Княжья горка

            Мы двинулись дальше по Ропше к возвышающемуся у перекрестка холму. Носит он название Княжьей горки и история с ним связанная, уносит нас в давние времена. Кто-то из местных жителей старшего поколения еще помнит его красивое имя и покажет туда дорогу...
           Славяне появились здесь в VIII-IX веках, о чем есть свидетельства в Лаврентьевской летописи. В окрестностях Ропши сохранились старинные курганы, которые здесь называют «шведскими могилами». Было время, когда в них находили оружие и останки воинов. А на Княжьей горе и сейчас отыскивают новгородские, шведские и петровские монеты. Земли эти тогда находились во владении Великого Новгорода, а пересечение дорог всегда означало бойкое торговое место. В новгородских писцовых книгах XVI века уже записаны названия сел и деревень вокруг Княжьей горки, которые существуют по сей день. Разве, что нынешняя Ропша именовалась иначе - Хропша.
             С этих высот легко увидеть даже Воронью гору, которая синеет вдали на западе. Можно представить, что на таких вершинах у новгородцев находились дозорные посты, которые в случае приближения неприятеля зажигали огни и передавали сигнал об опасности. Отсюда, с Княжьей горки, все дороги видны, как на ладони. Не только войско, одинокий путник не мог пройти незамеченным. Со средины XII века до средины XIV века Великий Новгород более 50 раз отражал вражеские нашествия. Видно гудел тогда колокол на Княжьей горке, созывая народ окрестных сел и деревень на битву с врагами земли русской.
             Мы поднимаемся на вершину холма, который долго искали по названию храма. А он не раз менял его за свою историю. В переписной книге 1500 года записано: «Погост Кипенский… а на погосте церковь  велики Дмитрие». Можно полагать, что церковь на Княжьей горке - это «бывшая Дмитровская, переименованная потом во имя Петра и Павла. Первоначально она была названа в честь Дмитрия Солунского, особо почитаемого в православии как покровителя в борьбе с иноземными захватчиками. Можно думать, что название церкви связано и с сыном князя Александра Невского - князем Дмитрием. Многие русские князья называли именем Дмитрия Солунского своих сыновей-первенцев. Так поступил Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Алексей Михайлович и многие другие. Так сделал и Александр Невский, когда у него в 1250 году родился сын. В 1280 году Дмитрий Александрович построил взамен деревянной каменную крепость Копорье. Не построил ли он тогда же и церковь на вершине Княжьей горки в честь своего покровителя-одноименца?
             Учитывая привычку местных язычников к древнему «священному месту» - капищу Волоса (Велеса), Дмитриевскую церковь (по началу деревянную) тоже построили вблизи него. Именно в таких местах возникали самые первые православные церкви. Не исключено, что язычники поклонялись здесь целебному источнику, расположенному у Княжьей горки, который позже получил христианское название - Иордань. Прибывший сюда Петр I пришел в восторг, увидев десятки родников с чистейшей минеральной водой. Именно отсюда, с Ропшинских высот, он повелел проложить водоводы к Петергофу. До сих пор естественный ток этой воды питает знаменитые фонтаны. И бежит она по тем самым трубам и каналам с петровских времен.
             В уютном лесистом месте на Княжьей горке государем Петром Алексеевичем был построен первый деревянный дворец и создана усадьба с регулярным парком с павильонами, хозяйственными постройками. Что-то вроде лечебного курорта минеральных вод. Широко известно, что государь увлекался врачеванием своих подданных. Современники называли Ропшу «любимой усадьбой Петра». До нашего времени из этого ничего не осталось. По причине ветхости все деревянные постройки разобрали уже в 1780 году.
               Каменная церковь на вершине холма с того времени стала именоваться Благовещенской. Новую тогда строить не стали, а только слегка подновили прежнюю. C внешней стороны стен в нишах церкви были укреплены геральдические щиты, которые изображали гербы городов крепостей, взятых войсками Петра I в начале XVIII века - Нотебурга, Ниеншанца, Копорья, Нарвы, Выборга, Риги и Ревеля. Что было в этих нишах раньше, теперь уже никому не известно.
                Посмотреть храм и сейчас интересно. На этом месте одна его постройка сменяла другую. Самая последняя из них - существует уже несколько веков. Она сложена из зеленоватых плит местного известняка и частично достроена красным кирпичом в более поздний период. Необычной показалась и сама форма православного храма. Это вытянутое на 26 метров с востока на запад здание. Вход с западной стороны через три большие кирпичные арки. Типичный храм «зального типа» для протестантского сельского схода. В общем, сейчас церковь выглядит смешанным, русско-шведским вариантом. Так она лучше объясняет свою долгую и непростую  историю. Что-то подобное еще можно встретить у нас в Выборге или Таллинне. Она меняла не только внешний облик. Ее не раз переосвещали, из православного храма церковь становилась лютеранской. Сейчас она не действует и такой числится во всех списках.
                Удивительно тонко передала атмосферу Благовещенской церкви советского периода архитектор и писатель А.Н. Полухина: «Бесконечные дорожки и тропинки… приведут к кладбищу, где… по кар­низ погружена в зелень старая Благовещенская церковь... Господи! Прекрасно в твоей обители, хоть и унесены отсюда кресты и колокола!..»
                Еще недавно у этой церкви были боковые стены. Теперь они рухнули и заменены простым забором, за которым у алтарного места виден деревянный православный крест. О том, как постепенно менялся внешний облик, как разрушалась церковь можно проследить по нескольким фотографиям, закрепленным на ее стене. Нас сразу привлекла фотография военного времени. На ней запечатлен эпизод, связанный с освобождением Ропши от немецких захватчиков в январе 1944 года. Вокруг церкви видно обширное, в полторы тысячи захоронений кладбище немецких солдат. Это хорошо читается по аккуратно выстроенным линиям установленных крестов. У немцев всегда во всем чувствовался порядок. 
                Перед этим оккупантами было полностью разорено православное кладбище, которое существовало здесь не одну сотню лет. В 1939 году местные власти закрыли Благовещенскую церковь, а немцы ее снова открыли, лютеранскую, для себя. Рассказывают, что после войны останки немецких солдат по договоренности были вывезены в Германию для перезахоронения. Аккуратно, по-европейски все сделали, упаковали в специальные контейнеры. Они вернулись туда, откуда пришли. Теперь здесь снова сельское православное кладбище и люди опять приходят сюда. Есть здесь и захоронения советских воинов, погибших при освобождении Ропши. Много таких могил, с простыми пирамидками со звездами и под черными гранитными плитами. Теперь кладбище на Княжьей горке лежит по склонам холма, могилы на нем как ступени. Будто кто-то невидимый совершает по лестнице свое последнее восхождение к древнему храму.
                Благовещенскую церковь жителям обещают восстановить, как и разрушенную дворцовую усадьбу. Даже называют при этом одну очень большую  и известную нефтяную компанию, которая возьмет эти земли в аренду и пользование на 99 лет. Что же, у славной Ропшинской земли за долгую историю сменилось много хозяев. Только в прежние времена по царскому указу ее отдавали вместе с деревнями, домашним скотом и людьми в них проживающими... на кормление и развитие... 


Рецензии
Читая, понимаешь, сколько труда затрачено на то, чтобы подробно и достоверно описывать историю...Интересно и со знанием дела..
После этого описания вспомнила похожую разрушенную очень старую церковь на Смоленском кладбище г.Ржева..Красного цвета кирпич..На башне переломанные чёрные решётки..Но чем-то необъяснимым притягивает и не отпускает..
Всех благ и настроя на любимое творчество Ольга

Ольга Аннина   18.05.2021 14:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. Это была интересная поездка для меня. С признательностью и добрыми пожеланиями, Сергей

Сергей Псарев   19.05.2021 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.