Поэзия или суррогат?

ПОЭЗИЯ ИЛИ СУРРОГАТ

 Приступая к этим размышлениям, я, прежде всего, хотела разобраться в своей душе, упорядочить в ней, сложившиеся за долгие годы восприятия поэзии,
её смыслы и предназначение.
   А так как я была воспитана на поэзии Золотого века, то графоманила - почём зря. Слава Богу, маленький томик избранных стихов Тютчева вывел меня на иные орбиты. И если честно, то опускаться с них до современного уровня по сей день имею неудовольствие. Но, что делать, спускаюсь, чтобы ужаснуться - как низко пали мы в возрождении настояшего русского языка. Слава Богу,  дух поэзии высок. Нашлись учителя в интернете, которые, видя мои потуги, посоветовали ознакомиться с так называемой наукой -  Поэтика.
   Я пишу эту статью, чтобы понять поэтический замысел Творца и никоим образом не обидеть тех, кто только ступил на творческий путь. У них всё впереди, и, быть может, мои размышления поднимут их на новый виток, ещё более высокий, восприятия поэзии, а может быть их комментарии помогут мне ещё лучше разобраться в моих размышлениях.

   Лат. surogat – поставленный вместо другого. Предмет являющийся лишь отчасти, по некоторым свойствам, заменой другого. (Толковый словарь Ушакова).
   Почему именно со слова «суррогат» я начинаю тему моих размышлений о поэзии, ведь о значении слова «поэзия» не многие пишущие имеют истинное представление. А именно потому, чтобы научиться отличать истинную поэзию от подделки и больше не возвращаться к этому термину.
   Поэ;зия (греч. «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).
                (Википедия).

   Заметьте, в значении слова «суррогат» о творчестве речь не идёт вообще. Потому что творчество, будь это – поэзия, музыка, балет, несёт в себе Божественную энергию созидания, не подвластную уму и созерцанию, но она есть, и она движет всем мирозданием, потому что в корне (основе) этого слова – Творец, с Его бесконечной энергией любви к своему творению.
   Те, кто не согласен со мной, могут дальше не читать эту статью, потому что дальше будет ещё мистичнее.

Ми;стика (от др.-греч. «мистерийный, таинственный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).
   Говорят, что мистические проявления бытия способны воспринимать люди, чья душевная оболочка тоньше и восприимчивее миру иному (невидимому). Не думаю, что таковыми рождаются все. Из своего жизненного опыта вижу, что с приходом человека к вере в Бога, стремлении к Нему, у многих начинают проявляться: интуиция, прозрение, предвидение и различного рода таланты. С ними мы и продолжим наше прекрасное путешествие в мир высокодуховной поэзии и музыки, потому что поэзия – мелодия души.
   Итак, мы остановились на поэзии. К ней и вернёмся и попытаемся отличить истинную поэзию от искусной подделки. На мой взгляд это не так уж сложно, если ты человек творческий и чувствующий. Мне не хочется приводить примеры, их слишком много. Не могу же я поместить сюда всю поэзию Пушкина, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама и многих других мною любимых поэтов, среди которых много современников. Я хочу обратиться исключительно к вашим внутренним ощущениям.
   Всем нам доводилось читать стихи авторов, «увековечивших» свои вирши непревзойдёнными метафорами, уникальными рифмами, прекрасной формой и содержанием. А если это ещё и прекрасный декламатор, то шквал аплодисментов ему обеспечен. Слушатель заворожён, он не знает что сказать. Он читает этот стих с листа, но и здесь он не видит изъянов, придраться не к чему. А автор весьма доволен и мысленно потирает руки – ну что съели? – Съели. А вот послевкусия не осталось, душа не встрепенулась и даже мурашки не побежали. Не произошло самого главного – контакта с творчеством автора, акта СОПЕРЕЖИВАНИЯ, на который ты был так настроен. И тут начинаешь понимать, что тебя попросту попытались обмануть. Или обманули?
   Почему мы не ощущаем подмены или обмана на музыкальных и поэтических концертах признанных классиков? Потому что, либо не раскрыты для ощущения других миров и находимся на границе их соприкосновения с нашим замкнутым миром, либо полностью раскрыты и находимся в творческом контакте с автором и наслаждаемся удивительным космосом его души. Я не знаю ни одного русского классика, который бы в конечном итоге не пришёл к Богу. Тогда критики начинают оценивать их произведения, как наиболее зрелые по глубине и смыслу. Не так ли? Вот потому и бегут эти самые мурашки от погружения в музыку Баха, Моцарта, Шопена, Чайковского и многих других композиторов, пронизывает дрожью всё тело от заключительных аккордов поэзии Пастернака, и не только заключительных; размягчается душа и становится пластичнее и легче твоё тело при виде балетного искусства. А видя картины и слыша музыку Чюрлениса, рождается поэзия.

   Теперь многие могут мне возразить или удивиться: а почему автор высокое искусство измеряет какими-то мурашками? Это просто не серьёзно!
   Да потому что автор считает, что Закон сохранения энергии действует и в искусстве. Творческие энергии так же воздействуют на наше тело, как и многие другие. А если учесть, что в момент погружения (в музыку, поэзию и т.д. ) мы находимся с другим человеком в одном замкнутом энергетическом пространстве, заведомо отключив систему трения (возражения и критики), то этот Закон вполне допустим в творческом акте СОПЕРЕЖИВАНИЯ. Творческая энергия входит в нас, вытесняя нашу собственную, отсюда эффект «повышенной температуры» или озноба. Так реагирует наше тело, ну что с ним поделать! Получается, что внимательный слушатель – не просто подвижник!  Он совершает подвиг, раскрывает свою душу – навстречу инородному воздействию! Открытая и утончённая душа может и пострадать!.. И страдает. Отсюда и родилось выражение «уши глохнут». И правильно делают, потому что это защитная реакция нашего организма на фальшь, диссонанс, грубость, лесть и многое другое.

   Именно творческие люди знают, как приходит то самое вдохновение, как высшие силы благоволят (а иногда и велят) созидательному процессу, как расширяются глубины сознания и твоя тема, раскрытая свыше, уже превращается в твоё собственное мировоззрение, кажущееся близким по мироощущению со Вселенной. Многие в этот момент чувствуют прилив сил, энергии, пробегающей от макушки до пяток, словно тебя поставили под тёплый комфортный душ. А как ещё может ощутить открытая творческая душа этот особый знак присутствия нетварных * Божественных энергий?
   А может быть ваша чувствует иначе? Лично я теряюсь в этот момент во времени, особенно, когда пишу или рисую; читая с листа стих - бегут мурашки только тогда, если поэзия одухотворена; под музыку Баха - из меня начинают произрастать белые цветы, похожие на лилии, причём, что самое прекрасное(и ужасное для рядом сидящих) - я начинаю раскачиваться по часовой стрелке.

Пишите, буду рада. Мы вместе напишем эту неоконченную статью – размышление.

Р.С.  Сегодня, мои друзья и собратья по перу, я позволила себе размышления о Поэзии в самом высоком смысле этого слова. Прошу меня простить. Я, недостойная, посягнула на самое святое, что есть в моей жизни после Бога. Но Божественные энергии сейчас с нами.  Они и осудят меня и оправдают. Рада каждому вашему вздоху, потому что он проникает в глубины моей души, каждому движению светлой мысли (улыбаюсь, потому что чувствую). Пишите стихи и музыку, и пусть мир становится светлее, даже если этому послужила ваша «несчастная» любовь или что-то другое. В любом случае, вы выплёскиваете эту любовь (надеюсь, что на нас, а мы не безучастны, мы её поддержим и передадим кому надо). Прошу вас, преображайте мир в бесконечное Прекрасное, делитесь вашей Божественной энергией с душой страждущей и обделённой. И любите себя за это, ибо великое благо – дать возродиться упавшему и затерянному зерну.


*Глава IV. Нетварные энергии — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" (sedmitza.ru)


Рецензии
Размышлизмы хороши, Танюша... Читаю с интересом!
Пошлю-ка я тебе свои:http://stihi.ru/2016/12/26/453
Обнимаемся, милая. БУДЬ В РАДОСТИ!!!

Татьяна Костандогло   02.06.2021 13:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша. Эта тема в наши времена волнителтна вдвойне. Знаю, что ты ей посвятила много времени и чувств. Зайду почитаю обязательно.
Обнимаю всей душой.

Татьяна Аржакова   03.06.2021 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.