Таланту И. А. Бунина. В рощах Урвелы

  «Ты ль повинна, Майя, что навек презрел
Сын родной твоё земное, милое всем лоно -
Рощи, реки, радость изумительного небосклона,
Красоту волшебную и сладость женских тел?
Ты ль повинна, Майя, что всего один
Человек отраву слёз всегда роняет?»
   Майя свои очи долу низко преклоняет:
«Может быть, мудрей меня родной мой мудрый Сын?»
________
   Два символа буддизма («роща Урвелы» и «Майя») используются в стихотворении «В рощах Урвелы» (1916). Словосочетание «уру вела» Бунин пишет в одно слово («Урвела») - для большей выразительности и удобства в русском произношении. Бунин принял за название рощи словосочетание «уру вела», что значит «бамбуковая роща».
* Бамбуковая роща. Известно, что один из императоров династии Чан (1226–1400), Чан Нян Тонг, отрёкся от престола и ушёл в монахи, основав секту чук-лам (вьетн., бамбуковая роща) буддизма чань (кит., вьетн. тхиен). (Секта, растущая подобно бамбуковой роще?) Считается, что впервые вьеты познакомились с буддизмом благодаря проповедникам из Индии.
** Понятие «майя» пришло в буддийскую философию из индуизма и ведической литературы. Изначально майя упомина  ется в священном древнеиндийском писании «Упанишады». Здесь оно понимается как силовой или энергетический поток, скрывающий истинность мироздания, вводящий в заблуждение. Также Майей называют индуистскую богиню обмана. 
В буддистском учении майя обретает похожее значение. Понятие Майя зависит от контекста и может означать:  создание видимости, иллюзорное отражение миропорядка, а также его причина, которая заставляет видеть окружающий мир не таким, какой он есть на самом деле;  имя матери царя из рода Шакьев, Сиддхартхи Гаутамы, ставшего впоследствии великим Учителем и пробужденным Буддой Шакьямуни. 
   Для того, чтобы понять сущность майя, приводят несколько аналогий:
канат, который кажется змеёй;  галлюциногенное воздействие веществ, которое физически можно ощутить, но при этом оно не отображает реальное положение дел, и др.
    Другими словами, майя – это перемены, соблазны, которые в конечном итоге приносят человеку страдания, не дают вырваться из череды перерождений и отдаляют от нирваны на пути дхармы. У майя двойственный характер: он существует на самом деле, но приобретает временные, меняющиеся формы.
________
В рощах Урвелы.
«Ты ль повинна, Майя, что презрел
Сын родной твоё земное лоно, —
Рощи, реки, радость небосклона,
Красоту и сладость женских тел?
Ты ль повинна, Майя, что один
Человек отраву слёз роняет?»
Майя очи долу преклоняет:
«Может быть, мудрей меня мой Сын?»
23. VII. 1916  /И.А. Бунин./   
______
Иван Алексеевич Бунин  - родился 10 (22) октября 1870 года в  Воронеже, Российская империя,  русский писатель, поэт и переводчик. В 1933 году Иван Бунин - первый из русских писателей - стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле.   В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию – умер в 1953 году в  Париже, Франция.


Рецензии