Памяти автора вальса - Амурские волны

ПАМЯТИ ОТВАЖНОГО
СТАРОГО "ЛАБУХА"-ОДЕССИТА, -
Макса КЮССА.
         
         
           "Величав Амур седой,
            Мы бережем его покой.
            Корабли вперед плывут,
            Волны бегут и бегут...".

                Из текста вальса "Амурские волны"
                композитора-одессита М.А.КЮССА.


Будь славен
В памяти
Грядущих поколений
Россиян
И всех порядочных
Людей Планеты
Отважный "лабух"*-одессит, -
Макс Авелевич КЮСС,
Не посрамивший
И в нацистском Гетто
Мундир и звание
Штабс-капельмейстра
Владивостокского Оркестра
Гарнизонного, -
Прицарского ещё, -
Морского флота
Матушки-России
И чести Одессита.

Жил был на свете
Одессит-еврей, -
Седой одесский "лабух", -
Макс КЮСС.
Он знаменит
Не только тем,
Что в молодости написал
Один из популярнейших
В России вальсов -
"Волны Амурского залива"**,
Но тем ещё
Что, - до 70-ти лет
Почти дожив, -
Был узником
В Одесском Гетто
И ПЕРСОНАЛЬНО
Был облит бензином
И ЗАЖИВО СОЖЖЁН
Нацистами, -
(Как ПЕРСОНАЛЬНО
 Заживо был заморожен
В плену нацистами
И генерал советский
Дмитрий КАРБЫШЕВ), -
За то,
Что исполняя
По требованью их
Нацистский гимн
"Хорст Вессель",
Макс Авелевич
"Умудрился нагло"
Сыграть его,
В своей аранжировке*** -
Как
Похоронный марша.

Будь славен
В памяти
Грядущих поколений
Россиян
И всех порядочных
Людей Планеты
Отважный "лабух"-одессит, -
Макс Авелевич КЮСС****,
Не посрамивший
Мундир и звание
Штабс-капельмейстра
Владивостокского Оркестра
Гарнизонного, -
Прицарского ещё
Морского флота
Матушки-России
И чести Одессита, -
О которой
Так многие из одесситов, -
К сожаленью, -
При оккупации нацистской
Позабыли.

*   - "Лабух" - музыкант на одесском жаргоне-наречии.

**  - Под этим названием начал своё триумфальное шествие по России и далее, -
      (вместе с "Белой эмиграцией"), - по планете написанный М.А. КЮССом
      вальс "Амурские волны", ("Там, где багряное солнце встает,
                Песню матрос об Амуре поет.
                Песня летит над широкой рекой,
                Льется песня широко
                Песня широко льется,
                И несется далеко....").

*** - Аранжировка (от фр. arranger — «приводить в порядок, устраивать») —
      искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для
      представления его в форме, отличной от первоначальной.

**** - См. нижеприведенные Приложения 1 и 2.

ПРИЛОЖНИЕ 1.

Ирина МИШИНА, Владивосток,               
05 Мая 2016
            
             "АМУРСКИЕ ВОЛНЫ" - ЭТО НЕ ВАЛЬС, А РОМАН...

       Недавно, как это обычно бывает искала в интернете кое-что для очередного поста, не нашла. Зато наткнулась на эту потрясающую историю. Вот теперь стало понятно, почему вальс, который так любили мои дедушка, бабушка, мои родителии я вместе с ними, называется "Амурские волны".

  Он как-то сразу полюбил ее, и она ответила ему тем же. Но им не суждено было быть вместе. Не потому что она была старше и замужем за полковником из Генштаба.

  Одним из роковых и загадочных обстоятельств, разлучивших их
навсегда, стала музыка, которую он посвятил ей. В историю она вошла как вальс «Амурские волны».

  Вальсу было суждено пережить и эту любовь, и этих людей.

  От романтической истории не осталось ничего, кроме короткого
посвящения в нотах: «В.Н.». Но если бы не это посвящение, не было бы и
музыки, ставшей бессмертной.

  Макс Кюсс был родом из семьи бедных одесских евреев.
  Из корыстных побуждений он довольно рано женился на дочери местного
фабриканта. Но между супругами не возникло не только эмоциональной
привязанности, но и просто взаимопонимания.

  Поначалу Макс тяжело переживал семейные разлады, но потом нашел успокоение в музыке.

  Говорят,что сочинения предпринимателя были милы, но немного грустны. Сам Кюсс называл свое увлечение не более чем способом отвлечься от повседневных
неприятностей.

  Макс любил путешествовать.
  Однажды он задумал поездку во Владивосток.

  Поезд выходил из Санкт-Петербурга и следовал до места назначения месяц. Все
предвещало приятную дальнюю дорогу, не исключающую мимолетные романы.

  …На эту женщину он обратил внимание сразу, едва поезд вышел из Петербурга.
  Позже, вспоминая о ней, он говорил, что не мог понять, была ли она
вообще красива. Просто Вера Николаевна была особенной. К тому же у нее
были удивительные, цвета морской волны, глаза...

  Они легко разговорились, как это обычно бывает в дороге, и через час поняли, что интересны друг другу.

  Спустя несколько дней они уже не могли обманываться: сильное увлечение стало взаимным.

  Тем не менее Кюсс понимал, что у него нет никаких надежд.- Она была светской дамой с положением в обществе. Ее муж, полковник Генерального штаба российской армии, расквартированной во Владивостоке, был старше ее на 25 лет, и она подчинялась ему, как покорная дочь.
 
  Время шло, поезд приближался к месту назначения, и Кюсс с ужасом понимал, что потерять эту женщину будет для него катастрофой.

  Во время остановки в районе Иркутского отрога он предпринял отчаянную попытку объясниться. Вера Николаевна выслушала его молча, но ее глаза, - (как показалось композитору), - сказали: «Да».

  Всю оставшуюся часть пути в голове Кюсса звучала музыка.
Неуловимая мелодия то возникала, то уходила, как волны…

  По прибытии во Владивосток он последовал за женщиной. Она умоляла, наконец,
требовала оставить ее – тщетно.

  Вскоре на балу в Городском офицерском собрании он преподнес ей неожиданный подарок – вальс «Волны Амурского залива» с посвящением ей, Вере Николаевне. Публика приветствовала автора.

  Все были в восторге. Кроме ее мужа, который усмотрел в этом
подарке то, что за ним, собственно, и скрывалось. Автор и муза больше не
виделись…

  Отчаявшийся Кюсс забросил дела, забыл про дом и сделался капельмейстером военного оркестра во Владивостоке.

  Но со временем, связанный обязательствами, вынужден был вернуться обратно в Одессу. Там он продолжал музицировать. Но сочинять больше не мог.

  Иногда он думал: что было бы, не случись с ним эта напасть, эта странная любовь?

  В сущности, ничего особенного. Стал бы сумрачно наживать деньги, засел бы
в своем большом богатом доме с женой, послушной и чужой, и прожил бы
размеренно, без потрясений, но без счастья, оставив после себя
состояние, а не вальс.

  Понимал он и другое. С ней, Верой, он был бы счастлив едва ли.
  Эта женщина с зелеными глазами была для него слишком
непостижима.
  Само воспоминание о ней становилось для него мучительным. И
вальс, который исполняли на каждом углу, безжалостно напоминал ему об
этом.

  Ему казалось, что он на всю жизнь наказан за что-то этой музыкой.

  Макс Кюсс прожил долгую жизнь.
  Ему было уже под семьдесят, когда началась Великая Отечественная.

  Немцы заняли Одессу и согнали всех, остававшихся в оккупированной ими Одессе в вгороженное, оцепленное колючей проволокой Гетто.
 
  Один из высших чинов СС, оказавшийся меломаном, узнал, что среди  узников Гето находится автор всемирно-известного вальса "Амурские волны" и затребовал одесскую музыкальную знаменитость.

Кюссу было приказано исполнить нацистский гимн «Хорст вессель».
Он согласился, но сыграл в миноре и синкопированнотак, – даже
ничего не смыслящий в музыке человек не смог не угадать в этом
откровенное издевательство.

По приказу того же военного меломана Кюсса
отвезли в одесскую каменоломню и там заживо сожгли.

…Наверное, в истории не было другого случая, когда музыка в ХХ-ом веке привела своего творца к такому трагическому концу.

Композитор Макс Авелевич Кюсс родился в 1874г. и
был заживо сожжён в Одесском гетто в конце зимы 1942 г. в возрасте 86 лет.

Текст песни М. Кюсс - Амурские Волны (Вальс):

Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.

Там, где багряное солнце встает,
Песню матрос об Амуре поет.
Песня летит над широкой рекой,
Льется песня широко
Песня широко льется,
И несется далеко.

Красоты и силы полны,
Хороши Амура волны.
Серебрятся волны
Серебрятся волны,
Славой Родины горды.
Плещут, плещут, силы полны,
И стремятся к морю волны.
Серебрятся волны
Серебрятся волны,
Славой русскою горды.
Источник teksty-pesenok.ru

Красива Амура волна,
И вольностью дышит она.
Знает волна -
Стерегут ее покой.
Спокойны реки берега,
Шумит золотая тайга.
Дышит волна
Ее чудной красотой.

Величав Амур седой,
Мы бережем его покой.
Корабли вперед плывут,
Волны бегут и бегут:
Ты шуми, Амур родной.
Ты шуми седой волной,
В грозном беге прославляй
Наш советский вольный край.

Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.


Всего Макс Авельевич Кюсс за свою жизнь создал около 300 композиций. Однако большую популярность имеет только один его вальс — «Амурские волны». Эта мелодия — лёгкая, певучая, проникнутая светлой грустью — надолго пережила самого маэстро. Существуют многочисленные аранжировки и обработки этой музыки — для духового, струнного оркестра, для баянов, рояля, голоса, хора и т.д. «Амурские волны» популярны в Китае, Японии.

Наиболее известные публикации
произведений М.В.КЮССА:

Разбитая жизнь (вальс, op. 8)
Дирижабль (новейший салонный танец, op. 9)
Скорбь души (вальс, op. 11)
Амурские волны (op. 12)
Моя тайна (вальс, op. 13)
Тяжёлая жизнь (марш, op. 14) (на мотивы вальса «Разбитая жизнь»; издан за счёт автора в 1911 году во Владивостоке)
Ночь в Бразилии (танго, op. 18)
Королева экрана (вальс, op. 22) (памяти Веры Холодной)
Грустные думы (вальс)
Крестьянка
Мои грёзы (вальс)
Привет республике (марш)
Сердце востока (вальс)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

       ИСТОРИЯ ВАЛЬСА «АМУРСКИЕ ВОЛНЫ» - ЭТО ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
                Композитор Макс Авелевич Кюсс.

Написать биографию российского и советского композитора Макса Кюсса, автора вальса Амурские волны - задача довольно сложная, так как существуют две разные версии относительно даты и места его рождения, а точные обстоятельства и дата его смерти вообще не известны, и по этому поводу есть лишь предположения.

Одна из версий:

Макс Авелевич Кюсс родился 20 марта 1874 года в ОдессеМакс Кюсс с раннего детства любил музыку, хотел научиться играть на музыкальных инструментах, однако бедность родителей не способствовала исполнению этого желания.

Максу Кюссу пришлось работать учеником жестянщика, но больших денег эта работа не приносила. Однако ему всё же удалось накопить денег на уроки музыки, и он научился играть на кларнете.

Вскоре Макса Кюсса призвали в армию,и зачислили в "музыкантскую команду". Армия дала возможность Максу Кюссу заниматься любимым делом - играть на музыкальных инструментах.

В Одессе он написал свой первый вальс «Грёзы любви».

После окончания Одесского музыкального училища в 1903 году Макс Кюсс снова вернулся в армию, но уже не призывником, а, как сейчас бы сказали, "контрактником".

Было ему в это время 27 лет.

Макс Кюсс получил назначение в 11-й Восточно-Сибирский пехотный полк, дислоцировавшийся во Владивостоке, на капельмейстера (то есть дирижёра военного оркестра), где возглавил полковой оркестр во Владивостоке.

Уже через год, в 1904 году, началась Русско-Японская война, продолжавшаяся до конца 1905 года, и Макс Кюсс вместе со своим полком был направлен на фронт, в Маньчжурию (Северный Китай), где развернулись боевые действия.

После заключения мира Макс вернулся со своим полком во Владивосток.

Макс Кюсс был не только дирижёром военного оркестра, но и композитором - он сам писал музыку.

Ит были написаны более 300 музыкальных произведений.

Пройдя со своим полком через суровые годы войны, Кюсс написал один из своих популярных и доживших до сегодняшнего дня вальсов «Разбитая жизнь».

Его полковой марш был даже удостоен высочайшей награды со стороны вдовствующей императрицы Марии Федоровны (вдовы бывшего императора Александра Ш-его, который, кстати, отличался каким-то зоологическим антисемитизмом, и, будь он жив, вряд ли бы одобрил супругу, отметившую заслуги еврея).

Именно при Алксандре Ш-м по голодавшей от недорода России прокатилась волна инспирировынных верхами врейских погромов, породивших первую волну эмиграции евреев их России в США.

Вдовствующая императрица наградила Макса Кюсса именными золотыми часами.

Однако самым известным произведением Макса Кюсса стала музыка сугубо гражданская. -

В 1909 году он написал знаменитый вальс "Амурские волны", и впоследствии получил известность, как автор этой замечательной музыки.

Изначально это было инструментальное произведение в фортепианном варианте. Вальс посвящен Вере Яковлевне Кириленко.

Вера Яковлевна Кириленко.

Вера Яковлевна Кирилленко была членом правления владивостокского отделения «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям», организатором и душой благотворительных вечеров.

Вера Яковлевна была обворожительно красива: её мать была гречанкой, отец – генуэзцем. Да и муж, Александр Андреевич, тоже был хорош собой.

Макс Кюсс поначалу было хотел по совету Веры Яковлевны назвать свой вальс как раз «Залива Амурского волны», но при печати в типографии кто-то решил «укоротить»название, предложив озаглавить произведение как "Амурские волны". Либо это сделал сам Макс Авелевич, посчитав, что «Залива Амурского волны» звучит длинновато. При этом он не предполагал, что кто-то позже подумает про реку Амур.

Это своё произведениеМакс Кюсс посвятил Вере Кирилленко в честь её выдающейся общественной деятельности. Посвяшкениебыло приведено
на типографском оттиске .

Публика восторженно приняла новое произведение композитора.

На афишах, извещавших публику о предстоящем публичном исполнении валься был отпечатан профиль прекрасной гречанки.

В Первую мировую войну 1914-1918 гг. Макс Кюсс служил капельмейстером в 5-й Донской казачьей дивизии, а после Октябрьской революции и победы большевиков Макс Кюсс продолжал службу капельмейстером уже в Красной Армии, в 416-м стрелковом полку, а затем дослужился до командира музыкального взвода Кремлёвского почётного караула!

Ушёл Макс Кюсс в отставку в 1927 году, в возрасте 53-х лет, и вернулся из Москвы в Одессу.

Вернувшись в Одессу, Макс Кюсс работал преподавателем в Военно-музыкальной школе - это был аналог Суворовского училища, только специально для будущих военных музыкантов, и туда набирали в основном бывших детдомовцев.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, Одесса была захвачена немцами.

Макс Кюсс эвакуироваться из Одессы не успел, и вместе с другими евреями-одесситами 67-летний композитор попал в Одесское гетто.

Последний раз его видели живым зимой 1941/1942 гг., когда его вёл по улице немецкий конвой.

Что произошло с Максом Кюссом после этого и при каких обстоятельствах он умер не известно.

Существует версия, имеющая хождение среди старых одесситов (правда, документально не подтверждённая), что конвой доставил Макса Кюсса к одному из высших офицеров СС, который, будучи меломаном, слышал об известном композиторе и его вальсе "Амурские волны".

Этот офицер-эсэсовец потребовал, чтобы М. Кюсс сыграл нацистский партийный гимн "Хорст Вессель".

И Макс Авелевич его сыграл, но в такой издевательской манере, что эсэсовский "меломан" буквально взбесился, и приказал заживо сжечь Макса Кюсса в Одесских каменоломнях.

Так погиб выдающийся музыкант и композитор, написавший одну из красивейших инструментальных мелодий начала XX века.

История песни "Амурские волны".

В 1944 году ноты вальса "Амурские волны" попали к руководителю ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта Владимиру Александровичу Румянцеву.

Музыканта и композитора сразу очаровала мелодия вальса, и как раз он первым её ассоциировал с волнами великой реки Амура.

Румянцев попросил написать слова к мелодии Макса Кюсса - солиста коллектива Серафима Александровича Попова, который так об этом вспоминал:«Когда Владимир Александрович дал задание написать к музыке этого вальса слова, я несколько раз прослушал его. Слушая, представил себе наш полноводный Амур. Только не бурный, а спокойный, каким он бывает в светлые, тихие лунные ночи. Именно этот образ подсказывала и навевала мне музыка.

И вскоре родились первые строчки…Ансамбль песню разучил, стал её исполнять. Она стала популярной на Дальнем Востоке…»

И не только там.

Уже в 50-х годах о вальсе узнали на Балтике, где его приметил другой художественный руководитель ансамбля песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота Г. А. Колышкин, предложивший своему солисту Константину Васильеву сочинить новый текст.

Колышкин сочинил, но взял половину строк из текста Серафима Попова.

И именно этот текст в исполнении АПП Балтфлота в 1952 году впервые прозвучал на радио.

,
Через два года третью хоровую версию "Амурских волн" представил дирижёр Владислав Геннадиевич Соколов, который разучил её вместе с Московским хором молодёжи и студентов, который регулярно участвовал во Всемирных фестивалях. На IV фестивале в Бухаресте руководимый им хор завоевал I премию, а о вальсе узнал весь мир.

Вальс "Амурские вроны" Макс КЮСС посвятил В.Я. Кирилленко - жене полковника Кирилленко, непосредственного командира М.Кюсса.

Влюбленный композитор сождал музыкальный шедевр, и это - музыка любви, нежности, страсти, боли, страдания.

Говорят, название для вальса предложила Вера Яковлевна - "Залива Амурского волны", которое при издании нот несколько редуцировалось до "Амурские волны".

Этот вальс принес автору колоссальную популярность, но при этом не сделал его счастливым - даже наоборот. -

Полковник Кирилленко посчитал такое посвящение на изданных нотах оскорбительным для себя, а в самом вальсе слышал именно то, что туда и вкладывалось композитором.

В связи с этим капельмейстер Кюсс через некоторое время вынужден сменить место службы, откуда попал с новой своей частью на подоспевшую к ьому времени Пнрвую Мировую (Империалистическую) войну.

Есть в таком повороте событий что-то трагически-захватывающее - вальс, в котором композитор выразил свою любовь разлучил его с любимой. -
Ирония судьбы.
любви.
В качестве постскриптума:

Вальс в 1935 году [Скачать]
Вальс в исполнении трио баянистов [Скачать]
Несколько ссылок по теме:
http://www.geohistory.ru/sservice/max-kuss/1.html
http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/31n/n31n-s44.shtml
http://www.e-slovo.ru/193/12pol2.htm
http://www.lechaim.ru/ARHIV/114/dudakov.htm

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3886875/post329045145

28 мая 2020-го года.


                9 августа 2019-го года.


Рецензии