Шедевры Третьяковки Мокрый луг
Мы не в чести...
И понять нелепость ту
Бессильны мы...
Разве что сподобимся
Пройти
"Мокрым лугом"
Фёдора Васильева!..
04.2009.
Иные скажут:
"Что же здесь такого?..
И луг, как луг...
И пруд - каких
Не счесть...
И всё же, пусть пейзаж
И нарисован...
Но глубина божественного
Слова
В той живописи дивной
Тоже есть!..
06.05.2021.
Картина написана после переезда художника в Крым, куда ему пришлось отправиться из-за болезни. Однако сердце его было предано русской природе, её полям и лесам, которые он писал по памяти. Так и на этом полотне Васильев изобразил не южный пейзаж, а свои воспоминания о родине. Подтверждение этому – зарисовки, написанные ещё до переезда, в том числе и художественный этюд с таким же названием.
На картине – луг после дождя. О прошедшем ливне и приближении солнечного дня говорит прежде всего небо: с правой стороны оно ещё мрачное, затянуто тучами, но голубовато-белые облака и тёплые лучи уже почти вытеснили непогоду. Этот переход отражается и в пруду, а по воде ещё проходит рябь от ветра.
Основную часть картины занимает собственно луг с травой и полевыми цветами. На заднем плане – невысокий обрыв слева и пара деревьев справа, лесная полоса вдалеке, а также тропинка, идущая от края полотна к водоёму.
Растительность художник изобразил с помощью самых разных оттенков зелёного цвета, что делает пейзаж свежее и ярче: все эти детали, отдельные травинки и веточки можно рассматривать бесконечно. Однако это не выглядит слишком броско – наоборот, Васильев сделал атмосферу своего творения спокойной и уютной, в том числе за счёт более плавного и нечёткого неба.
В целом цветовая палитра картины довольно однообразна, большее внимание творец обращает на игру со светом и оттенками. Возвращаясь к основной идее – смене ненастья хорошей погодой – он делает левую часть более тёплой, а правую – холодной и тёмной.
Ещё одна особенность данного полотна в том, что художник сумел совместить динамичность и простоту изображения. Если обратить внимание на композицию, можно заметить, что здесь нет определённой точки, куда как бы стремятся все предметы на картине. Внимание зрителя притягивают и пруд, и деревья, и меняющееся небо – если убрать что-то из этих компонентов, пропадёт то ощущение целостности, которого добился художник, разместив ключевые предметы в разных местах.
Простота же пейзажа заключается в том, что он не перегружен: на переднем плане есть только мелкие и не слишком важные детали. Это позволяет зрителю словно погрузиться в картину, «войти» в неё.
Пейзаж Фёдора Васильева «Мокрый луг» – одна из самых выдающихся его работ, в которой он показал своё умение работать с контрастом, использовать сложные техники, не теряя при этом свойственной ему
Свидетельство о публикации №121050603245