Фестиваль Джаза в Монреале
ОЗНОБ. ИЮЛЬ. ВЕСЬ МИР - СЕМЬЯ. ДВА МЕСЯЦА ДО СЕНТЯБРЯ.
Два месяца до nine-eleven. Взорвется - потрясен и гневен
Мир, но сверкает Монреаль! Гитары, трубы и рояль
Поили джазом день вчерашний, и завтрашний...
Гиганты- башни - неколебимы и стройны..
И в мире нет следов войны.
И в звуках тонет Монреаль...
В ночи бесчинствует Рояль.
Подмостки, провода, софиты –
И толпы пьяных неофитов
2. РОЯЛЬ
Покинутый корабль - Рояль. В нем - ни души. Душа - погибла.
Почтенья должного ролям - не отдают. Простыли гимны.
Шершавый шелест. Влажный вой. Брюзгливо шепчет фортепьяно.
И ЭТИМ - высекают боль? Чьим пеплом посыпают раны?..
Спокойный профиль мудреца - и настороженность зеваки.
Попытка слабого птенца пробить трехвековую накипь.
Она - из льда. Она - из звезд. В ней пламя рваное до солнца..
В ней призрачность молитв и слез. Вздох моря – дальний, полусонный
Все это Музыкой звалось. Все это - в небо отлетает
Меланхолично умирает гитара в россыпи волос
3. ГИТАРА и ОРГАН
Гитара выла. Гитару рвало. Орган паничесли визжал.
По стенам свет сочился алый. Светлело лезвие ножа
Ах , органист, душа хмельная! Как белый лист - твой бледный лик
Рукой овации сминая, зачем ты умертвил язык?
Зачем ты мучаешь дыханье? Твой голос гол, дремуч, горяч
Зачем ты слаб, но носишь камни
С горы и на гору, незряч
Ее - ожог, полет и негу -о , не неволь ее в руках!
Ты, выкравший лицо у неба в летящих алых oблаках.
Бог породил Гитару в горе.
Кто породнил тебя с водой горящей?
Худенькое горло хрустит под жаркою рукой.
Убийца, хищный и небрежный! Дай кисть костлявую - на боль.
Лица рисунок чист и грешен - в нем века соль…
Замедленная истеричность
Орущих лиц сплошной столбняк...
Чья нежность поймана с поличным?
Чей вопль и вой ОГНЯ, OГНЯ!
И рык - глухой, густой, пещерный.
В рядах растет неверных шум
Молитва ль это? Кто священник?
Мистерия? Кто дерзкий шут?
Орган сгорел. В тоске, в костре ли?
Дым смутным отзвуком застыл.
В крови серебряные трели
Из звуков чистых и простых ...
4. Ритма нервное дрожанье обессиливает... Взвыл
Людоедом под ножами - зал.
Под визг звериных рыл
Сотни грив коней метались
У пылающей реки
Изменялись, издевались очертания строки
Бился в горлах вдохновенных
Судорожно-нежный крик
Музыка,твой гнев священный
Не сжигает буйный лик.
5. Звучащее столпотворенье.
Казнят Гармонию. Без слез.
Стремглав влетев в стихотворенье,
Сдираю оболочки слов.
Прищуренное око зала
Расширилось, прозрев обман.
ОНА из хаоса вставала
Впивалась звездами в туман
Людских дыханий...
Хитр и жаден,
В рядах живой огонь бежал
Среди нацеленных громадин
Рояль беспомощный дрожал
Его с ухмылкой из-би-ва- ли
Пел Сакс, от века отрешен
Бемоли на колени пали,
Но - ироничен и страшон -
Бледнел палач…
А ты: “Не надо!”
"Да, ЭТО - Mузыка, не плачь"
Гитара красная как радость
Горела
Рыжый бородач
Держал в руках ее, беглянку
Невразумительный язык
Ее в бреду затих...
Без глянца
Картинка меркла...
Резкий крик
Гармонии -
Прервал гитару.
Река прихлынула, прорвалась
Звук выбил запертую дверь
На воле буйствует теперь!
И трон Гармонии - взорвали!
…Предали MУЗЫКУ.
Распяли...
Свидетельство о публикации №121050708388
Экспрессия и взрыв невероятной яркости в эмоциях, ощущение полной
опьяняющей свободы. У меня всё время было ощущение, что ЭТО ВСЁ не про джазовый фест, а про безбашенную рокешную "оргию" на фестивале где-нибудь в Вудстоке, в году этак в 1969 или в 70х 😁
Стих получился в стиле, близком к рок-поэзии, почти на грани. И у меня было впечатление, что Вам тесно в классических рамках, не хватает нового инструментария, чтобы передать этот океан энергии в миллионы вольт, "мешает воспитание с образованием"))
Шучу, это как раз, на мой взгляд то, что выгодно отличает Ваше стихотворение от большинства крикливых и пафосных "рок - шедевров" 😁👍👍👍
Интересно читать, как супер эмоции заключены во вменяемые словесные рамки, описаны богатым, полнозвучным языком классического стиха.
Мне особенно близко и интересно была читать ту часть, где описывается рояль... Сравнение с кораблём, величественным, неторопливым, но покинутым - бесподобно...
А те места, где речь идёт про "визжащий" орган и про "горящую" гитару - это же просто рок-концерт, Джими Хендрикс... (он гитару реально поджигал)!
Мне очень нравится "... Звук выбил запертую дверь
На воле буйствует теперь!... " в коде,
это шикарно. Не совсем понимаю
окончание стиха. Это такая метафора - перевертыш с негативным смыслом?
"…Предали MУЗЫКУ.
Распяли... "
Могу это понять, как экстремальную метафору при ограниченном наборе "классических "выразительных средств))
Много очень глубоких, интересных образов инструментов, и мне это особенно близко. Одушевление инструмента,
гитары, рояля - это как попытка приручения или разговора со стихиями... Ведь мы не знаем до конца, что такое эти инструменты - просто предметы, порождающие звук, или метафизические Инструменты - ключи к высшему знанию)
"Казнят Гармонию. Без слез..." - эта тема вообще безконечна) Ещё со времен училища начались мои осознанные отношения с этой дисциплиной, и началось постижение Её на разных уровнях) и педагоги были великие, гуру...
Есть музыкантские шутки, в том числе, и про гармонию)
например :
"в джазе нет неправильных нот, а в хип-хопе нет неправильных тембров (звуков)"
Поэтому я понимаю, почему
"... трон Гармонии - взорвали!",
а чем же ещё могла закончиться эта музыкальная оргия с "павшими бемолями", рыжебородыми гитаристами, избитым роялем и палачом? 😁😁😁
Прошу прощения, что не смог скоро написать рецензию на это интереснейшее стихотворение, заходил, читал, но был завален делами.
Всех Благ Вам, с уважением,
Роман-Карман 17.03.2023 11:59 Заявить о нарушении
Вы совершенно правы в том, что это был не совсем уже джаз-фестиваль. В последний день он для нас обернулся почти рок-фестивалем. Рок как бы неофициально вторгся в рамки самого знаменитого и самого большого в мире ежегодного Международного о Монреальского джаз-фестиваля (погуглите), наша поездка к друзьям в Канаду была специально приурочена ко времени фестиваля.
Не хочу повторяться, как-нибудь загляните в мои ответы на предыдущие рецензии, их мало. В последний день фестиваля, почти пресытившись джазом, на одной из крайних площадок, на которой мы не собирались останавливаться, т.к. уже бежали в отель от резкого похолодания(Озноб. Июль) нас вдруг вбросило в жар иной музыки, иных лиц, иного темперамента: там вместо джаза на двух сценах бушевал рок, что привело в восторг моего мужа, ценителя не только джаза, но и старого доброго рок-н-ролла. Это была не совсем моя музыка, даже джаз для меня был несколько чужероден, но к нему я привыкла, часто звучал дома и у мужа в машине, когда ездили куда-то вместе, в моей же машине кроме классики жили постоянно любимые Леонард Коэн, Михаил Щербаков (не столько бард,сколько высокоинтеллектуальный поэт), Вероника Долина,Елена Камбурова, Окуджава, Кочетков и иже с ними, расклад понятен... И - я слегка ошалела. Там были даже какие-то очень знаменитые рок-музыканты, которых муж радостно узнавал в лицо и по их композициям, а для меня это было именно Казнью Гармонии и отчасти сумасшествием. Понятно, что на этой площадке мы застряли, несмотря на пролившийся следом холодный дождь. Никто не расходился, раздавали зонтики, толпа действительно ревела от избытка чувств. Сильное впечатление. Куда-то явно впечаталось, а через два с небольшим месяца, шок и потрясение от Nine-Eleven, когда в мире закончилась гармония людей из разных стран и разных цветов кожи, вызвали к жизни вот этот стих. Поистине неисповедимы пути рождения или сотворения стихов... Позднее хотела снизить градус, но, подумав, решила оставить как есть
С благодарностью за Ваш отклик, Роман. Вы действительно-не в упрек, боже упаси,- еще мало меня читали.
Лариса Миллс 17.03.2023 13:30 Заявить о нарушении