Занимательное стихосложение. Глава вторая В где пр

Глава вторая В где продолжается разговор о рифмах

Итак, давайте попробуем воспользоваться ссылкой, которую я давала в предисловии http://www.stihi.ru/services.html

Набираем нужное нам слово, к примеру, «красота». Получается 306 слов из 7 частей речи. И при этом люди продолжают выдавать на гора слабые рифмы? Не заморачивайтесь над тем, что поэт, якобы, должен рифмы извлекать из собственной головы. У Пушкина просто компьютера не было и этой программы, а то он бы с удовольствием ее использовал. Итак, перед вами 306 рифм к слову красота:

нарицательное существительное: 160
альта, баранта, беднота, бинта, бита, бледнота, блинта, болта, борта, бунта, бурта, быстрота, (полу)верста, винта, врата, высота, глиста, глухота, грязнота, гурта, густота, длиннота, доброта, долгота, долота, дурнота, духота, жгута, живота, зонта, (амино, пиро, угле)кислота, киста, кита, клевета, клеста, кнута, кота, кочета, краснота, креста, крота, круглота, куста, кута, лапта, лепота, лета, (полу)листа, лоскута, маета, мелкота, мерзлота, места, мечта, мокрота, моста, нагота, (глухо)немота, неполнота, неправота, нечистота, нищета, омута, острота, паспорта, перста, песта, пестрота, пласта, (электро)плита, плота, плута, подеста, позднота, полнота, поста, правота, преснота, простота, прута, прямота, пустота, пята, ранта, рапорта, решета, ришта, ропата, роста, рта, рыхлота, светлота, сипота, сирота, скита, скота, скукота, слепота, смехота, смуглота, сорта, срамота, стрепета, суета, сухота, счета, сыта, таранта, тафта, тахта, (полу)темнота, теплота, теснота, толстота, тошнота, (льно)треста, тщета, тягота, унта, уста, фата, финта, фита, хвоста, хлыста, хлюста, хобота, холста, хомута, хребта, хрипота, (лже)христа, хромота, цвета, частота, чернота, черта, чета, чистота, шеста, широта, шплинта, шпунта, штифта, шунта, шута, щедрота, (вакуум-, электро)щита

прилагательное: 40
(за)вита, густа, желта, злата, золота, крута, (в, на, раз)лита, люта, нажита, [за, при, с]нята, (мало, не)обжита, [ис, про, с]пита, приподнята, (не)проста, (полу)пуста, (не)развита, (пре)свята, (не)сыта, толста, холоста, (не)часта, (не, пре)чиста

местоимение: 1
та

глагол: 7
[до, от]быта, (за, про)клята, опита, развита

причастие: 93
взята, (в, вз, до, из, на, над, о, об, от, пере, по, под, при, с, у)вита, (не)долита, (не)допита, [до, за, из, на, об, от, пере, при, про, с]жита, (под)завита, (пере, при)занята, (в, воз, за, из, на, об, от, пере, по, под, при, про, раз, с)лита, (под, при)нанята, [до, об, от, пере, про, раз, у]нята, [за, от]перта, (в, за, ис, на, над, об, от, пере, по, под, про, рас, с)пита, [о, пере, про]плыта, (недо)понята, (вос, пред)принята, (за, на, от, пере)снята, [за, на, по]чата

числительное: 1
ста

наречие: 3
вполсыта, неспроста, спроста

служебная: 1
тра-та-та

Какое слово выбрать? Лучше рифмовать слова, принадлежащие к разным частям речи: беднота-вполсыта, а не беднота-бинта. Это, конечно, не всегда возможно, но надо к этому стремиться.

В русском языке есть много слов, к которым нельзя подобрать точную рифму. К ним относятся, например: «жизнь», «месяц», «обувь», «бездарь», «монстр», «доллар», «лагерь», «истина» и другие.  Поэтому подобрать рифму к таким словам считается высшим пилотажем в стихосложении. Рифмы к таким словам получаются либо слабыми, либо избитыми, типа кровь-любовь, неба-хлеба. Лучше эти слова не ставить в конец строки, или пытаться придумать к ним авторскую рифму. Авторским рифмам можно поучиться у Маяковского или Высоцкого. Как правило авторские рифмы существуют в единственном экземпляре: «куст вам- искусство», «я благ – яблок». Если у вас в стихах хоть иногда проскальзывают подобные рифмы, то цены вам нет (при соблюдении всех прочих условий). Так же, лично мне ужасно надоели рифмы со словами «в горсти», «печаль», «даль», «плеч», «свеч» (я уже не говорю о «розах» и «слезах», они, по-моему, всем уже надоели). Меня всегда удивляет, ну почему надо постоянно упомянуть розы, к примеру? Чем плохи все остальные цветы?

При подборе рифм надо полагаться, опять-таки, на свой поэтический слух – одни рифмы звучат более, а другие менее благозвучно. Тренируйте слух! Читайте знаменитых поэтов! Именно знаменитых, а не соседа по лестничной клетке, который научился рифмовать кровь-любовь и считает себя великим поэтом.
 
(Домашнее задание: выловите в своих стихах плохие рифмы и попытайтесь их исправить на хорошие. Если у вас это получится - немедленно отмечать!)


Рецензии