Т51. Речь. Голосование
*****************
1. Шахерезада
В час, когда ночные звёзды серебрятся над Багдадом,
И луна жемчужной брошью украшает минареты,
Начинает свои речи юная Шахерезада,
Шахрияр внимать ей будет от заката до рассвета.
О! Красавицы подобной не найдётся в целом мире,
И клубок волшебных сказок в рукаве её наряда.
Оттого, что хитроумна дочка царского визиря,
В тысячу ночей отсрочка ей даруется в награду.
Колдовское притяженье тайной магии Востока
Увлекает за собою в край чудесных приключений,
Тонкой вязью сочетает с добродетелью пороки,
И заклятья злого джинна разрушает добрый гений.
Сказка близится к развязке, предрекая неизбежность,
И с восходом срок настанет незаслуженной расправы,
Но в глазах у Шахрияра расцвела, как роза, нежность,
Погасив в душе навечно искры мстительного нрава.
2. Деревенская тетрадь. Дожди обложные
Дожди обложные. Просвета
На небе не видно.Но все ж
Ещё не окончилось лето,
Скорее окончится дождь.
Последнее слово за нами,
А если об осени речь,
Протопим остывшую баню,
"Голландку" и русскую печь.
Всю дурь, что дожди нашептали,
Весь морок дождливой ночи
И все городские печали
Отправятся в пламя печи.
Свеча не задуется ветром,
И веник пойдёт на полок,
Вернется горячее лето
Дождю обложному назло.
3. Игра
Я прихожу к нему порою,
Когда веселья рвётся нить.
Забавной увлеклась игрою:
Его пытаюсь соблазнить.
Мол, пусто мне и одиноко,
Хандра, тревога, то да сё...
Он - сноб, эстет, поклонник Блока,
Копирует его во всём.
Твердит: над чувствами он властен,
А связь любовная - тюрьма.
Цитирует мне: "Сила страсти -
Ничто пред холодом ума".
Я чуть колено оголяю,
Изображаю трепет плеч…
Увы, его не вдохновляет
Моя порывистая речь.
Всё, ухожу… Вдруг за запястье
Меня хватает он, дрожа,
И говорит, что сила страсти
Острее лезвия ножа!
Что сам он весь горит, пылает,
Что поборол уже свой сплин.
- Ну что ж, прекрасно, - отвечаю, -
Но я уже остыла, блин.
4. * * *
Время за полночь, но не могу заснуть,
и снова мысли яснее, зрение лучше.
Ещё совсем немного, ещё чуть-чуть и
я начну рисовать, как Босх, говорить, как Тютчев.
Начнут совмещаться плоскости дел и слов,
поймает себя за хвост древнейший из искусителей,
чухонь приготовит тюрю, узбеки плов,
и сядут, и будет речь их сочной и убедительной.
И будет в стаканах радоваться вино,
лоза его нынешним летом перецелована,
рассветное солнце в букет его вплетено и
вкусом прошедшего и предвкушением нового.
И природа в предгорьях совьёт, и взлетят из сви-
того ей гнезда и опустятся на равнины
её совершенно летние дети — слова любви.
И к ним, к этим летним словам, с повинной
явятся все остальные слова, из них
размер и рифма возьмут и поднимут в стаю
всех стайных, и явных и тайных, и будет стих.
Да будет стих! — я снова не засыпаю.
5. Пламельник
Я пламельник себе. Издвигни вон
Малюту старую с безропотником серым.
Травяная мольва от полотняных гор
Малявает цветы и балкает без меры.
Бездвигаюсь один. О лейная тропа,
Кружавица моя над бездною лубокой,
Берёзовые льны, седовые поля
Великаются вглубь идолгой синеокой.
Безвременьем объят, баланькает рожок,
Бездумны синевой возвильнутые речи,
Идолга будит дол галявым голоском,
Чирискает в ветвях да пенькает на плечи.
6. Превращение
Пусти меня
в оборот, дождь, –
пригОршней сдачи мелкой звенишь,
прилавки крыш
добела трешь,
клубЫ тумана вверх городишь.
Возьми меня
в оборот, дождь:
ушат за шиворот – и нишкни,
колодой карт
по губам бьешь
и приструняешь сталью струны.
Владей, суди,
мой господин,
десницы холод – к мокрой спине,
из-под твоих
длинных седин
«вчера» и «завтра» стали тускнеть.
Метаморфоз
(бабочек? пчел?) –
стою, как в коконе из воды,
не помня, кто
мне наречен,
не зная, чьи теряю следы…
Пусти меня
в оборот, дождь,
кропи, очисть – и, чую, остры
листы слюды
(колотун-дрожь)
крест-накрест спину режущих крыл.
7. * * *
Как сирены, подъезжают халаты
Бууужить, хватит голоса жужжать
Булшит, убегаю резко куда-то
Ангелам запрещено прилетать
Черт опять звонит, пшел, но ах!
Я занят, у меня – отпуск
У меня мысли все в швах
Разошлись – закрыт допуск
Пути пролесок, с собаками сатанисты
Бежать глаза глядят куда
Слоги в билеберду будто все букинисты
на съезде у этого паршивого куста
теплотрассы только здесь тепло и легко
бомжи всегда наливают сивухи
только не показывают тут доктора кто
будто у жителей глаза протухли
вот бы тут хлебников вдохновлялся
поэмы атмосфере самой строчат
в речи валяются тени как кляксы
наплаханный собственный самиздат
Я электричка, я воздух, я обмен
личности, сожжённый паспорт
что скажете сквозь зубы обо мне
если воду жженую хлебаю через кастор
8. Чай
Вскипятится вода и заварится чай.
Кто без сахара пьёт, поступает напрасно.
Жизнь и так несладка, потому ежечасно
я готов эту жизнь подсластить невзначай.
Пусть заварится чай из индийских краёв.
Кто лимон не берёт, поступает напрасно.
Жизнь настолько сладка, что почти ежечасно
я подкислить её хоть немного готов.
Вот и выпьется чай, и у каждого — свой.
Диалектика, брат, заявляют марксисты.
Чай, конечно, хорош, и марксисты речисты.
Был бы сахар с лимоном и чайник большой.
9. Всё суета
А мне совсем не надо слов...
Как хорошо одной молчится,
когда последнее тепло,
урча, сжирает ночь-волчица.
Когда с овчинку белый свет,
когда луна стекает с крыши,
когда ничей пустой совет
душа упрямая не слышит.
Молчанье делится со мной
долготерпением надсадным.
Тьма бьёт в окно тугой волной,
и звёзды выпали в осадок.
И тишина звенит в ушах.
Звенит... кому какое дело.
Полночье вылило ушат
чернил на вечер охладелый.
Я затоплю пожарче печь,
согрею пристальное небо.
Всё суета - о том и речь,
и утро всё же мудренее.
10. Любовь
Как наваждение, первый в апреле снег,
Трели весенние птиц и журчанье рек,
Трав легкий шелест и шепот звериных стай -
К людям приходит любовь, обещает рай.
Сладкие речи её, как дурман, полынь,
Глаз безмятежных озерная манит синь,
Длинные косы, как шелк или мягкий лен...
Счастлив лишь тот, кто без памяти был влюблен.
Воздух окутан густым ароматом роз,
Кажется, можно достать до луны и звезд...
Ветром развеет любовь, облетит сад чувств,
В сердце разбитом останется боль и грусть...
11. Импровизация
Бреду на ощупь. Извлекаю звуки,
в узор сплетая контуры мелодий,-
фантазии задумчивых рапсодий.
Подвижность клавиш чутко ловят руки.
Горячими становятся ладони,
рождая струн вибрацию в надежде,
что новый день даст отголосок свежий
в поющих недрах, в их ответном звоне.
Но время на дыбы встает отвесно,-
кроит в пространстве вещи по-иному:
все то, что мне привычно и знакомо,
неведомой преисполняет песней.
О, чувства превращения! Пейзажи -
в мерцании гармоний - дали ясность:
ты, сердце, обрело разлуки святость,
и речь твоя - без речи - как пассажи...
12. Стихи
К речам обыденным глухи...
Непониманье – жизни проза
и чувствам трепетным угроза.
Спасенья островок – стихи.
Читать воздушные слова,
вкушать строфЫ прикосновенье,
согласных степ и гласных пенье,
ажурной рифмы кружева.
В нирване чтоб плыла душа,
перебирать катренов чётки
и смаковать каданс их четкий
в блаженстве, в неге, не спеша.
И ликовать, что для меня
писались сердцем эти строки,
из них шатёр небесный соткан
предвестьем радостного дня.
Они расскажут не тая,
не шёпотом, а громогласно,
что жизнь в любви – цветок прекрасный
и смысл земного бытия.
13. Буквально
Речь человечья…
стёртая до дыр,
обряженная прозе на потребу.
Журчит река на разные лады,
глухие чащи руки тянут к небу.
Языческая сущность бытия
на сотне языков взывает к богу.
О скалы бьётся бранная струя
и пробивает новую дорогу.
Листва лепечет, фыркает огонь,
курлычет небо, хлюпает болото…
Раскроется дающего ладонь,
неважно, Саваофа или Рода.
14. Когда желания просты
Смотрю я на свою ладонь –
простые линии
прошили воду и огонь
тесьмою длинною:
лихие сани да с горы –
ухабы, трещины,
где дважды два покажет три,
терпите, женщина.
И я терпела – что ж ещё –
пыталась справиться,
а ты подставил мне плечо:
«Держись, красавица!»
Теперь нас ждёт нетихий дом –
там дети бегают
и не дают побыть вдвоем,
упрямо «неткают».
Нас донимают каждый час
дето-вопросами,
порою выводы звучат
почти по-взрослому.
У них желания просты,
и речь не плавная,
среди предельной чистоты
по волнам плаваю;
в коротких снах ловлю зайчат,
что машут лапками,
босыми пятками стучат
и просят сладкое.
15. Речь расплывчата
Язык поэта – волны да ухабы, -
то ямы ямба, то епархия хорея.
Речь расплывчата – если бы да кабы…
Дольник, - стих акцентный, - всего скорее, -
тридцать серебренников полученных – пропьют,
промотают, в попытке выпутаться, искупить
пулей, петлей ли - из непонятных пут, -
из тупика
непотребного, как общепит…
В горле першит от прогорклого, от перепева,
от пустоты, - из пустого в порожнее... -
Умирает Адам от бесплодия, прародительница первая – Ева.
Репа рифмой превращена в пирожное, -
в отруби, а попросту - для скота жвачку,
в содержанку постмодернизма, батрачку,
в сизое облако миазма
речи
поэтически-бессвязной.
Так и ходят по кругу криптопатокалеки,
гурУ с копьями затуплёнными для атаки,
подаяния у читателя просят – «яйко – млеко…»,
не подозревая об одиссеевой *Итаке.
* ИтАка — остров в Ионическом море. В древнегреческой мифологии Итака — родина и царство Одиссея.
Административный центр острова — Итаки, расположен на берегу одной из крупнейших естественных гаваней в мире.
16. Очень личное письмо
Мудрый и вечный Бог,
если ты слышишь меня ещё –
помоги мне расставить правильно запятые.
Расскажи, кто стоит у меня за каким плечом,
и зачем на берег выбрасываются киты, и
можно ли их от этого уберечь –
ведь они страдают и гибнут,
пока я от гимна глохну
(мне не нравятся гимны,
но сейчас не об этом речь).
Сделай что-нибудь,
чтобы птицы не бились в окна,
чтобы самолёты не падали никогда-никогда,
чтобы не болели дети, а бабушки жили долго,
чтобы не текли батареи в январские холода.
Убереги нас от рака, и зайку ещё от волка.
Накорми голодных, приструни безумцев и дураков
(про дураков не запамятуй – слишком часто я сам таков).
Накажи того,
кто у деда Тёмы крадёт дрова,
закрой насовсем «Дом-2»,
помоги врачам и спасателям,
раскрой заклинивший парашют –
и я отдам тебе моё сердце.
О счастье я уже не прошу
17. * * *
Все дни перемешались вдруг,
Мгновенья растянулись в годы.
Как циферблат, застывший круг
Спит в смоляных зрачках природы.
Мой малокровный лексикон,
Мой бедный слог – убогий, голый…
О чём глаголишь ты, о ком,
Кому нужны твои глаголы?
И что сама бы я смогла
Без протяжённости мгновений?
Когда б не вечности смола,
Что выдал бы мой зыбкий гений?
Внутри времён и вне времён
Речь бесконечна и едина.
Так слова хрупкий эмбрион
Былого держит пуповина.
Владей бессмертным языком,
Ему чужды любые сроки!
Так прошлым полнятся тайком
Ещё не вызревшие строки.
18. Ночи чёрные, как ртуть
Сверчковый хор соединит июнь с далёким, лучшим летом.
Добуду капельку чернил, макнув перо в куст бересклета –
Черна украинская ночь… Рождённый здесь – немножко Гоголь,
Всю ночь не спит, в поту вороч… и том второй выходит горлом –
Беззвучно… Ждёт костра зари, сгоревший труд отпустит в дрёму,
Он так и не заговорит, согбённый ношей неподъёмной.
Уснёт. Разбужен, словно вол, потащит день телеги в гору.
Здесь кто не Гоголь – хлоп* и вор, но всем досталась мера горя.
Когда-нибудь, когда–нибудь и я дождусь своих италий,
И ночи чёрные, как ртуть, зальют листы строкою талой.
Отпрянет встречный: "Видишь, он звездой полынною отмечен".
А я подумаю о том, что был спасен бессмертной речью.
*холоп
19. Несут Поэта кони вскачь...
Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони...
В. С. Высоцкий "Кони привередливые"
На тонких срезах всех времён –
не много памятных имён
тех, кто пушинкой был сметён
с ладоней ярких судеб.
А он знавал небес дары,
но жить – чтоб сердце – на разрыв –
возможно только до поры,
а долго ль – Бог рассудит.
Ещё могло быть столько встреч,
жаль – не сумели уберечь,
а панегирик – только речь,
хоть сказанная хором –
бессильна, как бессилен врач...
Несут Поэта кони вскачь
под пенье ангелов иль плач
сквозь ливни метеоров...
Над всякой пропастью есть край,
где тройка, как ты ни стегай, –
взовьётся над дорогой в рай
с пургой в разгаре лета.
И будет к Господу визит,
и станет Он стихами сыт
и, может, многое простит...
Но есть ли – рай поэтов?
20. Ручей
Ручей, задорный, как мальчишка,
с холма катился в реку Халл...
Песок, смеясь, в горсти потискал,
нырнул, потоком помахал.
Помчался до воротной дельты,
галдя, но быстро присмирел.
– Вот шлёпну, вылетишь на мель ты!
Дай руку, маленький пострел! –
Река морщинистой рукою
ручей схватила за рукав:
– Нет сладу с вами!.. успокою,
поспишь в затоне, поотстав.
И, слившись с новыми друзьями,
ручей затих и прикорнул.
Река долинными лугами
пошла неспешно, сгладив гул.
А в песне тихой, колыбельной,
все реки острова – до дельт –
поют, что парус корабельный
держал по ве'тру старый кельт,
что волны викингов и римлян
пытались судно захлестнуть.
Неравный бой тот воин принял
и доблестно прервал свой путь.
Но отголоски древней речи
в журчанье вашем столь слышны!
Из родников до устьев речек
неся их, пойте, малыши!
21. Молчанье
Молчанье - это тот же разговор,
Коль есть у вас взаимопониманье.
Пустых речей невыметенный сор
Приносит только разочарованье.
И если в отношеньях лад да тишь,
И полное духовное слиянье,
То слов совсем не нужно - хватит лишь
Улыбки, взгляда, нежного касанья.
22. * * *
- Ты мне давай не тычь!
Что мне твоя речь?
Я - часовой сыч,
Велено мне стеречь.
- Велено кем?
Молчок.
Ветку качнув, с ветлы
Мрачный вспорхнул сычок,
Только глаза светлы.
23. Морок
– Знаешь, я парнем отчаянным был всегда,
Да и в русалок не верил, совсем, как ты…
Только случилась однажды со мной беда:
С другом сидели вот так же мы у воды.
Звёздное небо, над морем плывёт луна,
Он закурил, я на волны гляжу, и вдруг
Вижу: русалка качается на волнах —
От нереальности перехватило дух,
Взгляд ее - точно над бездной водоворот,
Плавится воля в пожаре зелёных глаз -
Плачет, смеётся, куда-то с собой зовёт…
Глядь, а по морю дорожка ко мне легла.
Тут бы отречься, ослушаться, не посметь,
Только не сбросить дурмана её оков:
Я понимаю, что это — дорога в смерть,
А на душе почему-то легко-легко.
Море такое прозрачное — только тронь —
Кажется, что зазвенит на все голоса,
Вдруг опустилась луна на её ладонь
И звездопадом осыпались небеса.
Я начинаю от счастья сходить с ума…
Тут деревенский петух прокричал рассвет,
Морок прошёл, над водою исчез туман,
Я оглянулся на друга, а друга – нет…
24. Особые
Воздушные нити ложатся на пяльцы
Мирами беззвучий от края до края,
Движения — иглы в порхающих пальцах.
Пространство узорами фраз расшивая,
Здесь каждый в безмолвии слышит другого.
Для них тишина — просто повод вглядеться:
Когда затрепещет в полотнище Слово,
Немое до смерти от самого детства.
Их речь — кинетична. Вербальные коды
Им — терра инкогнита, пустошь. А впрочем,
Энергия жеста в небесные своды
Впечатает, в светлые, резкую прочернь.
Особые, кто вы? Счастливцы, страдальцы
В не вышитом мире, на ваш не похожем? —
И громкоголосые быстрые пальцы
Воздушные нити тревожат, тревожат...
25. У пирса
Люблю у пирса, как в дозоре,
Бродить, тоску и грусть гоня.
Я часто слушаю здесь море,
А море слушает меня.
Когда холодными ночами
Я от бессонницы томлюсь,
К морскому дальнему причалу
Душой и мыслями стремлюсь.
Меня жизнь давит и ломает,
А время ускоряет бег.
И только море принимает
Участие в моей судьбе.
При каждой встрече мы вначале,
Тем разных заготовив впрок,
С ним наслаждаемся молчаньем,
Потом вступаем в диалог.
В неспешном нашем разговоре
Всё сообщим мы, не тая:
Про ветры и шторма – мне море,
Про непогоду в жизни – я.
Скажу ему про все ошибки,
Про море неудач, невзгод.
Оно мне – про китов улыбки,
Волн танец, птиц морских полёт.
Я – про печали и сомненья,
Оно – про загрязненье вод,
Я – что исчезло вдохновенье,
Оно – про редких рыб исход.
…Закончатся часы досуга,
Иссякнет откровений речь,
И мы, довольные друг другом,
Расстанемся до новых встреч.
=============================
Как голосовать? Просим В ОТДЕЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ указать ШЕСТЬ чисел, соответствующих порядковым номерам понравившихся Вам произведений, в столбик в формате
15
9
24
11
14
3
без запятых и других посторонних знаков. РЕЦЕНЗИЯ СОДЕРЖИТ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ЧИСЕЛ! Верхняя строчка дает 6 баллов, нижняя, соответственно, 1.
Проголосовать можно только один раз. Вносить изменения допускается в течение 15 минут после выставления. Дальнейшая коррекция запрещена и не будет засчитываться при подведении итогов. Голосование за свои произведения не допускается. В голосовании может принять участие любой автор Стихи.ру, опубликовавший свое первое произведение либо написавший свою первую рецензию не позднее одного месяца до дня объявления голосования. Голоса с пустых страниц и клонов в расчет не берутся. Авторы принятых работ голосуют ОБЯЗАТЕЛЬНО.
При определении призовых мест в случае равенства баллов ПРЕИМУЩЕСТВО ПОЛУЧАЕТ АВТОР, ПРОГОЛОСОВАВШИЙ РАНЬШЕ.
Прием голосов завершается объявлением ведущего после 09 ч. 00 мин. 11 мая 2021 года
Свидетельство о публикации №121050503183