Иисус и Заратустра. Встреча на Елеонской горе
Тот учитель был окружен двенадцатью учениками, и весть о нем уже гостила в тех землях… Звали его Иисус… Йешуя, по-еврейски. И был он из города Назарета, где до выхода на проповедь тридцать лет, не женясь, жил со своей матерью, помогая ей по хозяйству.
- «Много же пророков живет на Земле», - удивился Заратустра. «Наверное, столько же сколько человеческих пороков».
- «Да, уж», - улыбнулся Иисус. И посмотрел на Заратустру добрыми глазами. «Ни дать, ни взять. Это так».
- «Но ты же какой-то особый пророк», - продолжил разговор Заратустра.
«Слава о тебе идет по всей округе. Чему же ты учишь своих учеников, если, вообще, чему учишь? Потому что я думаю, что учить – занятие достаточно пустое.
Коль человек дурак, он так и умрет дураком. А если он умен, то сам дойдет до всего, что ему надо».
- «Я учу праведной жизни», - ответил Иисус. «Следую за мной, они мало-помалу узнают ее. А значит, и открывают для себя Путь Спасения».
«Я есмь Путь, Истина и Жизнь… Никто не познает Бога, как только через меня».
Услышав это, Заратустра еще более удивился. И обернувшись к ученикам, сказал: «Нравится мне речь этого человека, хоть чувствую, что он - враг мой».
«Учения наши, видимо, противоположны. Он ведет людей во мглу, думая, что ведет к Свету… А я веду к Свету, хоть всем кажется, что во мглу… Но как он себя держит – мне нравится.
В нем узнаю себя. Скрыта великая смелая гордость в его словах. Нет в нем, на самом деле, смирения. Хоть, как религиозный человек, он, наверняка, говорит о нем».
Так сказал Заратустра, а сам красиво и горько подумал себе - «Но еще хуже будет жизнь тех, кто пойдет за ним…
Тот, кого посчитают они Избавителем, закует их разум в оковы… К острову думают они пристать, когда море бросает их во все стороны, но он окажется спящим чудовищем».
Затем он опять обратился к Иисусу.
- Но что есть этот твой «Путь Жизни»? Поведай нам. Может быть, мы и от тебя испьем глоток мудрости.
Ибо часто говорю я ученикам своим… Презирайте человека, и не презирайте его. В любом самом гнусном, жалком и разбитом существе… жизненном обломке… могут быть зерна великой мудрости.
«Ибо мудрость не принадлежит единственно книгочеям, царям и пророкам. Она принадлежит всем. Скажу больше. Она принадлежит не одним нам людям.
Наблюдая животных и их пути жизни, ты можешь многому научиться. Я, например, многому научился у кота, который жил в моем доме. Это был воистину божественный кот!»
Все, в том числе Иисус, засмеялись.
- «Ты очень веселый странник», – сказал Иисус. «Я учу людей Любви. Любовь есть путь праведной жизни.
И главные заповеди две.
Возлюби Бога и возлюби ближнего своего как самого себя.
Ничего выше этих заповедей нет…
Этому я учу людей. Сынов рода человеческого.
И как говорил я один раз…
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».
- Мне также нравятся нищие духом – мрачно усмехнулся Заратустра. «Они способствуют сну. Блаженны они, если воздают им должное».
«Слушай же Иисус… Всех богов мы создаем для себя сами. И из своего нутра приписываем им то, что мы хотим видеть в них.
Порочные люди – свои пороки.
Добродетельные – свои добродетели.
Любящие, как ты Иисус, приписывают любовь.
Любой образ Бога - человеческое творение. Но нищие духом, которых ты упомянул, так любят понравившийся им образ, так держатся за него… Что скажи что против – приходят в такое исступление, что держись!
Когда я был молод, я тоже создал себе Бога.
«Сном показался тогда мне мир и поэтическим творением Бога: разноцветным дымом пред очами божественного недовольника.
Добро и зло, и радость и страдание, и я и ты -- все показалось мне разноцветным дымом пред очами Творца.
Отвратить взор свой от себя захотел Творец -- и тогда создал он мир».
Заратустра вздохнул.
«Ах, братья мои… Но этот Бог, которого я создал, был человеческим творением и человеческим безумием, подобно всем богам!
И твой любящий бог, Иисус - есть такое… Только человеческое, слишком человеческое.
Когда ты встретишься с настоящим Богом, слезы польются из глаз твоих и возопиешь ты небесам –
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?».
Но будет поздно в тот миг.
Розовый мираж твоего бога растает как утренний туман в жаркий летний день.
Как растаял мой мираж.
«Человеком был он, и притом лишь бедной частью человека и моего Я: из моего собственного праха и пламени явился он мне, этот призрак! И поистине, не из потустороннего мира явился он мне
Иисус, страданием и бессилием созданы все потусторонние миры, и тем коротким безумием счастья, которое испытывает только страдающий больше всех».
То же и твое Царство Небесное.
«Тело, отчаявшееся в земле, слышало, как вещало Чрево Бытия.
И тогда захотело оно пробиться головою сквозь последние стены, и не только головою, -- и перейти в "другой мир".
Но "другой мир" вполне сокрыт от человека, этот обесчеловеченный, бесчеловечный мир, составляющий небесное Ничто;
И чрево бытия не вещает человеку иначе, как голосом человека».
Да, и что твоя любовь к ближним?
Прежде чем любить ближнего, надо подумать: заслуживает ли он даров моего сердца?
Не свершаем ли мы зло, любя того, кто того не заслуживает?
Любя мерзавца и подлеца – мы только развращаем его.
Причиняем вред.
Да, и вся эта любовь… говоря по правде, фальшива. Заклинатели ее провозглашают ее только для своего крепкого сна. Ради своего мнимого благочестия, которым наслаждаются.
И такая тьма может бродить за этой фальшей, что ужас!
Лучше искренне ненавидеть кого, чем притворяться, что ты его любишь…
Заратустра перевел дух. Подошел к Иисусу вплотную.
- «Когда человек воистину добр, ему не понадобится еще какой-то посторонний Иисус, чтобы учить его Любви.
Потому и следуют за тобой твои «нищие духом».
Если такие наследуют Царство Небесное – то в это царство лучше мне не являться.
И Ты сам отречешься от своего учения, если доживешь до моего возраста… Когда научишься смеяться и шутить.
Ты слишком внутренне честен, чтобы всю жизнь держаться его.
Потерпи. Придет с возрастом мудрость.
Посмеешься над своим прошлым. Над своими былыми словами.
Так говорю я. Заратустра.
И его ученики, и ученики Иисуса молчали пораженные силой его речи.
- «Уж, не врага ли Рода Человеческого встретили мы в облике этого человека?» - спросил ученик Иоанн Иисуса. «Учитель, пойдем отсюда скорее. Мне страшно».
- «Я с тобой, маловерный», - ответил Иисус. «Поэтому тебе нечего бояться».
«Этот человек исповедуется нам в своих страданиях. Так можем ли мы уйти? Речь, что идет от сердца, всегда заслуживает внимания».
- «И чему же ты учишь своих учеников?» - спросил он Заратустру.
- «Я учу их свету Утренней Звезды. Звезды, которую ношу в себе.
Учу их грядущему, а не древним книгам с писанием на ветхих, истлевших страницах.
И ради этого грядущего я вышел на проповедь.
Новой гордости я учу людей.
Учу не удовлетворяться жалкости и презренности жизни.
Учу мечтать о чем-то большем.
Не стремиться уснуть блаженным сном в Царстве Небесном, а проснуться!
И лишь преодолев себя. Преодолев свою вечную жалкость, Человек может превзойти себя.
Стать Высшим Человеком. Стать богом и на земле, и на Небе!
Не малодушных я учу – что идут за тобой. Не для них звучит песнь моя.
«Я не люблю стадо и овец, которых пасут, а если понадобится… - режут и сдирают с них шкуры».
Я не люблю пастухов, которым овцы верны.
О человечки жалкие! Убогие, тщедушные человечки !
Даже в отваге своей – они малодушны!
Вот, что я люблю. И чему учу.
«Я люблю Того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо Он хочет гибели от людей настоящего.
Я люблю Того, кто карает своего Бога, так как Он любит своего Бога: ибо Он должен погибнуть от гнева своего Бога».
«И я говорю вам… Нужно носить в себе еще Хаос, чтобы быть в состоянии родить ТАНЦУЮЩУЮ ЗВЕЗДУ.
Я говорю вам… Родные дети мои… В вас есть еще Хаос!»
Ученики Заратустры, как завороженные, смотрели на учителя. Видимо, они не вполне поняли сказанное.
А в группе, пришедшей с Иисусом, началась сумятица. Они отпрянули от говорящего. На лицах написался ужас.
- «Сатана… Сатана…» - зашептал ученик Петр своему брату Андрею. «Сам Сатана встретился нам на дороге. Ты слышал? Он хочет покарать Самого Бога! Он восстал на Него».
- «Да, уйдем отсюда скорее», - согласился Андрей и все остальные. «Если же это не дьявол, а такой же человек из плоти и крови, как мы… - то он безумен. Учитель, исцели его скорей. Изгони из него беса!».
- «А ну цыц!» - сказал Иисус. «Сейчас отправлю рыбу ловить… Говорю вам. Этот человек не безумен».
И он стоял, задумавшись над словами Заратустры.
Затем Иисус молвил – «Да, этот человек не безумен.
Просто он не может отделить второстепенное от главного.
Отсюда его страдание. Отсюда - боль.
Поэтому он не знает Бога. Поэтому истинный Бог не доступен ему.
Он… этот Заратустра… подобен странствующему барду, заблудившемуся в пустыни. И который вместо того, чтобы искать дорогу,… жжет костер и поглощает последнюю провизию и воду. Поет в пустое небо песни… и сочиняет, гордясь собой, последнюю поэму».
Больше на Елеонской горе они не встречались.
Свидетельство о публикации №121050608581