Конкурс - Метаморфозы жанра. Май 2021

                Дорогие друзья!

 В апреле месяце мы расслабились на жанре Юморески, но вспомним, что в марте мы познакомились с необычным жанром ФРАГМЕНТ, который оказался характерным для современной поэзии. Помните?

 Влияние фрагмента на понятие лирического стихотворения очевидно. Приверженцы романтизма, которые ввели фрагментарность в лирику, осознали мироздание как бесконечное и непознаваемое, в результате чего часть была наделена способностью воплощать в себе целое, бесконечное теперь мыслилось в форме конечного. А ведь именно нечто завершённое, после поставленной точки, определяет жанр. Фрагмент стал «эмблемой всякого целого» в лирике. Поэтика вариаций на заданную жанром или даже выбранную поэтом тему отошла на второй план. Стихотворения стали значительно короче. В них оказалась подчеркнутой  мгновенность переживания, взгляда, ситуации – ведь мгновение есть минимальный фрагмент времени; с другой – установка, направленная на поэтический поиск образов мироустройства, мироздания в целом. До этого настоящая мгновенность – и даже сиюминутность – не была заложена в структуре ни одного из канонических жанров, где время было универсальным, безличным, оторванным от переживания настоящего. Теперь появилась возможность дать мгновенно увиденный образ мироздания в целом, сконцентрироваться на нем. И сам мгновенный ракурс и образ мироздания, возникающий, по мысли романтиков, в минуты творческого вдохновения, перемещается в сферу художественных ценностей.

 Однако фрагмент в его предельном виде – образование одноклеточное. А лирическое стихотворение может быть сколь угодно сложным. Фрагмент оказался простейшей основой для дальнейшего усложнения. В жанре фрагмента заложено то, что составляет существо новой лирики. Само наделение части статусом целого с особой интенсивностью обусловливало перевод внешнего в стихотворении на язык внутреннего, единичного – на язык универсального. В восприятие лирического произведения жанр фрагмента привнес целый комплекс идей из сфер философской эстетики и философии творчества.

  Фрагментарность стала своеобразной поэтической нормой, свидетельствующей о довольно определенном понимании того, что такое лирическое стихотворение. Это целостный поэтический сгусток, вырванный из контекста, предлагаемого тем самым к реконструкции.
Во многом именно восприятие лирического произведения как фрагмента позволило русской поэзии развиваться в сторону повышения суггестивности, поскольку такое восприятие узаконивает пропуск «промежуточных звеньев» в поэтической речи, «разрешает» выбрасывать все, что поэту кажется «лишним». Повышение СУГГЕСТИВНОСТИ создало предпосылки для переосмысления природы поэтического слова в XX веке, что на определенном этапе породило качественно новую поэтику: в ее центре стояло не целое, которое привычно угадывалось в фрагменте, а самоценное слово.
 
 Внимание, МАЙ-21 объявляется месяцем жанра:

             ЖАНР  -  СУГГЕСТИВНАЯ ЛИРИКА

  СУГГЕСТИВНАЯ ЛИРИКА (от лат. suggestio — внушение, намек, указание) — особый вид лирики, основанной не столько на логических предметно-понятийных связях, сколько на ассоциативном сочетании дополнительных смысловых и интонационных оттенков. Благодаря этому СУГГЕСТИВНАЯ ЛИРИКА  способна передать смутные, неуловимые душевные состояния, которые трудно выразить в стихе строго реалистическими средствами. Всякое суггестивное лирическое стихотворение содержит в себе элементы медитации, но, в отличие от медитативной лирики, обладает свойством очаровывать, завораживать читателя «пленительной неясностью» (выражение М. Рыльского). Для СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКИ характерны нечеткие, мерцающие образы, косвенные намеки, зыбкие интонационно-речевые конструкции, поддерживаемые стиховым ритмом. По своей внутренней форме СУГГЕСТИВНАЯ ЛИРИКА стоит на грани тончайших импрессионистических и даже алогичных построений, с внушающей силой воздействующих на эмоциональную сферу читателя, на его подсознание. Понятие «подтекста» служит грубым приблизительным аналогом для определения существа СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКИ.

  СУГГЕСТИВНАЯ ЛИРИКА обращает внимание на  способность слова вызывать неназванные представления, в такой лирике ассоциации замещают «пропущенные звенья» (О. Э. Мандельштам). СУГГЕСТИВНАЯ ЛИРИКА противоположна лирике, построенной на указанных отношениях и связях, имеющей политическую, злободневную, сатирическую или дидактическую направленность, ярко выраженный сюжет, в том числе и рассказ о персонаже и событии.

  СУГГЕСТИВНАЯ ЛИРИКА передает смутные, трудно уловимые душевные состояния, которые невозможно выразить иными средствами, поэтому ей близка «медитативная лирика» (правда, в последнем содержательной основой текста становится размышление, раздумье, строящееся, в частности, с помощью риторических приемов, не уместных в собственно суггестивной лирике). Ее главное эстетическое свойство – пленять, очаровывать, с помощью импрессионистического контекста влияя на эмоциональную сферу и подсознание читателя.

Суггестивная лирика встречается в народной поэзии и в литературе. Примерами ее могут служить многие стихотворения А. С. Пушкина («Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» и другие), А. А. Фета (в частности, «Шепот, робкое дыханье...»). Ф. И. Тютчева и других. С возникновением русского символизма и появлением первых статей В. Я. Брюсова концепция СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКИ, во-первых, оформилась теоретически, во-вторых - вобрала в себя солидный пласт лирических произведений. В статье «Ключи тайн» Брюсов писал, что «искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои тёмные, тайные чувствования» (Брюсов В. Я. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1974. С. 92). Позже, в статье «Синтетика поэзии» поэт выражал ту же мысль: «Поэтическое творчество есть уяснение поэтом, для него самого, его, сначала ещё смутных, неосознанных ощущений» (там же. с. 558). Коль скоро всё написанное выражает тайные чувствования творца, то, независимо от его мировоззрения и направленности, сюжета, художественных средств и других особенностей произведения (всё перечисленное попадает в область «художественной формы», а в области «содержания» остаются именно «тайные чувствования»), основной оказывается передача его сокровенной душевной жизни. Таким образом, объём понятия «суггестивная лирика» существенно расширяется.

 Символизм привносит в литературу особое понимание поэтического слова, которое благодаря «оживлению», то есть актуализации внутренней формы и фонетического облика, воспринимается непосредственно, как впервые услышанное. Понимание словесной суггестии впоследствии разрабатывали русские футуристы и близкие к ним деятели ОПОЯЗа (русские формалисты).

 Интересно, что в русской поэзии первой половины XX в. приёмы суггестивной лирики переносились на поэзию сюжетную и событийную. Так, в стихотворении Мандельштама «Не мучнистой бабочкою белой... », посвященном гибели летчиков, нет никаких реалистических подробностей, и оно полностью построено на ассоциациях самого поэта.

 Современные поэты зачастую предпочитают суггестивную другим видам лирики. Ассоциативность оказывается здесь своего рода «лирическим сюжетом», который разворачивается в диалоге поэта и читателя.
    Образцы СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКИ  можно найти среди русских народных песен и у некоторых русских поэтов. Ввиду того что проблема природы суггестивного лиризма поэтикой почти не разработана, а примеры СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКИ  широкому читателю мало известны, ниже приводится ряд образцов лирики этого вида.

Как со | вечера це|по-очка го|рит, /\
Со по|луночи се|ре-ебряна|я, /\
Горит, | горит, пере|га-арива|ет, /\
Моло|душку пере|ма-анива|ет. /\
Ты, мо|ло-одка, со|йди /\ с тере|ма, /\
Моло|да-ая, со|йди /\ с высо|ка! /\
Нынче | ноченьки свет|лё-оше-ень|ки, /\
Пере|улочки су|хо-оше-ень|ки, /\
Каблуч|ки /\ не ло|ма-аю-ут|ся, /\
А чу|лочки не ма|ра-аю-ут|ся. /\
***                (Русская народная песня; Песенник 1791 г.)

Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.
Вдалеке замирает твой голос, горя,
Словно за морем ночью заря, —
И откуда-то вдруг, я понять не могу,
Грянет звонкий прилив жемчугу.
Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И все выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.
***                (А. Фет, «Певице»)
 
Но в камине дозвенели
Угольки.
За окошком догорели
Огоньки.
И на вьюжном море тонут
Корабли.
И над южным морем стонут
Журавли.
Верь мне, в этом мире солнца
Больше нет.
Верь лишь мне, ночное сердце,
Я — поэт!
Я, какие хочешь, сказки
Расскажу,
И, какие хочешь, маски
Приведу.
И пройдут любые тени
При огне,
Странных очерки видений
На стене.
И любой колени склонит
Пред тобой...
И любой цветок уронит
Голубой...
***                (А. Блок, «В углу дивана»)

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И надрываясь
в метелях полуденной пыли
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда!—
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку?
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно,
говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да!?»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
***                (В. Маяковский, «Послушайте!»)

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. — И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.
***                (Б. Пастернак, «Импровизация»)

Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я — горе.
Я — голос.
Войны, городов головни
      на снегу сорок первого года.
Я — голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой...
Я — Гойя!
О грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды —
Как гвозди.
Я — Гойя.
***                (А. Вознесенский, «Гойя»)

______

 ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКИ

• откровенный доверительный диалог автора с читателем
• внимание не на форму, а на слово, которое способно вызвать ассоциации
• отсутствие сюжета, даже если пишется под впечатлением какого-то конкретного события
• подчёркнутая мгновенность переживания
• завораживающее действие на читателя через слово, пленяющее его внимание
• присутствие символов, не до конца понятных, но передающих внутреннее состояние и переживание автора
• психологизм превалирует над логическим мышлением и потому не возникает никаких решений, не делается выводов, нравоучений и наставлений. Только намёки и недосказанность.
• вместо содержания - тайные чувствования
• производящая впечатление лирика, близкая к импрессионизму
• не до конца осознание самим автором передаваемых ассоциаций, откровение при попытке познания мироздания
• зыбкие интонационно-речевые конструкции, поддерживаемые ритмическим рисунком

По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!

==============================

   Предлагаем всем обворожить нашего читателя изысками ассоциаций благодаря СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКЕ. Не забываем, что на дворе прекрасное время года, которое располагает к ветрености и зыбкости чувств и переживаний, еле уловимых и пробуждающихся. Попробуем прислушаться к себе, поразмышлять о тайнах мироздания или о  чём-то особенно личном, что давно скрывалось в наших самых дальних тайниках души.
Но постараемся не оттолкнуть  нашего читателя, а наоборот, завоевать его внимание и пленить очарованием через особенное слово, которое, возможно, в таком контексте мало кто произносил... Внимание на него, на СЛОВО.
               
******************************************************

 Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в МАЕ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБЫМ РАЗДЕЛАМ по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к  СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКЕ, при всей свободе по отношению к форме и тематической направленности.
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!

 Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения  СУГГЕСТИВНОЙ ЛИРИКИ в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, опубликованное в мае 2021 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 июня будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: "Майское утро в Живерни"  Бланш Моне. Французская художница-импрессионист, падчерица Клода Моне. Картины Бланш Моне, особенного раннего периода, трудно отличимы от работ Клода Моне, так как она использовала его палитру, кисти, краски и холсты.

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование начнём вечером... Ожидайте.

Маллар Ме   01.06.2021 01:46     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2021/06/01/8125

Маллар Ме   01.06.2021 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.