Чалдонке, унесенной ветром перемен

         Отклик на «Беседа с мамой, полгода спустя...»
                Летиция Белоус

Как "...много званных, избранных так мало..."
Им дней земных даровано в обрез,
Не многим жребий выпал в день финала
Взойти на эшафот или на крест,
 
Но им даровано явить при жизни чудо -
Посеять в душах истины зерно,
И урожай растить, и знать, что будет
В крови родных играть любви вино.

Стихии и стихи - вот их опора.
Своей мечтой наполнив паруса,
Наследники Дианы, Феба, Гора
Плывут за Магелланом в небеса,

Сияют нам, земным с небесной тверди,
Зовут туда, где места нет для смерти,
Где музыки небесных сфер полна
Обетованная ждёт каждого страна.
***
07.05.2021

Чалдоны – что за народ
Вчера
221 прочитал
"Во ты чалдон!", – говорят иногда в шутку кому-нибудь. А что это за слово, порой и сами не знают. А ведь оно и на самом деле было когда-то ругательное: в смысле недотепа, разбойник, бродяга. Да и Владимир Даль здесь «постарался», дав в своем словаре слову "чалдон" определение как "бродяга, варнак, беглый каторжник".

Семья чалдонов.
А ведь на самом то деле никакие они не недотепы, и уж тем более не разбойники и бродяги, а один из самых загадочных коренных народов Сибири. Сведения о чалдонах можно найти в трудах русских классиков – Маяковского, Есенина, Мамина-Сибиряка.

Переселенцы с Дона или своеобразный коктейль
Большая часть исследователей считают этот народ своеобразным коктейлем из казаков, старообрядцев и прочих беглых переселенцев. Формироваться этнос стал не ранее XVII века.

Первыми потянулись в Сибирь противники реформы патриарха Никона. Они не захотели принимать новые церковные обряды, уходили семьями в глухие сибирские леса. Их духовный лидер протопоп Аввакум был сослан властями в Тобольск. Десятки тысяч староверов присоединились е нему, пустили корни в глухой тайге. "Очалдонились", говорили местные про них.

Свадьба чалдонов.
Мне больше нравиться другая версия. На мой взгляд, не мог этнос в такие короткие сроки сформироваться. А вот когда утверждают, что чалдоны жили в Сибири еще до Ермака, то это больше похоже на правду.

И являются они потомками казаков-переселенцев, которые подались в Сибирь еще в XIII веке. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, несвойственные местным племенам, а относящиеся к народностям Древней Руси. Такие же находки были обнаружены и в южных областях России.

Лингвисты выдвигают версию, что слово "чалдон" происходит от "человек с Дона". Или человек, прибывший с Дона на вместительных челнах. Есть еще одна менее распространенная версия. На скифском языке "дон" означает "река", то есть "чалдон", это человек с реки.

В общем, не народ, а сплошная загадка. Но многое указывает на то, что это очень древний народ.

Свободные упрямцы
Чалдонов отличает свободолюбивый независимый характер. Их трудолюбие и стойкость перед всеми невзгодами вызывает только уважение. "Чалдон шапки не ломает", – говаривали старики-чалдоны молодым. "Крепостными никогда не были и не будем".

Царское правительство неоднократно делало попытки обратить чалдонов в православие. И кнутом, и пряником, но чалдоны в ответ снимались с насиженных мест и отправлялись дальше в глубь тайги.

У них выработался свой, ни на что не похожий диалект. Многие их слова отсутствуют в русском языке, а некоторые слова они произносят на манер древнеславянских. Например, слово "конь" на их диалекте "комони". Что самое интересное, это слово встречается в "Слове о полку Игореве". Не исключено, что когда-то очень давно чалдоны пользовались древней письменностью.

"Желтопупые"
Жили чалдоны общинами и с пяти лет начинали своих детей учить грамоте по старинным рукописным книгам. В древние времена они жили в землянках, а потом научились делать просторные дома из сруба.

Дом делился на женскую и мужскую половины. Было строгое разделение труда. Хозяйка была "госпожой" на кухне, стирала, убирала, ухаживала за детьми, сажала и полола огород и делала другие женские дела по дому. Мужчина же выполнял чисто мужскую работу. Охотился, рыбачил, заготавливал дрова на зиму.

Внешне чалдоны выглядят как европеоиды со светлыми глазами. Но часто среди них встречаются лица с признаками монголоидности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это результат смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность они получили прозвище "желтопупые".

Женщины носили строгие наряды. Длинное платье из плотного полотна. Черные платки для замужних и более яркие для незамужних. Но выйти на люди с непокрытой головой было никак нельзя.

За столом рассаживались строго по иерархии. Под божницей, где зачастую рядом с иконами стояли вырезанные из дерева или кости местные языческие божки, усаживали стариков. По бокам располагались родственники и приглашенные. В дальнем конце стола угощались дети и молодежь. Чалдоны даже больших начальников могли усадить на детское место.

В наше время чалдоны считаются вымирающей этнической группой. Но они все еще живут в далеких, зачастую недоступных для транспорта сибирских деревнях. Чтут свои традиции, свой язык и веру. Закалены Сибирью и вполне самодостаточны.

Аделантадо (исп. adelantado — первопроходец) — в колониальной Испании титул конкистадора, который направлялся королём на исследование и завоевание земель, лежащих за пределами испанских владений.
  Первыми заморскими аделантадо были родственники Колумба — брат Бартоломео и сын Диего. Аделантадо Бимини был Понсе де Леон, южных морей — Нуньес де Бальбоа, островов Пряностей — Магеллан, Перу — Писарро, Чили — Диего де Альмагро, Эквадора, Никарагуа и юго-запада Колумбии — Себастьян де Белалькасар, Центральной Америки — Педро де Альварадо, Северной Америки — Эрнандо де Сото, Флориды — Менендес де Авильес, Филиппин — Лопес де Легаспи.
****

Цицерон

Стихотворение русского поэта Федора Тютчева.

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
"Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!"
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их безсмертье пил.
***
1929
Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.


Рецензии