Справедливый мир

1
СОКРАТ. Как создать справедливый мир?
ПЛАТОН. Нужно начать с правдивости.
СОКРАТ. Что такое правдивость?
ПЛАТОН. Правдивость - это системно-постоянное, честное, не обманное представление, понимание, знание и трансляция (передача) того, что и как происходило, происходит и будет происходить на самом деле (правдивая история), а не системно-постоянное сокрытие, искажение, устранение правды во всём и обо всём (неправдивая история).
СОКРАТ. Ясно. А дальше?
ПЛАТОН. Дальше - перейти к истинности, постоянно помня о предыдущей правдивости. Ибо если не помнить о первоначальной и предыдущей правдивости, то истины не достичь, постоянно путаясь во лжи и ложности.
СОКРАТ. Ясно. А дальше?
ПЛАТОН. Дальше - от истинности и истины прямой путь к красоте, минуя безобразное, соответствующее ложности и лживости.
СОКРАТ. Ясно. А дальше?
ПЛАТОН. Дальше - от красоты к счастью, ибо безобразие ведёт к горю и несчастьям.
СОКРАТ. Ясно. А дальше?
ПЛАТОН. Дальше - от счастья к богатству, ибо несчастье ведёт к бедности и нужде.
СОКРАТ. Ясно. А дальше?
ПЛАТОН. А вот теперь - от богатства к справедливости, ведь бедность и нужда - источник всякого неравенства, притеснения, эксплуатации, порабощения, в общем - всякой несправедливости.
СОКРАТ. Ясно. Путь этот, как я вижу, неблизкий и непростой - путь от правдивости к справедливости.
ПЛАТОН. Однако это - правильный путь, и он верно и неизбежно приведёт нас к справедливому миру, к тому, о чём ты спрашивал в самом начале и что ты изначально хотел получить.

2
СОКРАТ. Хорошо. А если начать с конца - с того, почему наш мир несправедливый?
ПЛАТОН. Если начать с выяснения несправедливости мира, мы всё равно придём к первоначальной неправдивости, к обману, лежащему в самом начале мировой несправедливости.
СОКРАТ. Как это?
ПЛАТОН. Почему мир несправедливый? Потому что не хватает на всех благ, по справедливости. А почему не хватает благ? Потому что в этом мире распространена бедность, нужда, недостаток. Это значит, что не кто-то обделён благами, а кто-то нет, а обделены благами все, но, возможно, в разной степени, однако это не меняет дела в целом.
СОКРАТ. Ясно. А почему в мире бедность, и всем чего-то не хватает?
ПЛАТОН. Потому что все в этом мире несчастны и тоже, возможно, в разной степени, что также не меняет дела в целом.
СОКРАТ. Ясно. А почему все несчастны?
ПЛАТОН. Потому что все - безобразны, безобразны в своих мыслях, представлениях и действиях.
СОКРАТ. Ясно. А почему все безобразны?
ПЛАТОН. Потому что все - путаются в лжи и ложных измышлениях обо всём.
СОКРАТ. Ясно. А почему все лживы и ложны?
ПЛАТОН. Потому что все - постоянно лгут, обманывают, говорят, делают и распространяют неправду вокруг себя и по всему миру.
СОКРАТ. Ясно. Картина получается очень неприглядная, если не сказать жуткая и безнадёжная.
ПЛАТОН. Это - верно.

3
СОКРАТ. На что же люди рассчитывают, постоянно думая, говоря, делая и распространяя неправду, обман?
ПЛАТОН. Они надеются, что им удастся обмануть других, им повезёт, и они получат некие жизненные преимущества перед другими людьми раньше, чем те распознают и разоблачат их неправду, обман и лишат их преимуществ, полученных нечестным, обманным путём.
СОКРАТ. Но разве на это можно надеяться?
ПЛАТОН. Конечно, нельзя, но люди, к сожалению, покидают этот мир раньше, чем узнают о несбыточности своих пустых надежд.
СОКРАТ. А почему о пустоте и несбыточности надежд нельзя узнать раньше, до перехода в иной мир?
ПЛАТОН. Об этом можно узнать и раньше. Но для этого надо прежде перестать лгать, обманывать и начать думать, говорить, делать и распространять правду, уже не надеясь на пустое и несбыточное, обман и самообман.
СОКРАТ. Ясно. От неправды к несправедливости и от несправедливости к неправде круг замкнулся. Как из него выйти?
ПЛАТОН. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, надо однажды стать на путь правды. Ставшему на путь правды и правдивости сразу открывается надёжная дорога к всеобъемлющему справедливому миру.

4
СОКРАТ. Ясно. А с чего начинается неправда? Какие ложные преимущества люди хотят получить, обманывая других?
ПЛАТОН. Эти преимущества многообразны, обширны и различны.
СОКРАТ. Ясно. А есть какое-то одно фундаментальное ложное преимущество, с которого впервые начался весь этот громадный обманный, неправдивый, лживый и ложный, безобразный, несчастный, бедный и несправедливый мир?
ПЛАТОН. Конечно, есть одно такое фундаментальное ложное преимущество, положившее начало всеобщей несправедливости.
СОКРАТ. Какое оно?
ПЛАТОН. Это - Первая неправда, внушение человеку, что он - это не он, всё, что он мыслит и видит (осознаёт) - это не то, что он мыслит и видит (осознаёт), что всё - не то. Первая неправда - это как бы удвоение правды, навязывание как бы "двух" правд, "двух" мышлений и мыслей, "двух" видений, "двух" сознаний.

5
СОКРАТ. Ясно. Но кто же заинтересован в этом? Кто над кем и какое получает преимущество из удвоения правды?
ПЛАТОН. Другая правда - это и есть неправда, ведь правда - только одна.
СОКРАТ. Это ясно. Кто в этом заинтересован? Ведь получается, что в этом могут быть заинтересованы все люди, каждый человек. Неправда - это как бы способ навязывания другому "своей" правды, "отличной" от чужой правды, в том числе и навязывания самому себе (самообман). И это - несмотря на то, что, очевидно, "двух" правд не может быть.
ПЛАТОН. К неправде я бы отнёс отрицание, сомнение, сверхъестественное, неестественное, а иначе - сомнение в естественном, отрицание естественного, обманное добавление к нему как бы "другого", "дополнительного", "ещё одного" естественного.
СОКРАТ. В чём же дело? Откуда взялся этот неестественный, противоестественный, сомнительный, отрицательный дуализм? Какова его цель?
ПЛАТОН. Дуализм как бы создаёт постоянное подавленное, подчинённое, угнетённое состояние мышления, сознания, жизни. Это - в одном направлении. А в другом - откуда идёт это подавление, угнетение, подчинение - наоборот, как бы постоянное состояние безраздельного господства, властвования, свободы и полноты желания, воли, мышления, действия.
СОКРАТ. Почему нельзя наделить этой свободой всех?
ПЛАТОН. Потому что тогда, видимо, не будет того самого "ресурса свободного благоденствия", за счёт угнетения, подчинения, использования которого достигается свобода другой, "свободной" части людей по отношению к оставшейся "несвободной" части.
СОКРАТ. Получается, постоянно подавленная и подчинённая часть людей - постоянно переживает также и своё бессилие что-либо изменить в лучшую сторону, сбросить иго обманного дуализма.
ПЛАТОН. Да. Но то же самое переживает и другая часть людей - как бы свободная, - ибо и она мыслит и переживает этот обманный дуализм, не будучи в состоянии от него избавиться, но в другом отношении. Этой части людей добровольно нецелесообразно избавляться от обманного и самообманного дуализма, ибо избавление от него означало бы потерю ими власти над другими людьми, возможности их беспощадной эксплуатации.

6
СОКРАТ. Прекрасно. Но до этого момента в истории людей все были счастливы, и им не надо было стремиться к чему-то лучшему, отличному и противостоящему тому, что у них есть?
ПЛАТОН. Изначально у людей не было и не могло быть "неосуществимого стремления к лучшему". Изначально люди не осознавали, не представляли, не мыслили, не переживали себя и своё положение как неудовлетворительное, неправильное и не представляли ничего другого, кроме того одного, конкретного, что и было их одной правдивой жизнью и одной правдивой реальностью, а не общей для всех.
СОКРАТ. Каков же мыслительный "механизм" и каковы цели и интересы неестественных дуалистических представлений? Ведь последующее "общее" противопоставляется первоначальному "конкретному", а потом навязывается ему как бы сверху в виде "другой" правды - "общей", главенствующей, более важной, чем первоначальная действительная конкретная правда, которая объявляется теперь несущественной, преходящей, подчинённой, подавленной, угнетённой, как бы и вообще - неправдой, которая отрицается.
ПЛАТОН. Правильный вопрос. Мы ещё вернёмся к этой теме, ибо она большая.
Но мне уже сейчас представляется, что, если навязываются чуждые, неестественные представления, то и механизм этого процесса неестественный, и неестественные цели, а именно - насилие, зло, обман, ложь, безобразие, несчастье, бедность, несправедливость. А в результате получается очень плохой, несправедливый мир.
--
© 1989-2021, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==


Рецензии