Современное представление о структурализме

               
                ЗНАНИЯ  И  СОВРЕМЕННОСТЬ:
                ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О  СТРУКТУРАЛИЗМЕ

Нашему  времени,  нашей  современности  присуще  стремительное  воздействие  совершенно  новых  идей  на  общее  состояние  теории  литературы.  Явление  такое  симптоматично:  ведь  именно  век  21,   являющийся  стартовой  площадкой  для  всего  последующего  тысячелетия,  обязан  оказать  плодотворное  воздействие  на  всё  дальнейшее  течение  литературы:  так  как  ему  вменяется  обогатить  её,  ответить  на  ряд  существенных  вопросов,    продемонстрировать  примеры,  которые  всколыхнут  творческую  мысль  аналитиков  и  поэтов,  художников  и  лаборантов.
Знания  концентрируют  плодотворные  идеи.  Прогресс  неотвратим,  ибо  любопытству  человеческому  нет  границ
и  пределов.  Знания  делают  нашу  жизнь  комфортнее,  а  новые  технологии – ещё  комфортабельней.  Явление,  которое  с  начала  века  заявило  о  себе  стремительно,  которое  бурлит  от  переизбытка  новаций  и  перспектив,  от  мотивации  доверия,  носит  название – «структурализма».   

Структурализм – это  структурное,  то  есть  раздельное,  изложение  текста:  структуры  против  структуры.  Линии  против  линии,  раздела  против  раздела,  части  левой – против  части  правой.  Структурализм  начинается  там,  где  есть  разделение  текста  на  структурные  части.
Разделение  это  мнимое,  и  связано  с  возможностью  нашего  восприятия  синтезировать  целое  на  составные  элементы.  В  этом  проявляется  дуалестическая  особенность  явлений  и  предметов:  состоять  и  функционировать  в  виде  отдельных  элементов,  взаимосвязанных  между  собою  и  даже  раздельно – образующих  одно  целое,  нечто  завершенное.            
Эти  части  существуют  в  стихе  в  виде  2  разделов,  в  виде  2  лент,  или   колонок.  Данные  разделы – колонки  протянуты  через  всё  сочинение  в  вертикальном  направлении,  в  виде  вертикальных  потоков.
Одна  часть – левая,  с  которой  и  начинается  чтение,  или  знакомство  с  сочинением,  и  вторая – правая. Таким  образом,  строки   распадаются  на  ступеньки:  явление  это  не  новое,  однако  заключающее  новые  возможности  и  таящее  совершенно  новый  механизм.
Дуалестическая  природа  явления  заключается  в  том,  что  хотя  мы  проводим  мнимое,  предполагаемое  рассечение  текста  на  составные  части,  на  деле  они  обретают  свою  четкую  фиксацию,  они  визуальны  и  зримы.   
Обратите  внимание  сами:

Привлеканка!

Привлекательной
                такой
                она
Выглядит:

                выглядит
Притягательной –
                для
                него,
Нерико –
                на
                краю:
Как  прикол …

                Как
                предлог
К  ощущениям,
                как  же,
                тем –
Вообще –
                обещаниям
                тем,
К  сближению –
                с  ней,  как
                с  женщиной …

Это  же –
                отражение
Впечатлений
                тех,
                впечат –
                лений
                всех,
Что  пленили,
                опья –
                нили,
Человека –
                впрочем,
                чеком …

Человека –
                вечным
                чеком –
Увлеченья …

                Не
                печенья –
Пачки
           с  пачкой –
Предпочтенье:
                перед
                зреньем …

                А  па –
                ренье –
Плоти – тела
                в  той
В  дилемме:
                в  той
                метели –
               
                над
                уделом!

Мы  фиксируем  наши  колонки  в  вертикальном  направлении:  пробежав  глазами  сквозь  текст,  мы  обнаруживаем  их  присутствие.  Они  завизированы  соответствующим  начертанием,  они  зафиксированы,  и  поэтому  зримы,   оказываясь  прочерченными  в  виде  вертикалей – магистралей,  проложенных  от  начала  –  и  до  конца.
Это  отвечает  привычной  стихотворной  записи  в  вертикальном  виде.
Она  позволяет  нам  проследить,  как  стихотворение  разворачивается  во – времени,  и  соответствует  вертикальному,  общепринятому  формату  листов  бумаги.

О  МУЗЫКЕ

Музыка!
               
                Сказка –
                музыки
                музыки
                музыки
Зыбкой –
                и  её
                улыбки
С  избытком –

Меланхоличны …

                Отлично:
                как
Мелодичны,
                как
                артистичны
Музыкальные,
                изысканно
                бальные
Коньки;
               
                коньки
Балерин –
                в  болеро
Коломбин
                Коломбин …

Улыбки –
                как  бы
                бокалы
Музыки
              вкусной:
              и               
              скользкой
              и
Грустной …

                Искусной!

Музыки
               сказка –
               в  музыке
               в  музыке
               в  музыке
Бальной,
                как  бы               
Хрустальной …

Левая  часть  является  опорной  частью  структуры,  её  фундаментом,  а  правая  часть – основным  построением,  главенствующей  постройкой.
Функции  и  назначения  этих  частей   различны.  Левая  часть  является  базовой,  опорной  частью  структуры,  а  правая  часть – приобретает  определяющую,   руководящую  роль  в  этом  союзе.
Взятые  отдельно,  сами  по  себе,  эти  структуры,  эти  структурные  части  оказываются  беспомощными,  тут  же  демонстрируя  собственную  несостоятельность  в  художественном,  практическом  назначении. Только  симбиоз  позволяет  им  жить  полноценно,  только  амальгамма  оправдывает  их  содержание  и  бытие.
Это   соответствует  нашим  представлениям  о  человеческом  организме.
Он  единый,  однако  различаем  мы  в  его  строении – сторону  правую  и  сторону  левую.  Правши  доминируют  в  практической  жизни.  Так  же  доминирует  в  поэтике  и  мелодия,  которая  размещается  с  правой  стороны.   
 
Как  видим,  индустриализация  сильно  повлияла  на  современное  искусство,  на  современную  литературу,  и  стихи  21  века  становятся  поэтому  не  похожими  ни  на  какие  другие.

Появление  структурализма  глубоко  закономерно.
Прежде  всего,  это  естественная  реакция  организма  русской  речи,  живой  русской  словесности  на  то  насилие, на  то  схематическое  принуждение,  которому  она  подверглась  в  силлабо – тонической  системе, введенной  академиком  Ломоносовым.  Этот  ученый  ориентировался  на  образцы и  схемы  европейских  поэтический  школ, которые  на  почве  русской  словесности  продемонстрировали  массу  недостатков  и  противоречий.  Теория  пыталась  сгладить  эти  несоответствия, однако  они  дают  о  себе  знать  обилием  всех  этих  пиррихиев,  пэонов,  клаузул,  подмен  и  пр.   Также  монотонностью  силлабо – тонического  стиха,  с  присущей  ему  скованностью,  в  виде  однообразных,  заранее  вычерченных  метрических  схем,  вообще  не  характерных  для  русской  речи,  разговорной,  бойкой  и  живой.  В  "старости"  все  эти  симптомы  совсем  подкосили  здоровье  русской  словесности,  состояние  литературы  вообще,  в  том  числе  и  мировой.         

Структурализм  не  является  ни  стилем,  ни  манерой,  ни  набором  приемов.
Ни  методом  познания  окружающего  мира.
Это – комплекс  идей,  сплавленных  в  единое  целое,  переплавленных  в  одну  амальгамму.  Эти  идеи  уходят  глубоко  в  теорию  языка  и  речи,  в  теорию  литературы,  прикасаются  к  её  базовым  элементам.
Явление  структурализма  в  теоретическом  плане  воцарится  надолго,  возможно  на  ближайшее  тысячелетие,  или  второе,  и  совершит  свой  необходимый  переворот  в  науке  о  литературе.  Настолько  плодотворны,  органичны,  глубоки  и  масштабны  идеи  структурализма. В  этом  мире, где  новые  идеи  побеждают старые:  структурные  одолеют,  победят  собой  статуарные – новые цветы  всегда  торжествуют  над  павшими ...  А  тем, кто склонен  думать,  будто  бы  силлабо – тоника  незыблема  и  пришла  на  тысячелетия  и  века,  нужно  знать:  на  каждую  Атлантиду  находится  своя  гибель!
А  пока  структурализм  преподносит  нам  свои  сюрпризы:  даёт  совершенно  новое и  четкое  представление  о том,  как  по – новому  взаимодействуют  пространство  и  время,  позволяет  постигнуть,  что  такое  интонационные  процессы  в  области  стиха  и  каким  образом  созвучия  претворяются  в  рифмы. Позволяет  осваивать  новый  синтаксис,  выводит,  дает  нам   иное  представление  о  метафорах  и  тропах.         
Верится:  теория,  возникшая  в  самом  начале  3  тысячелетия,  сформирует  лицо  всех  последующих  эпох,  качественно  преобразит  всё  дальнейшее  течение  литературной  мысли.
   
Какая  же  главенствующая  идея  заложена  в  структурализме,  в  чем  его  сила?
Прежде  всего, структурализм  дает  нам  представление  об  объеме.
Теперь  контуры  стиха  существует  в  информационном  поле  не  в  виде  единой  плоскости,   единого  отпечатка,  нет,  оно  формируется  в  пространстве,  согласно  закономерностям,  которые  свойственны  для  объемных,  голографических  изображений.
То   есть  одна  часть  в  структуре  стихотворения  выходит  на  первый  план,  а  вторая  уходит  в  глубину,  отодвигается  на  задний  план.
Таким  образом  мы  получаем  структурный  объем  изображания,  или  иллюзию  объема.  Мы  подразумываем  его,  мы  его  представляем.  Ведь  наблюдается  в  картинах  художников  эта  иллюзия  объема:  вот  изображение  на  первом   плане;  то  изображение,  которое   где – то   в   глубине – на  втором,  уходит – «туда» …   
Действуют  законы  перспективы,  эта  стратегия  в  составе  стиха  действенна  и  объязательна,  активизируя  и  заостряя  человеческое  внимание.
            
Парниша! –
                Ник
                ник
                ник
                парнишки –

                пшик
                пшик
                пшик
                со  шпеком:

Нет  не  проше –
                в  пана
                гроши,

Как  и  в  пани –
                нечто
                спьяну …

Парня,
            напрочь
            пачкой
Причи
Очаро –
              ванного
              впрочем,
               
Прямо –
Точно,
           встречей
           очень            
Трону –
              того
              напрочь,
Между  прочим …

Загляденья –
Почерк
             прочный!

Структурность,  сама  природа  структурализма  позволяют  нам  сопоставлять  эти  разделы.
Функционируют  они  по  разному.  По  разному  представляют  смысловую  нагрузку  в  области  стихов.
Одна  сторона  сочинения  является  его  мелодией,  а  вторая – аккомпанементом.  Правая – это  мелодия,  а  левая – сопровождение,  она  вынуждена  этой  самой  мелодии  подыгрывать.

Хотя   мы   с   самого  начала   проводим  мысленное  разделение,  то  раздвоение,  которое  позволяет  постигнуть  нам  функциональность  этих  разделов,  мы  его  различаем,  и  тут  же  мы  постигаем  единство  их,  так  же  и  то,  что  правая  и  левая  колонки  в  структуре  стиха  взаимодействуют,  они  переплетаются  и  поддерживают  друг  друга.
Именно – «звучат»  они  вместе.  В  область  мелодии   словно  «прорываются»  басовые  нотки …

Значит,  где – то   мы   всё – таки  декларирует  фикцию  и  регистрируем  небылицу?
Отвечая  на  подобные  заявления  скептиков,  отмечу:  в  данном  случае  вступают  в  силу  законы  искусства  и  нашего  зрительного  восприятия.   
Человеческое   мышление  продуциирует  их  должным  образом.
Ведь  перспективу,  в  конце  концов,  ещё  никто  не  отменял.  Как  можно  игнорировать  правила  её  соблюдения?  Если  люди  способны  на  всё,  то  наука  придерживается  иных  критериев  и  форматов,  и  на  такие  нарушения  неспособна.   

ИМПРЕССИОНИЗМ

Синий
Синий
Синий
Синий!

          Синий
Иней
          синий
Иней
          синий
Иней
          синий
Иней
Синий – синий
Синий – синий
Синий – синий
Синий – синий
Иней  линий
Иней  линий
Иней  линий
Иней  линий
Зимних  лилий
Зимних  лилий
Зимних  лилий
Зимних  лилий
Милых – милых
Милых – милых
Милых – милых
Милых – милых
Хилых – хилых
Хилых – хилых
Хилых – хилых
Хилых – хилых

Правильное  представление  о  пространстве – это  главное  завоевание  современной  науки,  это  окрытие,  которое  позволяет  нам  получить  верное  представление  о  той  среде,  в  которой  бытует  поэтика,  которое  позволяет  нам  правильно  сорентироваться  в   информационном   пространстве,  так  называемом:  «инфополе».
Слишком  долго  тайна  эта  скрывалась  от  нас,  таилась – «за  семью  печатями».         
Положение  изменилось  и  теперь  в  белом  листе  бумаги  мы  обязаны  видеть,  постигать  таящуюся  там  глубину.

Теперь,  рассмотрев  все  эти  положения  и  проблемы,  мы  постигаем:  в  чем  отличие  между  современной  теорией  и  прошлой.  В  подходе  к  пространству. Структурализм  позволяет  совершить  качественный  скачок  нашему  мышлению. Воспринимать  стихотворение  не  общим  пятном  на  листе  бумаги  или  экране,  а  видеть  его  структуру,  его  обьем,  его фигуру.      
Что  же  до  сочинений  прошлого,   в  том  числе  и  минувшего  века,  чьи  силуэты  выглядят  плоскими  изображениями  на  поверхности   бумаги – они  должны  именоваться  «статуарными».  Или  же,  если  это  привычней,  «статичными».  Их  плоскостность  не  позволяла  отобразить  сочинение  в  инфополе  правильно  и  верно.

Очарованный  вечер  мой  долог,
Я  внимаю  журчанью  струи.
Лег  туманов  белеющий  полог
На  зеленые  нивы  твои.

Александр  Блок  должен  был  записать  свое  сочинение  по – другому:

Очарованный
                вечер
Мой  долог,
Я  внимаю
Журчанью
                струи
Лег  туманов
Белеющий
                полог
На
      зеленые
Нивы
          твои

Убедитесь  сами:  насколько  воздушней,  изьящней,  легче,  стали  теперь  эти  строки ...

Освободив   строку,   синтаксис,   голосоведение – от  строфики,  от  стеснительных  композиционных  форм,  от  последовательности   стоп   и  ударений,  мы  получили  взамен  неограниченные  возможности  и  перспективы.  Мы  задекларировали  их  анализом,   формулировками  и  доказательствами.
Как  общественное  явление,  как  продукт  цивилизации,  наука  совершенствуется  и  развивается,  и  делает  это  всё  своё  время.

Структурализм – это качественно  новый  уровень  технологий, техники, эстетики,  явлений  информации  и  культуры.  Знания  и  мастерства.


Рецензии