Маргарита человек разумный часть 270

Маргарита человек разумный часть 270

Баенник, обдериха
Рассказы о мифических обитателях бани распространены по всему Северу.
Баня занимает очень существенное место в крестьянской жизни. И так было с древнейших времен. Описания бань и некоторых обычаев, связанных с ними, имеются в наших первых летописях. Особенно важна баня в суровых условиях Русского Севера. Она не только моет, но и лечит, доставляет удовольствие. Омовение в бане есть очищение, поэтому баня и мытье в ней - элемент многих обрядов и ритуалов. В бане рожали женщины. Зимними вечерами в натопленную баню собирались на супрядки. Вместе с тем баня - место нечистое, «хоромина погана», «без креста», так как в ней нет иконы. В баке совершают бесовские, нечестивые действия: колдуют, гадают, играют в карты. Там появляются и хозяйничают черти, бесы, строят людям разные подвохи, особенно если нарушить запрет мыться в третьем пару, ночью.
Есть в бане и специально банный дух. Это либо один мужской персонаж (байник, банник, баенный, баенщик и др.), либо-чаще- один женский (байница, байниха, баянная бабушка обдериха и др.), редко два, составляющие пару (байник и байница). Баенный персонаж враждебен людям, строит им всяческие козни: может затолкать в бочку из-под воды, в каменку, не давать выйти из бани, мучить и даже задрать до смерти.
Злые проделки банника обычно являются ответом на нарушение запретов: нельзя ходить в третий пар, когда моются черти или сами банники, после 12 часов ночи, нельзя топить баню в праздники, перед заходом в баню надо не забыть «попроситься», а перед уходом поблагодарить банного хозяина. Является банник кошкой, собачками, конской головой, женщиной в сарафане, «кому страшно совсем покажется»: «волосами завесилась, зубы-то длинны, глаза-то широки».
Особенно красочны рассказы о банном персонаже в Архангельской области, на реке Пинеге. Там и в некоторых других районах в банях обитает обдериха. Названье этого персонажа порождено поверьем, что обдериха может «задрать»: «Вышла она, соседка (рассказчицы), из байны-то, спина вся изодрана. Это обдериха драла. Под полком в бане, там, бывает, обдериха сидит. Они людей задирали. В полуночье они могли кошкой повидеться, глаза широкие!»
Главное же зло, которое могли причинить банные персонажи, - это похитить ребенка или подменить его. Они могла сделать это, если новорожденного или роженицу оставляли в бане без присмотра если ходили в баню с некрещеным младенцем. О том, что происходит с похищенными и подмененными детьми, говорилось в разделе о проклятых и обмененных. Об этом же повествуется и в быличке.
Существует поверье, что в бане столько обдерих, сколько в ней вымыли новорожденных младенцев, а также, что обдериха появляется в бане только после того, как в ней вымоют сорокового младенца или невесту.  Обращает на себя внимание быличка. Ее сюжет включает несколько основных моментов: встречу с нечистой силой, уговор не перебивать рассказ, продолжающееся до первых петухов повествование обо всех этапах выращивания и обработки льна, избавление от злого действия нечистой силы с помощью этого длинного повествования.
В различных модификациях этот сюжет хорошо известен фольклору, и не только славянскому. Условие не перебивать рассказчика, оказавшееся спасительным, составляет основу, например, всемирно известных арабских сказок Шахрезады «1001 ночь».
Д. Сурин. Антийети
В Архангельской области криптозоологи, охотоведы и егеря устроили настоящую охоту на йети - снежного человека. В экспедиции приняли участие корреспонденты «Итогов». Снежный человек уже давно стал таким же популярным объектом околонаучных изысканий, как и летающие тарелки.
Правда, с момента первой и последней широкомасштабной экспедиции с целью отловить реликтового гоминоида (так величают это существо исследователи-криптозоологи) прошло практически пятьдесят лет. В 1958 году советские ученые сумели убедить руководство Академии наук в необходимости отправить группу исследователей на Памир и развенчать миф о снежном человеке. Тогда специалисты добыли большое количество ценных сведений в области геологии, ботаники и этнографии, и только реликтовый гоминоид так и не был найден.
И хотя после этого козырей в руках у охотников за снежным человеком стало меньше, миф не умер. Просто на место не нашедшей следов йети (еще одно имя снежного человека) науки пришли фантазеры и шарлатаны всех мастей. Время от времени в новостных выпусках появлялись сообщения о следах гоминоида, но их сразу же опровергали представители официальной науки или местные егеря. И вдруг из Архангельска приходит сенсационное известие, которое, казалось, способно было вдохнуть новую жизнь в подзавявшую историю о таинственных двуногих.
- Похоже, что на этот раз вышли на след, - осторожно сообщил по телефону криптозоолог Игорь Бурцев.
- Вы уверены?
- Двадцать четыре качественных отпечатка ступней гоминоида на участке площадью порядка тридцати квадратных метров. Длина ступни составляет тридцать один сантиметр, а длина шага, - тут исследователь сделал паузу, - один метр восемьдесят пять сантиметров! Такой представитель йети может достигать
в высоту два с половиной, а то и три метра. Сами подумайте, у кого хватит фантазии и времени заниматься подделкой отпечатков в массовом тираже, на которых, кстати, хорошо читаются следы когтей. Новость из Архангельска напомнила один разговор годичной давности. Мы беседовали с Дмитрием Баяновым, ученым, который посвятил себя поискам снежного человека. Я задал Баянову вечный вопрос: «Почему на протяжении многих лет вокруг йети ведутся нескончаемые разговоры и нет ни одного реального свидетельства его существования?»
- Понимаешь, снежный человек обладает сверхчугьем, которое сильнее животной интуиции и помогает ему вовремя уйти от опасности, - без тени улыбки ответил исследователь.
Чем черт не шутит, вдруг в Архангельской области действительно нашли что-то реальное? С такими мыслями мы отправились на Север на поиски легендарного йети.
Ох уж эти йети!
Ловить снежного человека в северных широтах в конце сентября удовольствие весьма сомнительное. Село Карпогоры считается административным центром Пинежского района. Поморская глубинка представляет собой довольно жалкое зрелище. Грязноватая деревушка с покосившимися избами. Обязательный атрибут каждого приусадебного хозяйства - лежащая на грядках моторная лодка. Река в нескольких километрах отсюда, и эта странная деталь создает особое настроение, будто бы карпогорцы, как и библейский Ной, готовятся к неизбежному всемирному потопу. Непрекращающийся дождь усиливал это ощущение.
Однако больше потопа жители села боятся карающей руки сотрудников отдела охотничьего надзора. Остаться без разрешения на промысел в краю, где охота является единственным способом пропитания, смерти подобно. На дверях местной конторы висит список цен на получение разовых лицензий на отстрел тех или иных животных. За голову куницы и бобра чиновники предлагают заплатить 60 рублей. Рысь и росомаха обойдутся в 450 рублей. В самую последнюю графу кто-то из нерадивых сельчан карандашом вписал: снежный человек - 1000 долларов за голову. Очевидно, что новость о появлении в родном краю реликтового гоминоида у местных на слуху.
В дверях нас встретил старший инспектор пинежского отдела охотничьего надзора Геннадий Батюков, который посетовал на то, что йети отвлекает от повседневных дел. Охотовед сразу приступил к делу.
- Вот, пожалуйста, гипсовые слепки следов снежного человека, - будничным голосом произнес Геннадий.
- Вот это да, - отозвались мы с наигранным энтузиазмом.
- Что вы посоветуете? - тут же спросил он.
- В смысле?
- Ну, куда обратиться?
После этого вопроса на моем лице появилась предательская улыбка, которая смутила местного чиновника.
- Вам смешно, а мы на время забросили нашу основную работу, телефон буквально перегревается от звонков, - вспылил Геннадий Батюков. - Журналисты, ученые, да и просто охотники за непознанным звонят с утра до ночи.
Дальше Геннадий рассказал, откуда лапы растут. Оказывается, местный охотник Леонид Скоморохов, который обладает репутацией опытного и видавшего виды промысловика, позвонил в инспекцию и сообщил, что обнаружил недалеко от деревеньки Шотогорка необычные следы. Информация дошла до местного МЧС и специалистов Северного филиала ВНИИ охотничьего хозяйства и звероловства. Буквально на следующий день из Архангельска приехал директор филиала Владимир Корепанов, который вместе с охотоведами и спасателями побывал на месте находки.
- Действительно, подделать такие следы, особенно отпечаток лапы с когтями, может только тот, кто хорошо разбирается в этой теме, - передал нам свои впечатления Владимир Корепанов накануне нашего визита в Шотогорку. - К тому же у найденных отпечатков нет ничего общего с медвежьими, у косолапого когти тоньше, лапа шире и в длину меньше. Допустим, что медведь встал на задние лапы и стал топтаться на участке площадью в тридцать метров, что нехарактерно для этого зверя, но как тогда быть с длиной шага, достигающей ста восьмидесяти пяти сантиметров.
Озадаченные охотоведы стали строить различные гипотезы.
- Скорее всего йети передвигались вдвоем, - рассказал Геннадий Батюков, - следы ведут по направлению к реке, но их что-то спугнуло, я думаю, шум техники на известковом карьере, который находится по соседству.
Когда мы добрались до захолустной деревни Шотогорка, раскинувшейся на левом берегу Пинеги, пошел снег. Да, неспроста реликтового гоминоида называют снежным человеком! Проселочная дорога, где наследил йети, находилась в двадцати километрах от деревни. Вековой ельник заслонял небо, и казалось, что за неожиданными звуками леса скрывается шепот таежных богов. В таком антураже вполне логично появление недостающего звена в антропологии человека, именно эту роль уготовили исследователи реликтовому гоминоиду.
Развязка истории была быстрой и неожиданной. Увязавшийся за нами местный паренек Тимур Лисицын долго переминался с ноги на ногу, а потом, осмелев, признался:
- Это Илюха Харин из 7 «Б» сделал.
После выяснения обстоятельств нашумевшего дела отнекивающийся пацан все же снял сапог и наступил голой ногой
на грязевой наст, который туг же провалился, создав отпечаток огромного размера. Дальше все было делом техники. Раз - и с помощью перочинного ножика Тимур подравнял контуры следа, два -легкими штрихами добавил следы когтей. Все - сенсация мирового уровня готова, можно вызывать специалистов.
И снова о йети
После возвращения в Карпогоры мы решили, не выдавая секрета, выяснить, как относятся местные жители к подобным сенсациям. Оказалось, что многие не нашли ничего удивительного в необычной цели нашего визита.
- Правда, что в ваших краях появился снежный человек? - с этим вопросом мы обратились к продавщице местного сельторга.
- Поговаривают, - с характерным оканьем сказала женщина.
Люди отвечали на этот вопрос без тени улыбки и вполне серьезно пытались узнать обстоятельства, при которых были найдены отпечатки следов, чем привели нас в полное замешательство.
Все точки над «i» расставил местный краевед-любитель Александр Рогожин: «Дело в том, что легенды про снежного человека ходят среди местных жителей испокон веков». В сказках поморцев упоминается некий демонический персонаж, которого называют «лесной человек». Обезьяноподобное существо, которым пугают детей, обитает на верхушках деревьев. Ночью оно спускается на землю и пугает местных жителей резкими выкриками.
Последний раз йети якобы появлялся здесь в 1992 году и тогда наделал много шума. «Встреча состоялась в воинской части, где жили военные строители, прокладывавшие дорогу недалеко от архангельского города Каргополь. Тридцать военнослужащих наблюдали, как два непонятных, покрытых шерстью существа громадного роста зашли в солдатскую казарму и, пробыв там несколько минут, покинули помещение», - вкратце описал этот случай криптозоолог Игорь Бурцев. Тогда происшествие расследовали местные власти и офицеры воинской части. Впоследствии при выяснении обстоятельств были допрошены свидетели необычного визита. Очевидцы давали показания отдельно друг от друга. Удивительно, но все тридцать человек вполне правдоподобно изложили этот случай.
- Я знаю, где есть лежбище снежного человека, рядом с деревней Веркола, я сам видел, - рассказал нам охотник Александр, когда мы уже выходили из конторы охотнадзора. - У этой деревеньки плохая репутация. Ее в народе называют «икающая деревня».
Оказывается, каргопольцы искренне верят, что там проживают так называемые черные бабки, которые якшаются с нечистой силой и запросто могут наслать порчу в виде икоты на любого человека. Александр поведал нам, что эти самые старухи общаются с лесными духами. «Вот туда вам надо съездить», - серьезно добавил он.
Ну все, хватит, слишком много для одной командировки: йети, черные старухи, икающая деревня. Надо было возвращаться в Москву и обратиться за помощью к московским криптозоологам, которые наверняка знают, где искать легендарного гоминоида и стоит ли это делать в XXI веке, когда даже в самых дремучих местах ступала нога человека. («Итоги», 30.10.2006).

               


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →