченцами. Свирепый шах Ирана кровью хотел покорить Дагестан. Без боя и  гапцахцы не отдали свое село коварному хану.
… Но это сопротивление для сельчан оказался плачевным. Говорят,  многих захваченных  в плен сельчан были отправлены в Иран, а остальные жители убежали с семьями в горы, забирая с собою самое необходимое и домашний скот.  Закопав  в спешке домашнюю утварь в ямах. Однако до позднего времени на плато  (площадь- 15 га) вершины горы Гетин-даг сохранялись каменные круги  ручной  мельницы. Видимо брали с собою в горы и зерно для земледелия.  Другие  продукты питания  жители  села в  изгнании получали от домашнего скота. По преданию 9 лет скотоводы из села Кочхюр свой скот пасли скот в пастбищах Гапцаха, а стойлом использовали заброшенное здание сельской мечети. На территории села паслись отары и другого  соседнего  села – Мискинджи, с правого берега Самура.
Когда Надир шах потерпев поражение оставил Дагестан, горцы вернулись в свое село.
Однако Мискиндинцы (единственное село лезгин исповедующую шиизм, исторически имевшее отношение этническую прямую близость к иранцам) не хотели возвращать захваченные им земли около 300 гектаров, используя эти земли как сезонные пастбища. Но после вхождения Дагестан в состав России, еще до окончания войны с имамом  Шамилем из за помощи оказанную русским раненным двум офицерам, жителем села по имени Элдер, русский военный губернатор отдал земли занимаемые мискинджинцами своему прежнму владельцу - сельской общине Гапцах.
       Примечание. По преданию, когда Элдар отдал вылечившихся раненных офицеров русскому войску, следовавшему в Ахты, его спросили: - «Чего желаешь,  проси?», Элдер попросил захваченные мискинджинцами  земли. Тогда были отданы и земли,  и еще дали Элдеру бекский погон, назначили денежное жалование, обязывающего его исполнять обязанности старосты села, т.е. быть наместником начальника Кюринского округа, куда входил село Гапцах.
Сельские земли   были распложены на солнечной стороне от горы Гетин-даг, из-за засушливости климата  здесь была скудная растительность на оголенных скалах. Поэтому земли систематически подвергались эрозии, уничтожая плодородные слои сельхоз угодий,  и  образуя глубокие овраги  исходящие почти с самой вершины горы.
 В селе муссировались мнение о необходимости пересения на новые земли. Однажды сельчане решили перегнать  стада крупнорогатого скота на пастбища сел. Кусары в Азербайджане. Заодно пастухи  имели намерение переселиться  на новые земли насовсем. Стада отделившись от села на более 1,5  километра к урочищу «Вакlар ягъай кек», некто из села крикнул: - «Знайте,  если у моей коровы отломиться хотя бы один рог, я заберу у вас целую корову». Разобидевшись  этими словами,  пастухи развернули стадо обратно к селу. На этом вопрос о переселении был закрыт.
Желание переселится было связано с оползнем, которое оторвал часть села в 10 метрах от мечети и сельских кладбищ,  которых  унесло вниз.
ПЕРВОЕ ПРИРОДНОЕ БЕДСТВИЕ.  Как во всех села мечеть находился в центре села. Это случилось примерно в 1770-х годах. Оползень охватил северная часть села. Село имевшее форму природной крепости, ничего не оставалось как застроить дома в южной стороне села где располагалось древнее кладбище. Мечеть оказался в окраине села, которое и поныне там.
Село Гапцах в 17 веке относился к Кюринскому округу. С 18-века подчинился к Самурскому округу. 1780-90 годы на территории села были обнаружены залежи ртути. Англичане эти земли купили за 20 тысяч рублей и эти деньги хранились в банке г. Баку. Однажды в село приехал чиновник из с.Ахты и  предложил сельчанам построить на эти деньги светскую (начальную) школу. Однако сельское духовенство, сказав что эта безбожная школа, не разрешили отделить деньги на строительство школы. Затем от этих денег не смогли получать пользу. (помещала Октябрьская революция Г.М.)
Примечание: В последнем абзаце даются некоторые хронологические неточности. В 17- веке данные события происходить никак не смогли, поскольку Дербент окончательно присоединен к России в 1806 году и закреплен Гюлистанским мирным договором в 1913 году. Некая путаница и с округами. Достоверно точно известно, что согласно переписи 1886 г. (см .фонды архива ЦГА РД «Перепись населения Дагестанской области в 1886 году») село Гапцах тогда находился в Кюринском округе, Качал Гюнейском магале. Согласно  другого документа  архива ЦГА РД - «Ответ на жалобу Хизри-бега» где   содержаться ответы  за подписями начальника Самурского участка и начальника Кюринского округа). Видимо округ был в с. Касумкент, а участок в с. Ахты. В ответах также даются некие упоминания о добыче ртути и его хозяине Астурянце.  Полагаю,  что данные события происходили в конце 19 и в начале 20 веков. По рассказу моей дедушки Нурудина (1904 г. р.),  в шахтах при добыче сырья ртути  у отрогов вершины горы Гитин-даг использовался труд односельчан,  в том числе и детский. За день платили 10 копеек.
  До 1912 года почтовый маршрут из Дербента в Ахты пролегал через территорию нашего села. Мост через Самур в сторону села Усухчая был возведен у оврага Хутун (Хутун-каlм). Но из-за сильных селевых потоков из речки Усугъчай (соединяющее с Самуром немного ниже) образовалась естественная дамба и уровень воды поднялся выше моста, и мост был разрушен. Затем в 1913 году  построили  каменный мост возле села Цехюл у самой границы с Азербайджаном.
Вдоль территории села Гапцах река Самур имеет протяженность 18 километров, но сельчане не могли пользоваться водами реки, лишь 4 водяных мельниц работали с помощи речки и еще две мельницы стояли на оврагах.
          ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЖИВОТНОВОДСТВО
Овцеводство  было самым прихотливым видом  сельского хозяйства. Летом на урочище «Гердебуш» объединенные отары 4-5 хозяев паслись вместе. Чтобы доить овец для изготовления сыра, их загонял в загоны и доили коллективно. Чтобы разделить молоко по количеству дойных овцематок каждого чабана, они в первый день доили каждый свою овцу, делали замер и этот шаблон применяли каждый день при коллективной дойки для дележа надоенного молока.
Гапцахцы владели обширными землями, которые делились на отдельные участки, т.е. на пастбища, где паслись мелко рогатый и крупнорогатый скот,  около 400 га. Кроме того имелись горные луга гоколо 300 га с которых заготавливали сено на зиму.   Хотя земли были обширные, условия для жизни были трудные.  Сенокошение из горных лугов не прекращали и после переселения на новое село.
Дома были типичные для горных аулов – лесенкой, где крыша одного дома являлась двором другого дома. Главный недостаток в селе это недостаток воды. Один скудный родник не хватал для нужд 200 дворов. В селе имелись еще три родника с минеральной водой, которая употреблялась для выпечки хлеба.  Хлеб получался пышным и долго не черствел.
На труднодоступных, неполивных террасах горных склонов  гапцахцы выращивали пшеницу, рожь, ячмень, горох, чечевицу, картофель, морковь и табак. Земли были плодородными и собирали урожай очень  богатый.
Когда село переселилось из Джаркана, садоводстви и овощеводство в основном прекратилось. Чтобы пополнить потребность в овощах сельчане  много употребляли различные дикорастущие травы из которых готовили чуду, та часто, почти каждый раз когда  пекли хлеб. А трава  «конский хвост» сушили и варили зимой вместе с пщеничной крупой. Вот названия основных употребляемых при изготовлении  чуду (афарар) : пархунаг, к1елен мичер, гит1ар, вергер (крапива), таквар (сурепка), яцра мичер и т. д. . Для засолки применяли – пилар  (дикий чеснок), суьт1руьяр (мята), т1енгиларгар(мать-мачеха). Зимой раскапывали и дикую морковь (къевер).
В труднодоступных высокогорных отрогах, у само вершины Гитин–дага растет приземистые кустарники с мелкими листочками, из которых сельчане применял для заваривания чая. Это поистине целебный чай.
 Со стороны сел Усухчай и  Мискинджи, на пойме реки Самур была  небольшая равнина, на территории нашего села, с названием  Завкар.  В 1800 году там образовали новое села с одноименным названием нашими скотоводами. Там получило развитие  садоводство и овощеводство. От урожая яблок, груш, слив абрикос, тутовника, табака, огурцов, репки, картофеля и т.д., получали свои угощения,  и сельчане большого села. Это был добрым обычаем. Завкарцы  промышляли еще  рыбной ловлей,   охотой. Тогда чтобы защитить село от разлива реки устраивали защитные дамбы.
 1936 году в связи с образованием колхоза оставить село раделенной на два учаска оказалась невыгодной. Когда жители Завкара вернулись в родное село,  из-за заброшенности берегозащитных работ все труды завкарцев свелись к нулю.  После изменений направлений русл реки осталась чистая пойма реки.
ПРАЗДНИКИ. Гапцахцы очень любили праздники. Прежде чем сажать сельскохозяйственные культуры, в ясные майские дни, точнее 15 мая все село, т.е. и стар и млад поднимались к горным пастбищам у самой вершины Гетин-даг на праздник цветов. Там под звуки зурны и барабана танцевали, пели и веселились. К вечеру организовывали состязания джигитов на конях. Но больше всего жители села почитали ддревний праздник «Яран сувар». Сельчане устраивали большой костер на самой высоком месте села. Факелы зажигали и  на плоских крышах домов. После женщины и девушки до утра  сидели и чесали шерсть, запевая народные песни, частушки. А парни тем временем прятались под окнами слушали их и кидали на своим возлюбленным  конфеты и яблоки.
СВАДЬБЫ. Сезон свадеб в основном приходилось на осень – после сбора урожая. Основные торжества, когда не было электрического света, происходили днем. Хотя зачастую  ночью устраивали «дем» (танцы).  Для освещения на середине площади делали костер из кизяков, который систематически обливали  керосином. Это считалось большой радостью. Для того, чтобы пригласить на свадьбу (обычно приглашали всех сельчан) посылали несколько глаштаев, которые ходили по селу и звали на свадьбу. В день свадьбы, по улицам села,  в сопровождении музыкантов  двигалась процессия жениха с песнями и танцами,  останавливаясь возле каждого дома собирали головные платки и отрезы материи нанизанные на палках, которые напоминали флаги. В основном в дом жениха носили эти «флаги» или зерно (от 5 до 16 кг мужчинами) или муку (женщинами в тарелке).
Жениха сельчане называли «бег».  В дни свадьбы его сопровождали двое телохранителей (гъуьлуьбанар). Один отвечал за безопасность и находился всегда , с нагайкой в руке у правого плеча и имел большие права. А другой – отвечал за скатерть (суфра), т.е. за питание. Чтобы люди узнавали  бега, ему на спину ставили «пятерню» из муки. Если  его охрана упустили бега из виду, любой смог  бы украсть его. Бег должен был просто повиноваться  и идти следом за тем кто ему объявил , что он украден. Затем возвращали бега за символический выкуп.
На свадьбе гостей  кормили когда соберутся семь человек. Семь человек считался одним застольем (суфрой).
А невестка шла в дом жениха с подслащенной водой (шербет) в графине или в другом глиняном сосуде. Невесту в дом жениха возили на коне, под сопровождение братьев или других близких. Им в доме жениха давали  подарки, своего рода откуп, прежде чем спустить невесту с коня. В этот момент туго приходилось брату бега. Его ровесники  села избивали, тот вынужден бывал спасаться бегством. Все это было очень рассмешивал собравшимся на свадьбу гостьям. 
А гости порою этим не удовлетворялись и показывали свои «капризы». Один из уважаемых гостей, в основном для придания колорита свадьбе (чтобы надолго запомнился и молодоженам), притворялся обиженным на хозяина свадьбы и уходил в самый отдаленный дом, где ждал извинений от хозяина и исполнение его какого либо необычного желания.  Иногда просили, чтобы его увезли на арбе,  запряженные вместе волов,  молодыми мужчинами или чтобы на той повозке сидела дряхла старушка.  Иногда просили,  чтобы в сопровождении музыкантов приходил хозяин свадьбы в бычьей шкуре и  т.д. Разве что не сделаешь из-за уважения к гостью!
ОБРЯДЫ  ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ И СОЛНЦА. Очень интересный обряд был у Гапцахцев. Это вызывание дождя в засушливые дни. Если долгое время преобладала засуха, то на годекане (ким) собирались жители села вызывая дождя одному из юношей тело прикрывали разными травами, на голову одевали деревянное корыто завязывали его веревкой. Другой юноша на поводу водил по всем дворам, а женщины напивали о вызывание дождя. Проходя по дворам с каждого дома  обливали «зеленого мальчика» («Пешапlа») водой и разными съедобными подарками хлебом, конфетами, сахаром и т.д. 
 А когда слишком шли дожди, девушки находили в селе самый большой ковш или большую деревянную ложку, заворачивали ее в женские одеяния, назывался эту куклу «Алапехъ» и высоко держа, ходили тоже по дворам и улицам села, пели песни про солнце. Сельчане выходили навстречу и дарили девушкам разные подарки.
Но одно хочу отметить, связанное с народными приметами, точнее с шариатом. Жил, говорят, в Гапцахе святой человек, шейх Ахмед он сам родом из Гапцаха, но жил и умер в селе Гелхен (ныне курахского района), где он похоронен и его могила стала святыней. И вот шейх Ахмед оставил народам этих селений такое завещание. Если у вас сильная засуха, то поднимитесь в гору села Гелхен, там зарой яму, пока не выйдет вода, и эту воду берете и выливаете в реку Самур, напротив, внизу села. По дороге кувшин с водой нельзя было ставить на землю, вещали на гвоздь. Многие годы люди пользовался этим завещанием.  Действительно, после такой процедуры дождь лил сильно.
1934 году в селе группой частников отдав свой скот образовали коллективное хозяйство «Гетин дагъ». В 1937-1938 г. всем селом  организовали колхоз именем  Мамедбекова, через год переименовали ”Микоян”. Почти все трудоспособные сельчане стали членами колхоза. В годы войны 1941-1945 годы из Гапцаха на фронт добровольно ушли более 180 человек. Из них более 100 человек пали смертью храбрых, остальные вернулись. В 1959 случилась вторая природная катастрофа - оползень. Она охватила  окраину села, где были колхозные фермы, а ниже и сельское кладбище.  По местности образовались трещины, в т.ч. и по хранилищам зерна и по кладбищам. Жителям древнего села пришлось переселится в местечко “Барзу”. Там, на низменности возле райцентра Магарамкент у жителей села были зимние пастбища,  всегда держали свой мелкий и крупный рогатый скот. Этот участок говорят принадлежал Кюринскому округу, точнее селу Касумкент. Даже ходят в народе легенды. Вот одна из них.  Был среди гапцахцев   такой крепкий джигит по имени Шахпелинг (переводится как царь тигров). Когда он услышал, что эти земли хотят отнять, был в отчаянии. Он не знал, что делать.   И вот, много не думая, он ночью зарезал самого жирного барана и взял еще бурдюк овечьего сыра, свалил все на коня и отправился в Касумкент, договорился с местной знатью и пришел оттуда с разрешением, на эти земли.
Еще одна легенда о том богатыре. Однажды на землях, при принадлежащих гапцаховцам, паслись чужие стада овец. Увидев это, один местный попросил отогнать стадо  обратно. Но чужеземцы втроем напали на него и сильно избили чабана. Это плохая весть дошла до Шахпеленга. Защищая своего земляка, богатырь один пошел на троих. В свою очередь чужеземцы достали ружья и направили на Шахпеленга и вдобавок начали ругать, и кричать. Но очень терпеливый  Шахпеленг успокоил их.  Но те никак не понимали его. Тогда Шахпеленг взял большую чабанскую палку начал гнать их и выгнал со своих земель.
Чем же отличались эти земли и где пасли скот жители села ? Сельские угодия в горах делились на несколько участков: «Гюне», «Вирергвайнаг», «Керид-кал», «Чlехи сув», «Гъвечlи сув».  На низменности имелся участок «Къубустан». Здесь скотоводы  Гапцаха зимой держали свой скот, где были построены кошары для загона овец. В горах частный скот зимой кормили разными дикорастущими корнеплодами, которые росли на этой скудной растительностью земле.
Зимой в горах скоту давали стебли колючей растении астрагал («мерчвер»). Вначале спалили на огне колючки, затем рубили жирные стебли мелко и сыпали в кормушки. Это растение способствовал увеличению веса  скота. Огромное значение имело и летное пастбище для овец – «Гердебуш», находящейся у самой вершины Гетин-дага. Кроме колхозных овец большим было  и частное стадо, где каждый имел по 30-40 овец.
            Образование в дореволюционный период. Хотя село было небольшое, оно со средних веков превратилось в научный центр. Из многих сел приезжали богословы (сухта) для повышения знаний по канонам шариата и светскими науками. (Кстати, основоположник нашего рода в Гапцахе – Шахсен, прадед Элдер бега, приходил из села Икра (Кlери) в качестве сухта,  в середине 17 века, где поженившись и остался жить, В нашем селе имелась большая библиотека. Г.М.).
В нашем селе  приезжие сухта (богословы) изучали   математику, философию, географию. Для письма  небыли тетрадей  и все уроки усваивали наизусть. Занятия проходили в полуподвальном помещении под мечетью. Сельчане считали  привилегией приютит сухта. Таким  способом дети дома могли получать образование.
В начале  14- века в нашем селе жил известный шейх Сафар. По преданию он был большим ученым ислама, философом, астрономом и даже лекарем (жерях). Он завещал похоронить его не на кладьбище, находящееся на отроге склонов гор, а хоронить на ровном месте возле дороги. Сельчане так и поступили. Сельчане уверены в магическом содействии могилы святого шеха Сафара в разгроме войск  Джунейда в 1447 году.
Могила святого Шейха Сафара имеет популярность как святое место и в наши дни. 
Был в селе еще один алим шейх –Назар, который считался братом Шейха Сафара и похоронен на склоне большого оврага с названием «Сурун кlам». Там, на границе с землями соседнего села Филя, единственный лесной массив на территории села лесок «Назар тарар» («деревя Назара»),  около 4-5 гектаров. Растет карагач до 20 м.высоты. 1939 году из этих деревьев наш колхоз построили летную ферму для крупнорогатого скота, немного выше на урочище «Анжух». Длина фермы 20 метров, а ширина 10 метров. А лесок там и ныне сохранился, назвают еще и «Пlирен тарар» («Священные деревья»).
ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ
 Зак1ан и Канду -  сосуды для хранения зерна и муки у сельчан.  Зак1ан изготавливался из дерева и канду из навоза. В них     можно было хранить зерно до 300-400 килограммов. Чтобы изготовить канду,  в начале,  укладывал из весеннего навоза прямоугольное основание, затем ежедневно все четыре боковые стенки поднимали на 10 сантиметров. Так подымали высоту до двух метров.
Чанах- это большая  деревянная тарелка куда вмещалась от 5 до 10 литров воды. Размер в основном зависел от количества членов семьи, поскольку горячие блюда вся семья ела из этого чанаха одновременно, в чанахе готовили и тесто для хлеба. Ели тоже деревянными ложками. Миски также были деревянными до 0,5- 0,7 л.
Хвах – низкобортный чанах, деревянный поднос. Применялся при проветривании зерна и для коллективной еды некоторых блюд как хинкал.
Тип- керамический сосуд вместимостью до 16 литров для ношения и хранения воды.
Квар - керамический сосуд для сбивания масла, позже, появления медных посуд этим названием стали называть и медный сосуд для ношения воды из родника.
Цlиб- керамический сосуд для питья воды, 0,5 л.
Жем- медный сосуд для питья воды, 0,5 л.
Чирагъ- керамический  светильник для освещения комнаты. С одной стороны наливали черный(сырой) нефт , а с другой ставил фитиль. Чтобы копоть не попадал в комнату у очага имелась специальная нища, для чирагъа.
Одежда. До 1800 года редкостью была одежда у сельчан из ткани. Вся одежда была вязанная из овечьих ниток. Тканная из шерсти грубым способом нижнее белье было также было неудобным. Из шкур также шили верхнюю одежду – брюки, куртки, тулупы.
О МЕЖУСОБИЦАХ С СОСЕДНИМИ СЕЛАМИ
Много стычек происходили  жителей села Гапцах с жителями села Мискинджи. Вес сыр-бор из за пастбищ  Гюнейского участка.
 Однажды, когда сельский скот паслись на зимних кошарах урочища «Гюне» (лезг. - солнечная сторона), собаки с кошар пришли в поблизость села, стани выть на склоне горы со стороны «Гюне» с местности называемый «Кьилин хев», (Главный перевал) откуда видно было наше село. Несколько сельчан отправились, почуяв беду, к зимним кошарам. Оказалось, что отары нет, а чабаны связаны. Узнав, что это дело мискинжинцев, которые овец зарезал и раздал по домам своих сельчан, гапцахца угнали их стадо коров. Стадо вначале  провели через реку Самур в нашу сторону, увидев что затягивается процесс перегона до села, возле села Усухчай снова перешли реку и  погнали стадо вдоль речки Усухчай в село Микрах. Микрахцы  знали что у них по легенде общие предки братья Самсам  и Камкам. Приютили гапцахцев, которые затем зарезали часть стада и раздали жителям  села.  Другую часть стада на следующий день пригнали в свое село Гапцах, также  зарезали,  а мясо раздал всем домам -
ПРАВОСУДИЕ. Раньше не были суды. Для выявления невиновности подозреваемого собирались сорок мужчин рода обвиняемого и на Коране  каждый утверждал невиновность их подозреваемого сородича.
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЯ К ИСТОРИИ СЕЛА
          Публицист Сархай Саидалиев
    Старый Гапцах расположен в горах в 2500 метрах над уровнем моря, на южной стороне Гетин-дага, с правой стороны реки Самур.
К сожалению, точных сведений об образовании селений до нас не дошли. А из этого, что мы знаем, утверждаем, что наше селения возникло в 4-5 веках. Земли и окрестности старого селения  несколько раз претерпевали оползни, с вязи, с чем село меняло место расположения, о чем свидетельствует кладбища, расположенные в разных местах. Раньше жители поклонялись (служили) язычеству. Позже приняли армянскую православную религию. Долгое время гапцахцы жили под влиянием армянских обычаев и традиций. В 11 веке гапцахцы приняли ислам.
С самого начала его существования и по настоящее время в селении в дружбе и согласии живут пять родов. (И ни разу не было разногласий на родовой почве).
Уже в 14-15 веке наше селение отмечалось справедливыми делами, людьми с духовным образованием. Среди тех, кто удостоился высокого звания-ученый (по тем временам) три брата- Шейх Сафар, Шейх Назар, Шейх Ахмед.
1870-1900 году в селении действовал медресе. Чтобы получить образование, сюда приходили люди из сел Самурского и Кюринского округов. Слушатели медресе, помимо духовного  образования, получали знания по астрономии, логике, риторике и географии. В медресе в дореволюционный период, работали наши односельчане: Магомед Эфенди; Эмирсултан Эфенди, Мирзабег Эфенди, которые имели по тем временам высшее образование.
   Октябрьскую революцию односельчане встретили с радостью и надеждой. При советской власти появилась ликвидация безграмотности, и молодежь смогла получить образование. В начале 30- годов в селении образовались две общественно- животноводческие группы- бригады. Одну бригаду возглавили бригадир Набиев Исмаил, а другую- Садыков Абдулкерим. В 1936 г. В селении была организована первая комсомольская бригада, руководил Кукулов Мустафа Кукулович.
В 1937 году на основе этих групп возник колхоз им. Мамедбекова. Позже колхоз переименовали, и стал колхозом имени Микояна. Первым председателем колхоза сельчане выбрали Кельбиханова Юсуфа. Жители села практически были заняты земледелием и животноводством.
Первую школу в Гапцахе открыли в 1925 году. В ней действовал только один класс, и уроки велись на азербайджанском языке. Первым учителям в школе стал  Ширинов Магомедхан. Сельчане относились к нему с большим уважением и называли его Магомедхан- муаллим.
Долгие годы преподавал в школе родной язык. В 1938 году школа превратилась в семилетку и директором назначили Нагиева Таги Нагиевича. Сейчас наша средняя общеобразовательная школа носит его имя.
Сын бедного крестьянина окончил педучилища и стал работать в родном селе учителем начальной школы. За выдающиеся заслуги в деле воспитания подрастающего поколения он в 1939 году одним из первых среди учителей Дагестана был удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». А в 1940 году Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом Ленина. Добровольцем ушел на фронт и героической смертью погиб в бою.
Участник ВОВ Агабалаев Кази после войны также работал директором школы. Позже он окончил Московский Энергетический институт, работал в организациях объединения ДАГЭНЕРГО в Дербенте.
Велиев Агахан после войны окончил Ленинградскую Военную Академию, служил в армии и вышел в отставку в звании полковника.
Сельчане Мамедов Темирага и Наруев Гарун еще до войны успели получить высшее образование. Мамедов Тамирага многие годы работал в органах КГБ. Наруев Гарун добровольцем ушел на фронт и не вернулся. Многие из тех, кто окончил школу в военное и послевоенное время получили высшее образование и стали учителями, врачами, инженерами, юристами, агрономами и т. д. долгие годы работал сначала заместителем директора, потом директором школы, вернувшейся с войны без одной ноги, кавалер многих орденов и медалей Адиев Ади Хайирович.
Нашу школу окончил Мукаилов Мукаил, Магомедрасулов Грозбек, Умаханов Айвар, которые стали кандидатами наук и работают в вузах города Махачкала.
Кондидат наук Аличев Мамалав работает научным сотрудником в Дагестанском сельскохозяйственном научно производственном объединении. Кандидат филологических наук Мефталиев Маджид работал в Московских издательствх.
Кандидат экономических наук Апаев Назим руководит государственной налоговой инспекции республики Дагестан. Он Государственный советник второго ранга.
В середине 90-х годов наш сельчанин, бывший учитель, Нагметтулаев Агадаш возглавил Магарамкенскую районную администрацию.
Районными прокурорами работали  Алибеков Фархад и Гасанов Магарам. Магарам Гасанович за долголетний безупречный труд в органах прокуратуры, был удостоен звания «Заслужанный юрист России».Прокурором в настоящее время  Байрамов Нури.
Председатель Улубеков Камал, работавший заведующим сельского дома культуры за добросовестный труд был удостоен звания «Заслуженный работник культуры республики Дагестан».
Стихи нашего поэта Исмихана Кадимова часто можно увидеть на страницах журналов и газет. Его произведения отличаются близостью к жизни сельчан и воспитательным характером.
На фронтах ВОВ участвовала окало 200 сельчан. Из них около 100 не вернулись. Особенно отмечались Адиев Ади, Закиев Нурмагомед, Салихов Мерзихан, Темирханов Улубег, Исаев Шахмердан, Улубеков Джамалдин, Магомедшерифов Нурудин, Амрахов Давуд, Багиев Курчи, и другие.
Знаком «Отличник народного образования Дагестана» отмечены труды  учителей  Саидова Садуллаха и директора школы Адиева Абдурашида. Абдурашиду Адиевичу также присвоены высокие званиЯ – «Почетный работник общего образования Российской Федерации»,  и  – «Заслуженный учитель Дагестна».


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →