И снова судьба человека войны

.и снова судьба ЧЕЛОВЕКА ВОЙНЫ"
Эссе по стихотворению Виктора Пашкова
"От смертельной волны пулемёта"

..и снова судьба ЧЕЛОВЕКА ВОЙНЫ приоткрывается во втором стихотворении поэта, в котором он говорит с нами о своём восприятии военного времени, словно проникнув в сознание, в плоть и кровь русского солдата.
Всего два стихотворения написаны о Великой Отечественной войне.
Но, какие это стихи! Я их не перепутаю никогда ни с одним из прочитанных мною стихотворений. Они из той далёкой жизни, трудной, страшной, когда погибали в жестоких битвах с врагом, но "живые" по своей наполненности человеческими обыкновенными чувствами.
Стихи не повторяются сюжетно. Тема одна "Война", но содержание продумано до мелочей. Это не в привычке поэта писать об одном и том же.
Вчера писала эссе о работе "К военной теме прикасаться не могу", назвав его "О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ".http://stihi.ru/2021/05/07/2650
Сегодня мне хочется приоткрыть, разумеется вместе с автором стихотворения, ещё один эпизод войны.

Его работа "От смертельной волны пулемёта" .
http://stihi.ru/2018/01/18/9143
Она словно даёт передышку читателю.
В ней нет той бешеной энергетики, того неодолимого смертельного ужаса перед возможностью погибнуть сейчас, сию минуту, того ужаса, который испытывает призванный или выжить, или умереть.
Она даёт шанс, небольшой шанс остаться в живых ЧЕЛОВЕКУ ВОЙНЫ . Надолго ли?

"Солнце пряталрсь .
Смерть затихала."

В этих словах короткая пауза от боя и возможность передохнуть, закурить знаменитую "козью ножку", отсыпав махорочки из кисета на клочок бумаги.
Как хороши эти минуты затишья!
Дымок, "сизый смрад", попадает в глаза... Щурится солдат... Задумался...

"Усыпил запах сизого смрада
мирным ладаном горьких молитв;
загорелась над полем лампада-
легче с богом , молясь, говорить."

Слово "мирный" к месту ли оно здесь в окопе, где только что:
"От смертельной волны пулемёта,
обжигающей страхом поля,
мне за шиворот
с кромки окопа
незаметно сползала земля."
Более чем к месту!
Повторяя давно знакомые молитвы из той "мирной" жизни, об одном молча просит уставший от войны человек, обманувшись недолгим затишьем:

"Свет размыт,
в небе ангел незримый:
день победы невидим, как Бог,-
смутно веря, прошу за Россию
на коленях безропотных ног."

Долгие дни и ночи войны, об этом говорит строка "с застоявшейся кровью войны", настолько утомили ТРУЖЕНИКА ВОЙНЫ, что уже и не верится , что когда-то наступит конец этой тяжёлой, грозящей смертью работе.
Именно РАБОТЕ, изнурительной , без сна с редким , может быть
последним, перекуром. (Мысль о последнем перекуре постоянно витает в моём сознании при чтении стихотворения, не смотря на то, что говорила о передышке!)

Стихотворение написано от первого лица. Чувствуется полное проникновение автора в описываемые события.
Это ему""за шиворот сползала земля", это он чувствовал её на теле:
"влажноватая с запахом сена,-
неуклюже касалась спины".
Это он вспоминал запах сена , это он скрутил "козью ножку"...

Читая стихотворение, получаю сильный эмоциональный заряд.
Воображение помогает увидеть то, о чём написал автор. Мысль же работает дальше, не давая успокоиться:увидит ли рассвет "присевший на бруствер" ЧЕЛОВЕК ВОЙНЫ?

Интересно мнение автора о своих работах на военную тему. Мне хочется опубликовать его слова из книги "Откровения Виктора Пашкова"
"...Просто попытался стать на время солдатом Великой Отечественной и принять её буднично, без фанфар, славословий, не вымышленным танком или самолётом, а человеком со свойственным ему страхом, болью, неуверенностью, любовью, памятью, верой в Бога и ожиданием победы, в том числе над собой."
Виктор Пашков, "Откровения Виктора Пашкова" стр.29.

Просто ли это "стать на время солдатом"?
Просто ли далось автору написание этих двух стихотворений?
Оставлю вопросы, которые задала поэту , а может быть читателям, без ответа. Каждый, кто вчитается в эти стихи, сам сделает вывод.
Моё традиционное чтение этих двух стихотворений перед праздником Великой Победы, говорит само за себя.
Низкий поклон автору стихов за работы пропущенные через сердце!

Лана Порошина   07.05.2021 22:20


Рецензии