Занимательное стихосложение. Глава пятая, про мусо

Глава пятая, про мусор и гадов ползучих


 
Хочу продолжить начатую в прошлой главе тему о стихотворных ошибках.

Следующая ошибка, которой я хочу уделить внимание, это какология (да, да, именно такое неприятное слово)

Какология - это неправильный оборот или неправильная расстановка слов:
'одержать успех' вместо 'одержать победу' или 'добиться успеха;
'поднять тост' вместо 'поднять бокал' или 'произнести тост' 'ерунда собачья'
вместо 'чушь собачья'; 'планы исполняются' вместо 'желания исполняются'
или 'планы строятся'.

Еще одной погрешностью является авторская глухота - стилистические и смысловые ошибки, не замеченные автором. Такие ошибки часто случаются просто по недосмотру автора, который увлечен стихотворением (рифмами, размером и тд) и не обращает внимания на детали. Приведу несколько примеров:

у А. Пушкина:

Вот испанка молодая
Оперлася на балкон
(вместо на перила балкона)


у М. Лермонтова:

И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте...
(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);

у А. Фета:
О первый ландыш! из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.
(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш,
который появляется уже в разгар весны);

у И. Уткина:
Не твоим ли пышным бюстом
Перекоп мы защищали?
(советские войска в гражданскую войну не 'защищали', а штурмовали перекоп).

Ужасно нелюбимой мной ошибкой, является стилистический мусор. Возникает эта ошибка в случае, когда автору не хватает слогов, чтобы соблюсти размер. Самым вредным стилистическим мусором являются частицы, а самая распространенная из них,
пожалуй, частица 'уж'. Категорически никаких ужей! Эти скользкие, ползучие гады сделают любое стихотворение безобразным.

К 'ужам' относятся такие уточнительные слова как 'тот', 'тут', 'все', 'эта', 'та' и другие.

(Частицу 'уж' можно использовать в устоявшихся словосочетаниях:
'ну, что уж теперь вспоминать', 'куда уж тебе', 'вы уж постарайтесь')
 
Таким образом, употребление местоимений (тот, этот, моя, твое), а также других
вспомогательных частей речи,(а, но, и, б) которыми так легко заполнять промежутки,
выдает неумение автора. Чем меньше в стоке маленьких, но ужасно кусачих ужей,
тем сильнее услада уха читателя.


Домашнее задание - попробуйте выловить своих собственных ужей и заменить их на
другие объекты флоры и фауны.


Рецензии