По следам золотой ноги
«Белый Полянин воюет с бабой-ягою золотой ногою…»
Стоп! Золотая нога у бабы-яги? Невероятно! Мы с детства привыкли к «бабе-яге костяной ноге», а тут вдруг – золотая! Что это: фантазия рассказчика, случайный эпитет «для красного словца» (от которого можно просто отмахнуться), какая-то ошибка или всё же совсем не случайный намёк? Но тогда на что этот намёк? Попробуем разобраться…
Баба-яга известна всем, кто знаком с волшебными сказками. Её образ настолько ярок и своеобразен, что запоминается мгновенно. Яга по-хозяйски входит в глубины нашего подсознания, по-хозяйски ведёт себя и в нашей душе, как в своей собственной избушке. Она пугает, ужасает, отталкивает, но вместе с тем и чарует, заманивает в какой-то иной таинственный мир… Её образ неуловим. Она постоянно удивляет своей способностью меняться не только внешне, но и внутренне.
Внешне в сказке это может выглядеть так: «старуха брякнулась о землю – сделалась красавицей», хотя при этом внутренне она продолжает оставаться уродливой и злой. Но ведь яга может и убавить свою злость, подарив герою «своего коня».
Сказок с её участием множество! Среди самых известных – «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Поди туда – не знаю куда…» Даже собрав их всех воедино, нам вряд ли удастся исчерпать образ бабы яги до конца. Да и об одной ли бабе яге идёт речь? Ведь в некоторых сказках («Царь-девица», «Финист ясный сокол», «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде») действуют сразу три яги! Эти три яги – родные сёстры, причём старшая из них, как правило, самая мудрая.
В.Я. Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» пишет:
«Яга – очень трудный для анализа персонаж. Её образ слагается из ряда деталей…
В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от неё он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип – яга-похитительница. Она похищает детей… Наконец, сказка знает ещё ягу-воительницу…
Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Всё это чрезвычайно затрудняет исследование».
Действительно, собирательный образ «яги» трудно разложить «по полочкам»!
Вот что пишут исследователи А.В. Никитина и М.В. Рейли в статье «Баба-Яга в сказках русского Севера»:
«Предложенное В.Я. Проппом функциональное разложение персонажа на три основных типа – дарительницу, похитительницу и воительницу, мы, вслед за Н.В. Новиковым, сводим к двум – Бабе-Яге положительной и Бабе-Яге отрицательной…» При этом они замечают:
«…существуют сказки, где одновременно функционируют оба типа».
Выходит, что «оба типа» сливаются в один! Так что же мы видим в итоге? Перед нами предстаёт ОДНА «яга», способная менять свои «положительные» и «отрицательные» полюса, меняться, перевоплощаться, оборачиваться и морочить людей как угодно! Видимо, в этом и есть суть её загадочного образа.
Далее следует удивительно точный вывод: «Яга – сверхъестественное существо, грозящее гибелью всякому встречному, оказавшемуся в её владениях…»
Итак, «яга» – не человек. Она названа «бабой», «старухой», «каргой» лишь условно. Это СУЩЕСТВО, причём именно СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ. Не будем забывать, что мы находимся в сфере волшебной сказки, где под видом людей и животных царят духи… Здесь всё, вплоть до мельчайших деталей, наполнено сравнениями, аллегориями, намёками…
И всё же, если «яга» по большому счёту ОДНА, то почему такие известные сказки как, например, «Царь-девица» и «Финист ясный сокол» акцентируют наше внимание не на одной «яге», а на трёх? Все эти «три сестры» имеют костяные ноги и различаются лишь по возрасту (младшая, средняя, старшая) и по глубине своих тайных знаний…
Только третий конь, который получает Иван в дар от «третьей ягишны», способен перескочить стену и доставить его к цели – «в палаты Белой Лебеди…» («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»). Так о чём же хочет поведать сказка?
Видимо, «троичность» бабы-яги намекает нам на три ступени духовного испытания. Ивану необходимо подняться по этим ступеням, сидя на волшебном коне. Каждая «яга» дарит ему своего «коня», причём скорость этих «коней» постоянно возрастает, и последний «конь» преодолевает вместе с Иваном некую «стену», за которой находятся и Белая Лебедь, и молодильные яблоки, и живая вода… Что же символизируют эти «кони»?
Мышление! Первый же «конь», который несёт Ивана в иной мир, может быть назван «конём» лишь в переносном смысле. Своего земного коня – из плоти и крови – он оставил у «яги». Этот конь символизирует земное, предметное мышление (сознание), а новый «конь» – новое мышление (изменённое сознание), ведь покинув избушку бабы-яги, Иван пребывает уже не на «этом», а на «том» свете, в мире духов…
Но вернёмся к загадочной бабе-яге с золотой ногой из сказки «Иван-царевич и Белый Полянин». Для начала рассмотрим, какие «ноги» у неё бывают? Иногда в сказках о «ноге» ничего не говорится, но вот в сказке «Иван-царевич и богатырка Синеглазка» читаем:
«Ах ты, бабушка-яга, одна ты нога…»
Одноногая баба-яга напоминает древнегреческую Ламию («ламия» в латинском переводе Св. Писания – Лилит), у которой нижняя половина тела змеиная. Все одноногие божества связаны с образом змеи. А змея – это прямой намёк на библейского змея-искусителя (дьявола). Так вот откуда «растёт» нога бабы-яги!
В волшебных сказках её нога может быть и глиняной: «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» (Аф. «Гуси-лебеди»), и деревянной, и костяной, и стальной:
«Первая Баба Яга – «деревянная нога, оловянный глаз», вторая – «костяная нога, серебряный глаз», третья – «стальная нога, золотой глаз» («Русская мифология», с. 103).
Наконец, в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» мы видим «золотую» ногу.
Если поставить все эти «ноги» в один ряд, то выстраивается такая последовательность: ЗМЕИНАЯ – ГЛИНЯНАЯ – ДЕРЕВЯННАЯ – КОСТЯНАЯ – СТАЛЬНАЯ – ЗОЛОТАЯ.
О чём это говорит? Нельзя не заметить, что «нога», вырастая из своего злого змеиного корня, постепенно твердеет и даже как бы «облагораживается».
Однако, золото, как благородный металл, не всегда связан в сказках с чем-то солнечно-светлым и добрым. Многое из того, что характерно для бабы-яги, имеет золотую окраску. И это не только её «глаз» и «нога», но и «золотые яблочки», «золотое веретёнце», «золотые пяльца» и т. д. Баба-яга может и сама оборотиться «золотой птичкой», «золотой уточкой»…
Но настоящее ли это золото? Нет! Оно не подлинное, а фальшивое, наколдованное… Здесь вполне уместна поговорка: «Не всё то золото, что блестит». Такое «золото» призвано сбить с толку, обмануть, соблазнить, отвести глаза… Ведь задача бабы-яги – остановить и погубить героя, если он духовно слаб.
Настоящее золото – это постепенное внутреннее преображение. Ведь человеку нужно долго трудиться, чтобы у него появились «золотые руки» и много добра сделать людям, чтобы о нём могли сказать: «золотое сердце!» Такое золото всегда с ним, это его достояние. Оно не исчезнет, не рассыплется в прах, а напротив будет служить символом подлинного счастья! Так в счастливом конце сказки «Заколдованная королевна» читаем:
«Золотая нитка – это я, а золотая иголка – это мой верный муж. Куда иголочка – туда и ниточка».
Эти образы говорят нам о подлинной, золотой гармонии между Душой и Духом Человека. Его путь был тернист, он прошёл не одно испытание, прежде чем подняться на такую высоту. Чем же отличается этот путь от пути, который предлагает баба-яга золотая нога? Ведь «нога» – это символ движения по пути. Но ведёт ли такой путь к «золотой» цели? Есть версия, что «золотая нога» яги – символ власти (корона) предводительницы амазонок… Но вглядимся в сказочный сюжет более пристально. В сжатом виде он выглядит так:
На Ивана-царевича пошли войною «соседние короли» и он обращается к трём своим сёстрам: «Любезные мои сестрицы! Что мне делать?» На это сёстры отвечают: «Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает? А ты, ничего не видя, испугался!» Иван-царевич тотчас седлает своего «доброго коня», берёт меч-кладенец, копьё, плётку и, помолясь Богу, успешно бьёт своих врагов. Затем он спит «трое суток» подряд. На четвёртые сутки «короли больше того войск собрали». Он снова бьёт врагов и спит уже 6 суток. В третий раз подступает «войско вражее» и снова бьёт его Иван-царевич, а затем спит 9 суток.
На десятые сутки он едет «Бела Полянина посмотреть». В лесной избушке Иван спрашивает «дедушку»: «Не знаешь ли, где он?» Но ни старик, ни его верные слуги (птицы) не знают. Тогда Иван с помощью клубочка находит «старшего брата» старика. Но ни он, ни его слуги (звери) тоже не знают. Лишь одна «кривая волчица» знает его и говорит: «я при нём завсегда живу…» Иван приезжает к шатру, где Белый Полянин «залёг на 12 суток спать». Иван тоже впадает в сон... Вскоре просыпается Белый Полянин, будит Ивана и спрашивает: «Зачем сюда заехал?» «Твоей силы попытать», – отвечает Иван.
В битве выясняется, что он сильнее и Белый Полянин говорит: «Не дай мне смерти… Назовусь твоим меньшим братом».
Иван соглашается и спрашивает: «Ты 30 лет с бабой-ягою золотой ногою воюешь, за что у вас война?» Оказывается, у бабы-яги есть «дочь-красавица» на которой хочет жениться Белый Полянин… Теперь он вместе с Иваном бьётся с войском бабы-яги золотой ноги. Битва заканчивается победой, а баба-яга скрывается «под землёю». Иван спускается «в пропасть на самое дно» по канату, который держит Полянин. На дне он встречает портных и сапожников, готовящих войско бабе-яге. Иван ставит их в ряд и мечом срубает головы.
Затем в тереме он видит девицу «красоты неописанной» – дочь бабы-яги. Она показывает ему дорогу туда, где яга спит «непробудным сном» 12 суток. Иван отрубает ей голову одним ударом. Голова покатилась и промолвила: «Бей ещё, Иван-царевич!» На это Иван отвечает: «Богатырский удар и один хорош!» (Ударить «ещё» – озлобиться, оживить зло).
Белый Полянин «вытащил царевича с красной девицей» наверх. Тут царевич говорит ему: «Вот тебе невеста…» После этого он поскакал за тридевять земель в змеиное царство, убил царя-змея, освободил из неволи прекрасную королевну и женился на ней.
Как можно запомнить весь этот сюжет? Как не запутаться в нём? Удивительно, как такие сложные сказки могли рассказывать неграмотные крестьянки! А ведь они хранили в памяти ни один десяток подобных сюжетов! Как им это удавалось?
Видимо, они помнили его «костяк», от которого шли нити к различным «деталям». Если ещё больше сжать сюжет, можно увидеть, что эта сказка базируется на «треугольнике»: ИВАН-ЦАРЕВИЧ – БЕЛЫЙ ПОЛЯНИН – БАБА-ЯГА.
Что их связывает? Оба героя ищут себе невест, но на пути стоит нечистая сила (баба-яга и царь-змей). Чтобы добиться цели, зло нужно победить. Но как? Оказывается, у зла есть множество обличий! Иван-царевич воюет не только с «королями», «бабой-ягой» и «змеем», но и со своим «младшим братом» – Белым Полянином!
Конечно, речь идёт не о внешней, земной битве, а о внутренней, духовной. Иначе как объяснить, что один человек (Иван-царевич) одолел «несчётные войска», причём трижды?
Что же символизируют эти «несчётные войска»? Если поле боя – душа человека, то «войска» – это враги души, разрушающие, губящие её. Это – губительные страсти. С ними расправляется «не столько сам» Иван, «сколько конь его». Сказка явно намекает нам на ведущую роль духовного мышления (сознания) в этой битве.
И вот он – первый подвиг: победа над «королями», т. е. над своими земными страстями. Эта победа далась Ивану-царевичу (Духу человека) нелегко – лишь на третий раз. Периоды «сна» (иное состояние сознания) после каждой битвы – 3, 6, 9 суток – всё время растут…
Итак, первая битва окончена, но путь к цели – это несколько «битв», несколько ступеней, ведущих вверх. Вторая ступень – встреча с богатырём Белым Полянином. Кто он такой?
Из текста следует, что Белый Полянин 30 лет «воюет с бабой-ягою золотой ногою». Видимо, Полянин – это та духовная сила, с которой надо объединиться. Она становится «младшим братом» для Ивана-царевича. Но для такого объединения надо померяться с ней силой, чтобы стать для неё «старшим», т. е. более духовно сильным и крепким.
«Сам белый, конь белый – всё белое», – говорится в украинской сказке «Белый Полянин».
«Белый цвет есть цвет смерти и невидимости», – пишет В.Я. Пропп. И далее: «…неофиты покрываются известковой кашей, так что они выглядят совершенно белыми и не могут раскрыть глаз. После этого происходит обмывание от извести и вместе с тем прозрение – символ приобретения нового знания…» В процессе посвящения неофиты теряли сознание и их одевали в «погребальные одежды». Затем этого «мертвеца» возвращали к жизни. Правда, не всем удавалось пройти древнее посвящение, не всем вернуться в мир живых…
Что же происходило с ними в период между «смертью» и «новым рождением»? Об этом знали только жрецы, которые прошли по опасному пути. Вероятно, человек, пребывая в изменённом состоянии сознания, общался с духами – существами иного мира… Некоторые из этих «существ», соблазняя высшими способностями, могли «подселиться» к человеку.
«Белый Полянин» символизирует неофита, который 30 лет пребывает в духовной битве с хранительницей сокровенных тайн (бабой-ягой). Он хочет жениться на её «дочери», т. е. став «родственником», получить доступ к высшим «золотым» знаниям. Но эта цель для него недосягаема, дух его не крепок. Только почувствовав рядом плечо «старшего брата» – Ивана-царевича, он может обрести новые силы для духовного развития. Герои вместе «прирубили, притоптали» вражье войско. Но отрубить голову бабе-яге, убить царя-змея и освободить «из неволи прекрасную королевну» может только один Иван-царевич. Почему?
Ответ на этот вопрос таится в словах, которые рассказчик повторяет трижды: «помолился Богу». «Иван» - христианское имя, значит, Иван молится Силе Самого Христа.
К сокровенным духовным знаниям люди стремились во все времена. В сказке отразился свет Нового мира. «Баба-яга золотая нога» обезглавлена, доступ к подлинно «золотым» тайнам открыт! Иван-царевич обладает такой мощной христианской духовной силой, что в одиночку расправляется со всей нечистью, включая и корень мирового зла – царя-змея.
Скрытый смысл образов-символов (трактовка):
Иван-царевич – Дух человека-христианина.
Белый Полянин – младший духовный брат Ивана-царевича.
Баба-яга золотая нога – нечистая сила, сверхъестественное существо.
Дедушка, его старший брат, птицы, звери – земная, природная мудрость.
Царь-змей – источник зла.
Прекрасная королевна – Душа-христианка.
Свидетельство о публикации №121043005424
Ольга Нефёдова-Грунтова 02.02.2022 18:33 Заявить о нарушении