Жемчужины детства. На картошку
Но вернёмся к нашей картошке. Школьный год включал в себя четыре четверти, любимой четвертью школьников всей страны была первая. Её просто практически не было - первый звонок, несколько дней условной учёбы, когда все возбуждённо обмениваются рассказами о летних приключениях и , почти до конца четверти - сбор урожая в колхозах. Я не знаю, возили ли на картошку москвичей и ленинградцев. Если нет - они много потеряли.
Перед уроками собирали линейку. Все классы выстраивались в организованное каре, у каждого класса было в этом каре своё место - ну просто плацдарм, а не школа. В центр выходил директор школы и трагическим голосом сообщал: "Тут такое дело... Надо помочь колхозникам. Завтра к девяти всем прийти с вёдрами."
Над школьным войском разражалось громогласное "УРРРРААААААААА!!!!!!" Даже на известную новость "учитель заболел, урока не будет" реакция была скромнее. Со следующего дня начиналась счастливая школьная жизнь. Уже с половины девятого школа гудела - дети в тренировочных костюмах гремели пустыми вёдрами, сражались ими, сидели на них в кружках и травили анекдоты и всей школой хохотали, а учителя ходили с трагическими лицами и заламывали руки, не зная, как потом догонять школьную программу. Конечно же, автобусы или машины вовремя не подавали, так что было время повеселиться. Возили нас иногда в автобусах, но чаще в открытых грузовиках, где мы вповалку сидели кто как мог - на днище кузова, на вёдрах, на скамеечках, девочки - на коленках у мальчиков, что было взаимно приятно. Самые смелые стояли около кабины, держась за поручни. Когда грузовики подавали, вокруг образовывалась давка, - каждый рвался вскарабкаться первым и занять лучшее местечко. Стоило отъехать, как голосистые девчонки запевали песню и её тут же подхватывали все. Надо сказать, что песен мы знали много, не в пример нынешним. Мы и стихов тогда знали много наизусть, и отрывки прозы. Нас хорошо учили в последующие три четверти. Машины ехали по городу, привлекая всеобщее внимание - такой хор было слышно издалека. Прохожие останавливались, оглядывались, улыбались, дети махали руками . Ближе к полям ехали уже по грунтовкам, по колдобинам, падали друг на дружку, часто специально, хохотали. Выгружали нас возле грядок, выстраивали в ряд - у каждого свой рядок. Ну что такое для фонтанирующих энергией детей подбирать лежащую на грядках картошку? Смех и только. Мы и подбирали со смехом, балуясь и переговариваясь. Когда кто-то слишком заигрывался, учитель нестрого осаживал забывшихся и напоминал, что мы НА РАБОТЕ. Сознательные, рвавшиеся вперёд, были в меньшинстве и строго наказывались за сознательность, потому что, закончив свои ряды, должны были помогать отстающим. А не выскакивай, будь с общественностью.:)
Часа через два-три звучала любимая команда: "Перерыв! Обед!". Вы знаете, что такое маёвка? Вот представьте себе маёвку всей школой в лесопосадке на краю поля. Детвора рассыпалась мелкими компашками на десятки метров. Усаживались кружками, раскидывали в центре принесённую кем-то скатерть и выкладывали на неё всё - что у кого было из еды. Хлеб с маслом, помидоры, огурцы, варёные яйца и картофель, котлеты... Эта нехитрая еда там , на природе, после двух-трёх часов труда казалась самой вкусной на свете. Это был наш маленький коммунизм - от каждого по возможности, каждому - по потребности. Все родители знали, что дети обедают стайками и давали побольше, кто что мог. И снова хохот, шутки, игры. Учителя нас не торопили - давали насладиться детством, видимо, зная, что оно не навсегда.:) После обеда работать уже не хотелось, но труд облагораживает человека и мы снова шли и занимали ряды с лежащей на мягком вспаханном чернозёме картошкой. Иногда в конце дня нам разрешали набрать картошки домой. С какой гордостью мы тащили домой свою добычу! И ничего, что в подвалах уже лежала собранная со своих огородов картошка. Наши принесённые полведра колхозной были высоко чтимы, родители отваривали эти картофелины особо, подчёркивая, что это наш заработок, а мы чувствовали себя кормильцами и картошка эта была самой вкусной.
Обратно ехали так же, с песнями. Усталость куда-то девалась, как только заканчивался рабочий день. Со смехом вываливались из машин на школьный двор и группками разбредались по разным улицам, чтобы на следующий день снова повторился этот праздник труда.
Когда я поступила в институт, я впервые в жизни почувствовала себя элитой: все ВУЗы отправили на картофель и свеклу, а нас, будущих актёров - в сад собирать элитные яблоки, причём разрешили есть, сколько влезет. Я таких яблок не ела ни до, ни после этих работ.
30.04.2021
Свидетельство о публикации №121043004048
Елизавета Килязова 04.05.2021 07:06 Заявить о нарушении
Если да, то , во-первых, я удивлена и очень рада - я могла только надеяться, что молоденьким это будет интересно.:)
А во-вторых, если Вам и вправду 10 лет - то Вы очень, очень и очень талантливы, я в 10 лет писала намного примитивнее.:)
Желаю светлой судьбы.
Светланка Шишкина 04.05.2021 19:35 Заявить о нарушении
Елизавета Килязова 04.05.2021 19:42 Заявить о нарушении
"Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, словно серебром
И стоит красивая, белая она
У моего широкого холодного окна"
Или что-то в этом роде и верила, что написала это сама.:))
Ваши стихи очаровательны - они свежи, энергичны, с юмором и детской задоринкой.
Если Вы не против, я ещё зайду к Вам на страничку и почитаю внимательнее и больше.
Всё, что прочла - понравилось!!!
С огромным-огромным теплом, Светлана.
Светланка Шишкина 04.05.2021 19:48 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/avtor/zaikadetkam
Светланка Шишкина 04.05.2021 19:56 Заявить о нарушении