дневник 185
Всегда помню: преодоление вознаграждается.
А думал в дороге о концерте БГ в Архангельске… «Аквариум». И понял, что моё молчание не случайно. Концерт для меня не стал событием, хотя у группы есть с десятка два любимых мной композиций.
Время изменилось, а я остался зрителем и слушателем прошлого. Помню, как дочка повела меня в Архангельске на «Марсианина». Когда я увидел десятки людей, идущих в зал с лошадиным кормом, с напитками, я простодушно спросил Сашу: а куда это они со жратвой? – На сеанс, папа… Я был раздавлен. Ничего подобного я не мог помыслить, посещая кинотеатр «Эдисон» в Архангельске в студенческие годы и позже. Пришедшего с поп-корном туда изгнали бы немедленно, опоздавших не пустили бы, свалки вёдер и бутылок после просмотра не было бы… Дисциплина зала, зрителя, уют, полнейшая тишина, чистота и порядок были главными составляющими кинотеатра, который я потерял.
Потянуться рукой за питьём, поп-корном и другой жрачкой есть фиксация времени, выпадение из фильма, обозначение фильма как развлекаловки. Почему я так говорю? Потому что настоящее переживание фильма (вообще – искусства) – выпадение из категории времени, растворение в данном, движение его только в фильме. Да, «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Под нас (отбросим иллюзии) он тоже не прогнётся, но остаться при своём вещь небесполезная.
Да, я хватил удовольствия при лицезрении знаменитого музыканта, внимания его музыки… Но мне не хватило той чистоты, культуры концерта, которая, скажем, потрясла меня в том же Архангельске на гастролях «Песняров», Ансамбля скрипачей Большого театра СССР под руководством Реентовича, группы «Мадригал» и еще некоторых концертов, спектаклей…
Работали бары слева и справа. Были расставлены столики. Можно было пить и пиво и вино. Оказались, в конце концов, и изрядно поддатые, говорливые слева от меня, хотя в БГ я ценю некоторые его тексты. Мешало, отвлекало меня это? Да, конечно. Подвела и акустика зала: далеко не всегда впереди сидящим можно было понять слова песен. Поняв, я откинулся на стуле и стал наслаждаться аранжировками, больше догадываясь о смысле песен…
На концерте ансамбля скрипачей Дом офицеров был полон офицеров, моряков… Никогда не забуду, когда смолкли последние аккорды «Аве Мария» Шуберта… В зале стояла потрясающая тишина, на глазах мужиков, вояк выступили слёзы. Это была та мера единения, которая стократно усиливает чувство переживания каждого, оставляя всё-таки слушателя самим собой. Идеальная соборность! Это можно сравнить с чувствами людей, слышавших и переживших в июне 1880 года речь Достоевского на открытии памятника Пушкина в Москве. Заклятые враги обнимались после неё и просили друг у друга прощения… Слово Достоевского меняло людей. Меняла меня и людей музыка ансамбля Юлия Реентовича, «Песняров», Жанны Бичевской…
Катарсис – вот что переживал хотя бы временно каждый! И только после благословенной паузы раздавались нескончаемые аплодисменты. Больше, чем аплодисменты.
А в зале повторного проката «Эдисон» я просмотрел выдающиеся фильмы «Зеркало» Тарковского, «Земля» Довженко, «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна и другие… Я вспоминаю те просмотры как лучшие мгновения моей жизни. Они научили меня быть зрителем.
…На выезде к полям Елюги я впервые в жизни одновременно увидел вблизи двух тетёрок. Близко, отчётливо, со всем великолепным орнаментом их оперения.
Дома меня ждал приезд с книгами участников знаменитой «Вереницы» из Москвы, давних друзей. Два тяжёлых пакета с новейшими фолиантами, среди которых поэзия, публицистика, архитектура, знатные роды России, история войн, летопись музеев, беседы! Подарим и центральной библиотеке Вельска, и нашей, Хозьминской. … 8 мая встретимся в д. Гридинская, где они восстанавливают Никольскую церковь.
Это ли не вознаграждение!
Свидетельство о публикации №121050202696
На остывающей земле -
Наверняка не понимает он,
Что снова быть Земле в тепле,
Что снова будет жарче жаркого,
Что бесконечен жизни пир,
И существа с иной повадкою
Заполонят воскресший мир.
Они заменят их, не выживших
И не поверивших тому,
Что бог не фраер и не выжига,
И он хозяйствует в дому.
Себя я сравниваю с мамонтом,
И умирающий мой вид
Как на непознанную грамоту
На окружающих глядит.
Прости за экспромт, Николай - навеяло.
Семён Кац 05.05.2021 16:46 Заявить о нарушении
Учитель Николай 04.05.2021 18:52 Заявить о нарушении