Что такого в стихах? о стихотворных размерах

Помимо строгого чередования ударных и безударных слогов, в стихотворении должна быть четкость конструкции и в остальном.

(Вспомним Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока... 99.9% всех классических стихов выдержаны одним определённым стихотворным размером или, что очень редко, синтезом тех же самых размеров )

Нет. Размер не про то, насколько стихотворение большое или маленькое. (Это было бы слишком очевидно )

Размер, грубо говоря, про то, сколько ударений в строке. Два ударения — двухстопный размер. Три — трёхстопный. И так далее...

Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.

Так, если вспомним, что существуют понятия «ямб», «хорей», «дактиль»... то не сложно будет догадаться, что и стопа должна быть либо ямбической, либо хореической, либо дактилической...

«у бЕрега чЕрного мОря —
мне снИлось — мы встрЕтились Оба...»

— пример трехстопного амфибрахия (когда ударение падает на 2, 5, 8 слога. Обратили внимание, что ударений в строках по три? )

Важно так же, чтобы количество слогов первой и второй строки (если рифмовка перекрёстная) повторялось до конца стихотворения. В моем примере в каждой строке по 9 слогов.

Однако, есть и разностопные размеры. Пример чередования пятистопного ямба с четырёхстопным:

«я вАс люблЮ. люблЮ столь тИхо, скрОмно,
сколь тИх и скрОмен лУнный блЕск...»

Для чего нужно следовать стихотворным размерам, использовать рифмы, высчитывать слоги и, вообще, писать стихи — попробую ответить в следующих постах, а пока можете задать вопросы в комментариях

P. S. Кстатиииии, во всех правилах допустимы прегрешения/исключения


Рецензии