Есть ли прощение грехов, -окунаясь в купель воЛьду
Получает ли человек прощения грехов, окунаясь в купель во льду,
и как правильно праздновать Богоявление – Крещение Господне
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Дорогие братья и сестры, сегодня в воскресный день мы все с вами собрались в Храм. Мы все с вами побывали на Небе, мы побывали на Божественной Литургии. Давайте задумаемся: целиком ли мы побывали на Божественной Литургии, или, может быть мы здесь стояли только телом, а наши души были далеко в заботах житейских, которых мы так и не смогли оставить.
Сегодня Святая Православная Церковь празднует несколько торжеств: во-первых, Малую Пасху – Воскресение Христово. Святая Церковь специально напоминает христианину, что смерти нет, а есть жизнь вечная тем, кто живёт со Христом. Также мы сегодня празднуем Попразднство Крещения Господне - Богоявление. У всех больших праздников великих двунадесятых есть предпразднство и попразднство. Для чего? Для того, чтобы человек смог настроиться к большому великому празднику, а потом ещё не сразу же забыть о великом празднике, а ещё некоторое время помнить о нём, и, чтобы человек попытался как-то этот праздник применить в своей жизни.
Давайте сегодня поговорим о празднике Крещение. Праздник Крещение Господне еще называется Богоявлением. Почему? Потому что Господь наш Иисус Христос пришёл в этот мир, стал, как человек. Именно во время Своего Крещения Он явил Пресвятую Троицу во всей своей полноте. Пресвятая Троица явилась и показалась, что Иисус Христос не один, что есть в Боге Три Лица: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой.
Иисус Христос крестился в реках Иордана от Иоанна, и голос с Неба, голос Отца Небесного говорил, что Есть Сын Мой Возлюбленный. И голубь снизошёл, это был образ Святого Духа. И не было ни у кого сомнения после этого события, что Бог – есть Пресвятая Троица. До этого всё это было скрыто, до этого всё было не явно. В Ветхом Завете Господь являлся Святому Аврааму, и являлся в виде трех Ангелов. Всё это было ещё не так явно, как это было явлено именно вовремя Богоявления. Поэтому этот праздник так и называется Богоявление, то есть Бог явился нам во всей полноте и больше ничего уже не скрывал от нас, от своих чад.
Именно Бог всех нас усыновляет после того, как мы принимаем крещение, то есть мы становимся все чадами Церкви. Церковь Православная – это и есть Сам Иисус Христос, Который оставил Себя нам. Церковь - это не здание, Церковь – это прежде всего живой, не мёртвый, воскресший Иисус Христос. Те, кто приходит на Божественную Литургию, те, кто причащается Его Святого Тела и Крови, те становятся единым целым со Христом, и все люди объединяются. На другой стороне Земли люди, в это время причащающиеся, тоже причащаются того же Тела Христова, если они в Православной Церкви. И все мы становимся единой православной семьёй, которая славит Бога.
Чтобы праздник Богоявления укрепился в нас, чтобы праздник Богоявления стал нашей частью, чтобы мы увидели Бога во всей своей полноте, чтобы мы почувствовали Пресвятую Троицу во всех её Трёх Лицах, то нам нужно постараться этот праздник прожить с Богом, и услышать, что же доносит до нас Святая Церковь.
Многие праздник Богоявления проводят совершенно неправильно. Почему? Да потому, что нам по телевизору показывают, что на праздник Крещения все православные христиане должны окунуться в прорубь, т.е. испытать русский экстрим. Давайте с вами подумаем: так ли это было раньше? Во-первых, если сейчас взять Палестину, то в это время там нет никакой проруби, там сейчас +25 градусов. Потом, если посмотреть на дореволюционную практику, то никто в таком количестве не окунался в прорубь. Так почему же мы сейчас, рискуя своей жизнью поскользнуться на льду, идём и там окунаемся? На самом деле эта традиция появилась в 90-х годах такая массовая. И раньше, до революции некоторые люди окунались в прорубь, и в этом нет ничего плохого само по себе. Но сейчас почему-то люди делают на этом акцент, а забывают совершенно о важном. А что же важное для православного христианина? Самое важное в праздник Крещения – Богоявления соединиться со Христом во время причащения. Возникает традиция, что человек, окунувшись в прорубь, избавляется от грехов. Кто такое сказал? Где есть об этом поминание в нашем Евангелие, которое оставил нам Господь? Люди заменяют исповедь, заменяют причастие окунанием в прорубь. Само по себе окунание в прорубь не является чем-то плохим, но не нужно делать замену Святым Христовым Таинствам, которые ничем не заменимы. Только в Церкви можно иметь прощение грехов, только в Церкви можно соединиться со Христом, потому что Она есть Хранительница Христа, Она есть Хранительница Пресвятой Троицы, Неискажённого Бога. А мы с вами, если пошли на купель и думаем, что нам прощаются грехи и нам не нужно ходить в Храм целый год, то мы с вами глубоко ошибаемся, мы находимся в глубоком заблуждении, а значит мы больны. Мы больны тем, что не хотим узнать истину, а удовлетворяемся чем-то для нас неполезным. Как, если человек покупает какие-то продукты, которые его не приводят к здоровому образу жизни, а только ещё усугубляют его здоровье. Вот нечто подобное и мы делаем, мы удовлетворяемся некими пакетами вермишели, не хотим есть борщ, суп или щи, которые нам сварили родители на русской печи со сметаной. То есть мы говорим: «Зачем нам эта еда? Мы хотим поесть еду – какие-нибудь соевые макароны».
Так вот мы сами себе портим духовные желудки, сами портим себе умы, сами портим себе духовный взгляд на законные вещи. Вот что с нами происходит. Поэтому ровно через год, давайте братья и сестры подумаем, что нам важнее всего сделать: биться ли за Святую воду у раздачи Крещенской воды, что, когда мы стоим в очереди, мы можем и толкнуть друг друга или сказать плохое слово, находясь на Небе. То есть Церковь – это Небо. Мы можем окунуться в прорубь и сказать: «Всё, мне простились грехи». Но это самовнушение, это современная психология, которая не имеет никакого отношения к Православию.
Нужно обязательно донести своим близким, что прежде всего нужно в Сочельник, хотя бы причаститься, а потом, если Господь благословит и прийти на Купель, там Крестным Ходом освятить воду. Если кто имеет здоровье и взял благословение у священника, может окунуться, но не в исцеление от грехов. Мы можем окунуться со страхом Божьим, соблюдая все меры безопасности, без всякой выпивки, потому что сейчас люди просто бросаются в Купель, приняв алкоголь. И это является тоже грехом, потому что это является, можно сказать, неким таким преддверием самоубийства. Если человек рискует своей жизнью совершенно не обоснованно, то это совершенно не угодно Богу. Но, если человек благоговейно окунается, если он вспоминает Крещение Господне, если он молится, если он заранее целый год, например, принимал контрастный душ, если он закалялся, то, конечно же, окунание на Крещение не принесет ему никакого вреда.
Святая Православная Церковь призывает каждого христианина не только наобум делать то, что делают другие люди, но и всё обдумывать своим умом, своим сердцем, и постараться делать всё с благословения Святой Православной Церкви.
Дорогие братья и сестры, давайте с вами задумаемся над тем, как Православная Церковь нам предлагает встречать праздник Богоявление. Сегодня Святая Церковь вспоминает такого удивительного Святого, как Преподобный Феодосий Великий. Мы из жития Преподобного Феодосия можем узнать много полезного именно для нас и для того, как мы можем праздновать праздник Богоявление. Святой Преподобный Феодосий родился в Каппадокии – это сейчас современная Турция. Он жил в VI веке, и он в молодости очень хорошо пел и читал на клиросе. Но этого для него было мало. Он не гордился этим и оставил своё хорошее положение в Храме, а его уважали и любили. Он просто ушел в пустыню. Он захотел подражать Господу нашему Иисусу Христу. Он нашел пещеру. По преданию в этой пещере останавливались на ночь три волхва, которые шли на поклонение Господу нашему Иисусу Христу. Он нашёл эту пещеру и подвизался в ней 30 лет. Тридцать лет он проводил в посте, в молитве, 30 лет он готовил себя к служению, к которому направит его Господь. Он знал, что не всё заканчивается этой пещерой. Он чувствовал, что Господь призывает его к чему-то другому. Откуда же он взял то, что ему надо было прибывать в этой пещере? Он, конечно же, читал Святое Евангелие, и он подражал Господу нашему Иисусу Христу, который ушёл в пустыню на 40 дней и постился.
Дорогие братья и сестры, уже Великий Пост не за горами. Если мы с вами будем правильно понимать праздник Богоявление. А это праздник раньше был одним празднованием вместе с Рождеством Христовым, т.е. Рождество Христово 7 января, как мы сейчас празднуем, и Богоявление 19 января – это было едино огромное празднование, оно было единое целое. Люди, встретив Рождество Христово, они потом ждали Крещение Господне, а после Крещения у нас следует по Евангелию – это уход в пустыню. Для нас уход в пустыню – это Великий Пост, который скоро приближается. Уже скоро начнутся предупредительные недели перед Великим Постом. Но, если мы эти недели встретим просто наобум, совершенно не ждав эти недели, то это всё пройдёт мимо нас. Ведь православные христиане идут за Христом, Он наш главнокомандующий, Он наш воевода. Мы лишь рядовые воины, которые идут в битву с самим собой, с демонами, идут вместе со Христом, смотрят на Него и подражают Ему. Он проторил нам дорогу на Небо. И поэтому Он ушёл в пустыню, для того, чтобы победить Самого Себя, Свою Плоть смирить. А потом, что же Он сделал? Он вышел на Проповедь. А потом Он ушёл на Голгофу, добровольно распялся за нас. А потом Он умер и воскрес.
Чтобы встретить Пасху Христову во всей своей полноте, нам нужно умереть для греха, то есть нужно умертвить своего ветхого человека, который живёт в нас и который заявляет на нас свои права.
Дорогие братья и сестры, не будет нам пощады от дьявола. Он ненавидит нас. Во время того, как мы крестились, мы обернулись на запад и плюнули ему в лицо. И поэтому каждого из нас, каждого православного христианина дьявол объявил в розыск. И он объявил бесам, что он даст огромную награду за каждого христианина.
Если мы хотим быть со Христом, нам надо постоянно держаться за Его Ризу, не отпускать Его, потому что стоит только нам отойти на метр от Господа, нас сразу же свяжут, скрутят и не будет нам никакого прощения, потому что дьявол никого не прощает, никого не любит, но всех ненавидит. И поэтому нам нужно идти за Христом. Сейчас прошёл и проходит праздник Богоявления. Праздник был 19, но сейчас идёт попразднство, а значит это время укоренения этого праздника в наших сердцах, наших умах, нашей жизни. Нам нужно особенно благоговейно хранить Святую Воду, потому что эта Крещенская Вода не просто вода, а Вода с Иордана.
Мы с вами приходим в Храм, это же не простой Храм, это не каменные стены, а это Живая Церковь Христова. И здесь течёт река Иордан. И, когда мы пришли почерпать воду из этих бочек, в которых была освящена вот эта вода, мы почерпали воду из Иордана. Если мы дрались за эту воду, то мы дрались перед лицом Иоанна Крестителя, который крестил других людей в этих водах Иорданских, и перед лицом Господа, который был крещён от Иоанна.
Мы не абстрактные христиане, мы живые действующие лица Евангелия, и поэтому каждый из нас, приходя в Храм должен сказать: «Кто же сегодня я? Какой я герой или антигерой Евангелия?» «Может быть, я Апостол Иоанн; может быть, я Апостол Матфей, который был раньше мытарем или, может быть, я стал Апостолом Иудой, который ворует; а, может быть, я стал каким-то фарисеем, который всё делает по закону, но забывает, что нужно смотреть на Дух?» Потому что, если мы будем смотреть только на форму, то Дух отойдёт от нас.
Каждый из нас должен понимать: кто он сейчас, какой он Евангельский герой? Может мы жёны-мироносицы, может мы тот воин, который стоял при Христе и проткнул Спасителя для подтверждения Его смерти.
Придя сюда в Храм Божий, каждый из нас может сказать: «Господи, я согрешил. Я предал тебя. Но помоги мне вернуться в число твоих учеников. Помоги мне исправиться. Помоги мне начать настоящую христианскую жизнь. Помоги мне встречать праздники церковные так, как велит Святая Православная Церковь». И так мы с вами будем истинными учениками Христа.
Преподобный Феодосий Великий, уйдя в пустыню и проходя свой искус, как Иисус Христос, прожил в пещере около 30 лет. К нему собралось столько учеников, что он сказал Господу: «Господи! Я вижу, что Ты повелеваешь мне открыть нечто большее для моих учеников». И он уходит в пустыню и берёт с собой кадило. В это кадило он кладёт обычный уголь, незажжённый, и кладёт ладан. И вот, идя по пустыне он молится от всего сердца и говорит: «Господи, укажи где мне устроить монастырь для моей любимой братии». Он любил братию, как многодетный отец. И вот он идёт по пустыне и молится. Он зашёл в самое жаркое место в пустыне. Его уголь возгорелся удивительным образом, хотя это было невозможно. Он же не клал это кадило на горячий песок, он нёс его в руке. И так он понял, что в этом месте нужен монастырь. До сих пор в этом месте находится Лавра Преподобного Феодосия.
Поэтому мы и в этом можем подражать этому удивительному Святому. Наши сердца – это и есть кадильница, в которой мы воскуряем фимиам или для дьявола, когда мы делаем грехи и скверные мысли наши терзают наш ум и наше сердце, или мы в своём сердце, в этой кадильнице воскуряем наши молитвы, наши добрые дела.
Мы так же можем искать свой путь в этой жизни. Часто мы теряем дорогу, часто мы не знаем куда идти за Христом, мы потеряли его след, за которым шли. Мы любили Христа вначале того, как мы пришли в Храм, но потом мы часто уходим направо или налево, и не знаем куда идти. И поэтому, когда мы потеряли след Господа, нам нужно постараться посмотреть на своё сердце: где, в каком месте воскурется вот фимиам? Где загорятся угли нашего сердца? И таким образом мы увидим, где наше поприще.
Наше поприще может быть самым простым. Мы можем заботиться о наших родителях, мы можем заботиться о наших соседях, мы можем заботиться о детях в воскресной школе. Каждый человек может быть хорошим трактористом, хорошим рабочим на заводе, хорошим мужем или хорошей женой, именно христианином. Это и есть наше поприще, это и есть наше служение Христу, это и есть наше утверждение в Святой Православной Церкви.
И вот Преподобный Феодосий на этом месте основал Лавру, то есть основал свою семью. И у него было 700 монахов. Представьте себе, как можно было прокормить в пустыне 700 монахов? А мы боимся увеличить свои семьи, говоря один – два ребёнка, и всё, нам достаточно, других нам не прокормить. Представьте какой многодетный отец был Святой Феодосий. 700 своих духовных детей он кормил.
И, когда однажды случился голод в соседних землях, огромное количество людей пришло к монастырю Преподобного Феодосия. Он открыл всем врата. Монахи, 700 человек, стали возмущаться и говорить: «Нам самим уже нечего есть». Но в это время, когда зашли люди, открыли монахи трапезу и пекарню и увидели, что там все полки, все столы завалены едой и хлебом. Все были так удивлены, что по молитвам Преподобного Феодосия были накормлены все эти люди.
Каждый христианин, если он хочет оказаться с Богом в Царстве Божьем, должен идти след в след за Христом, ни направо, ни налево не уклоняться. Каждый христианин должен постараться изучать то, что даёт нам Святая Православная Церковь, потому что она есть истинная лечебница, она есть истинная хранительница истины. Потому что много правд, но истина только одна. Истина – это есть Христос. И только в Церкви хранится эта истина, только в Церкви на Престоле Божьем Господь - Иисус Христос распинается за нас, даёт нам Себя. И поэтому пусть следующий праздник Богоявления мы встретим совсем по-другому, чтобы мы ждали этот праздник, чтобы мы, прежде всего, исповедовали свои грехи, причастились Христа, наполнились Благодатью. А потом уже нам будет ничего не страшно: ни холодная вода, ни какие трудности.
В этот воскресный день пусть каждый из нас помолится Преподобному Феодосию Великому, чтобы и наши сердца тоже загорелись, и воскурилась молитва, воскурилась милостыня, чтобы наши сердца были истинными кадильницами Христовыми.
Аминь.
24.01.2021 г.
Свидетельство о публикации №121042709289