Маргарита человек разумный часть 194
Экспедиции группы В.Шкуропата (1982-1983)
Группа студентов из города Измаила под руководством В.Шкуропата вела наблюдения в бассейне Каратага. На одном из маршрутов они были напуганы раздавшимся со склона ужасающим рёвом какого-то животного. Потом местные чабаны сказали им, что такие крики иногда издает одами-сохраи (гуль), когда к нему неожиданно (для него) близко подходит человек. Крики раздались из густых кустов, и пойти туда никто из безоружных ребят не решился (ситуация была подобна той, в какой оказалась группа автора в 1977 году на склонах Киргизского хребта при возвращении с Каракыстака).
Шкуропат записал несколько рассказов о наблюдениях одами-сохраи в районе озера Тимур-Дара. Члены группы обнаружили следы с размерами 30,7 х 13 см. К сожалению, удачно начавшиеся наблюдения этой группы в следующий сезон пришлось прервать из-за несчастного случая. Во время спуска с перевала ребята, в составе которой были достаточно опытные альпинисты, допустили непростительную оплошность. Увидев перед собой гладкий снежный склон, они решили скатываться по нему, сидя на рюкзаках.
И не обратили внимания на видневшуюся внизу темную полоску, решив, что это выступающий из-под снега камень. А «камень» оказался трещиной, в которую влетел разогнавшийся на склоне юноша. Провалившись в неё, он застрял на глубине больше двадцати метров. Своими силами товарищи поднять его не смогли, и пришлось вызывать спасателей. Прошло несколько часов. Когда пострадавшего вытащили, он был уже мертв. Такие оплошности горы не прощают.
Следует отметить, что период 1980 – 1984 годов, был самым плодотворным в работе экспедиции в ущельях Каратага и Сиамы, За эти годы участникам экспедиции пять раз довелось увидеть объект своих поисков. Хотя и в последующем попадались следы, слышали по вечерам и ночами громкие свисты, замечались в кустах светящиеся красноватым светом глаза подходившего к лагерю гоминоида, записывались рассказы о новых встречах чабанов и туристов, но количество наблюдений и встреч начало падать.
Западнее ущелья Варзоба расположен Ромитский отрог Гиссарского хребта и ущелье Кафирнигана, откуда тоже поступали сведения о встречах с гулем. На южных склонах этого отрога произошла встреча мальчика Сергея Пономаренко с семьёй гулей и наблюдения демобилизованных матросов Смоляра и Афонина.
В 1985 году мы с М.Дэкхановым предприняли попытку познакомиться с местами, где, возможно, происходили эти события. Ущелье Жир-Ёсса произвело самое благоприятное впечатление. Оно мало посещаемое – только отдельные рыбаки и охотники протоптали едва заметную тропинку. Боковые саи заросли густым кустарником и высокой, в рост человека, травой, в которой может незаметно передвигаться целое стадо кабанов.
За три дня нашего пребывания в этом ущелье мы не встретили ни одного человека, но по ночам слышали чьи-то шаги. Это могли быть и рыбаки (они, правда, не могли не заметить стоящую возле тропы палатку, и не поинтересоваться, кто мы такие), и кабаны, и другие животные. Явных следов на тропе мы не видели, а в густой и высокой траве следы искать бесполезно.
И кто прошёл по ней, оставив её местами примятой, осталось не известным. В Такобе, дожидаясь автобуса, мы расспрашивали окружающих (в основном, русских) о гулях. Один из стоявших рядом на этот вопрос ответил, что они живут «там, за горами», и махнул рукой в сторону ущелья Жир-Ёсса – туда, откуда мы только что пришли. Утверждать, что он лично гуля не видел, но рассказал, что несколько лет назад он охотился в этом ущелье.
Как-то раз он расположился на ночлег возле отвесной скалы. Когда он разжигал костёр, вдруг в скалу за его спиной ударил брошенный кем-то камень. Бросок был такой сильный, что во все стороны полетели осколки. Ему показалось, что краем глаза он увидел бурую шерсть медведя, но ведь медведь не способен бросать единичные камни с такой силой – он бросает горстью.
В 1982 году мы вдвоём решили посетить верховья пек Лучоб и Ханака. Добравшись до посёлка Ходжа-Обигарм мы перешли в Оби-Такоб, где переночевали и утром через небольшой перевал вышли в верховья Лучоба. Там пастбища колхоза имени Куйбышева, где мы познакомились с зам. ветврача Азизовым., который рассказал нам, что со стороны реки Ханака, по словам чабанов, к ним часто приходит большой «Белый медведь». Этот медведь ходит на двух ногах и в передних лапах держит палку. Увидев отару овец, он свистит подобно чабанам. От собак он отбивается палкой.
О таком странном медведе, живущем на Ханаке, я слышал не один раз. В других рассказах он тоже ходит на двух ногах и держит палку. Но, когда собаки нападают на него стаей, отбивается от них сначала палкой и бросая камни. Если же отбиться не удаётся, то опускается на четвереньки и убегает.
Каратегинский хребет
Посёлок – точная копия крупной кубанской станицы, застроен небольшими, в основном одноэтажными, мазанками, утопающими в садах фруктовых деревьев. Нашли местную школу, где застали директора и нескольких учителей. Разговорились. Попросили рассказать, что они знают о джондорах. Оказалось, что о волосатых людях здесь знают все, но видели из присутствовавших семи человек только двое.
Одна из учительниц видела в сумерках, как массивный человек без одежды рвал в саду яблоки. Другой случай рассказал директор. Он как-то ехал верхом на лошади и за ним по дороге шёл странный человек. Он тоже был без одежды. Он испугался и поехал быстрее, но оглянувшись через некоторое время увидел, что его преследует, как ему показалось, коза (!). И о таком же случае ему рассказывал бригадир местного колхоза, которого кто-то преследовал, превращаясь то в осла, то в козла.
Последствия подобных галлюцинаций часто приводят людей в психи-атриические больницы, а в отдельных случаях и к смерти. По какой-то причине такие рассказы распространены в восточных районах Таджикистана. Переночевали на окраине посёлка. Утром оставили Попова с Беком сторожить наше имущество, мы с Мэлсом проехали на попутной машине километров 20 до кишлака Али-Сурхон, где директор школы рекомендовал нам встретиться со старым охотником Шариповым. Разыскав его дом, мы увидели красивого таджика ростом не меньше 185 см. Разговорились. Наш собеседник спокойно говорил о джондорах.
Он рассказал, что в 30-е годы трое молодых таджиков ехали на конях по лесной дороге и им навстречу вышли два джондора. Кони остановились и отказались идти дальше. Тогда ребята отцепили стремена и, размахивая ими, как нагайками, погнали коней на джондоров. Один из них не выдержал атаки и скрылся в кустах. Второй побежал по дороге, но они догнали его и забили стременами... (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Свидетельство о публикации №121050304488