Занимательное стихосложение. Глава третья, про рит

Глава третья, про ритм

Наш разговор сегодня пойдет об еще одном очень важном элементе стихотворения - ритме или размере. Очень хорошо определил значение ритма в стихосложении переводчик М. Лозинский, назвав его ”самым глубинным, самым мощным организующим началом поэзии”.

Трудно дать простое и понятное определение стихотворного ритма. Стихотворный ритм подобен качанию маятника или метроному, и представляет собой повторение отрезков стихотворения, примерно одинаковой длины. Эти стихотворные отрезки можно отождествить со слогами, хотя это и не совсем так.
Размеры бывают разные, и вам совершенно не нужно разбираться в них, чтобы писать хорошие стихи. Нужно обладать поэтическим слухом, а если он развит недостаточно – развивать его. Поэтому, прежде чем писать стихи, надо прочитать много хорошей поэзии, и понять, что стихи сродни музыке, слова в них должны литься ровно, как река, без подводных камней.  Многие стихотворения можно пропеть, или, если вы учились в музыкальной школе, продирижировать, как на уроке сольфеджио.  Если вам повезло родиться с музыкальным слухом, вы можете смело эту страницу проигнорировать и идти дальше.

Очень важно сохранить ритм таким, каким он был задан первыми двумя строками, так как именно на ритм двух первых строк настраивается читающий. Неоправданный сбой ритма разочаровывает также, как бедные рифмы.
Некоторые современные поэты очень вольно обходятся с ритмом, позволяя себе отклонения от него по поводу и без повода. Я категорически против такого вольного обращения со стихами, если же это, конечно, не определенный вид поэтического изложения. Если вы хотите не просто писать для себя, а услаждать слух своих читателей, то ритм вам придется соблюдать, а этому иногда приходится учиться. Как вы уже понимаете из моего повествования, поэзия это труд, поэтому, если вы ленивы, то писать хорошие стихи у вас вряд ли получится.

Частой ошибкой начинающих поэтов, которые слышат сбой ритма в своих стихах, является вставление совершенно ненужных коротких слов типа: уж, тот, тут, наш и так далее. Этого делать не следует, лучше изменить всю строку. Поэтому, если вам указывают на сбой ритма, то надо проделать упражнение по преодолению критического страха, о котором я рассказала в первой главе, прислушаться к критике и исправить ошибку.
 
(В качестве домашнего задания попробуйте найти и устранить в этом стихотворении сбой ритма, который я специально для этой цели сделал:
Я прошлом никогда не плачу.
Было, ну и что с того?
Прошлое нельзя переиначить
И нельзя совсем забыть его.

Не посмеем вычеркнуть из жизни все былое,
Хоть оно прошло давным-давно.
То, что нам отписано судьбою
В сердце зачеркнуть уже не суждено.)


Рецензии