Обыденное и чудесное Эссе
ОБЫДЕННОЕ И ЧУДЕСНОЕ
ЭССЕ
Что создает литература вообще и поэзия в особенности? - Чудесное.
В этом основное жизненное назначение и поэзии и настоящей литературы в целом.
Если поэзия не создает чудесное то зачем же она вообще нужна спрашивается? - Тогда всякий смысл в поэзии исчезает. И искать в ней становится уже просто нечего.
Разговоры о том что поэзия и литература открывают изображают какую-то «правду жизни» - просто разговоры, «школьные умствования» и больше ничего.
«Правду жизни» мы все видим итак - прекрасно видим что на самом деле в жизни происходит - и для ознакомления с «правдой жизни» литература и поэзия нам вовсе не нужны.
Но чудесного в нашей жизни действительно не хватает. И взять его нам неоткуда… Кроме литературы и в особенности поэзии. Большой Поэзии конечно.
Когда читаешь «Войну и мир» Льва Толстого - погружаешься в чудесный мир русской жизни и истории… Воистину чудесный!
И при чтении ни одного из исторических сочинений об изображенной Львом Толстым эпохе в русской жизни такого впечатления нет и быть не может.
Потому что Лев Толстой преобразил в своем романе русскую жизнь. Преобразил волей собственного творческого воображения, сделав эту жизнь частью удивительного и чудесного мира вне всякого исторического времени и вне всяких конкретных и реальных исторических судеб.
Самое глупое - это искать прототипов великих героев Толстого. Это конечно обычное литературоведческое занятие. Но оно - очень уж глупое. Предельно глупое.
С кого мол «списан» образ Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского… Вот с кого?! И гадают без конца, что-то исследуют в «архивах эпохи» с важным видом… Но ведь - без толку же!
Ни с кого эти великие герои Толстого не списаны… Они - итог преображения мира в сознании великого художника слова каким был Лев Толстой. Вот и все.
Какие-то отдельные реальные черты характера своих героев Толстой мог зорко «подсмотреть» в людях с которыми встречался. Но это - отнюдь не главное.
Главное - преображение мира в сознании и творчестве Льва Толстого как художника.
И настоящий большой художник всегда преображает мир - в своем собственном сознании и в своих произведениях. И этим преображенным и чудесным миром мы и наслаждаемся в Поэзии и в творениях искусства вообще.
Буквальной «правды жизни» в таком мире, созидаемом в Большой Поэзии в частности собственно говоря и нет никакой.
Ну что с того что мы знаем что знаменитый шедевр Пушкина «Я помню чудное мгновенье» навеян был его краткой влюбленностью в Анну Керн? - Да ничего из этого «знания» не проистекает.
Анна Керн была обычной очень чувственной увлекающейся и весьма раскрепощенной по поведению своему с годами молодой женщиной.
Пушкин в расцвете своей молодости был если называть вещи своими именами известным «ловеласом» и говоря современным языком весьма сексуальным мужчиной… И он конечно увлекся Анной Керн в годы ссылки в Михайловское «в глуши далекой» где светских удовольствий и милых и соблазнительных светских дам было не так уж много…
И что тут удивительного? Но великий Поэт преобразил действительность и создал в итоге настоящий шедевр русской возвышенной любовной лирики.
И если ли в итоге в этом стихотворении Пушкина так называемая «связь с действительностью» или ее нет вообще? - Ответ неоднозначен.
Какая-то связь с тем что было «на самом деле» в этом стихотворении Пушкина есть конечно. Но не она - его породила и не она составляет духовную суть этого шедевра любовной лирики Пушкина.
Суть - в преображении мира Поэтом и в ПРЕОБРАЖЕНИИ ЛЮБВИ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.
Истинное поэтическое творчество ПРЕОБРАЖАЕТ МИР. Оно создает великий и чудесный мир которого нет на самом деле.
Но этот волшебный мир поэзии и искусства властно действует на сознание человека и заставляет его стремиться к лучшему, пробуждает в нем лучшие силы души и лучшие качества характера.
Хотя этого мира на самом деле нет. И он конечно не может «материализоваться» в каких-то физически формах.
Человека всегда была свойственна тяга к чудесному, к тому чего нет в буднях жизни - к необычайным переживаниям, необычайной красоте, необычайной восторженной любви…
Мало человеку серых и обыденных будней жизни сколько бы ни твердили что мол иного «и нет на свете никогда.»
Вот у зверей не бывает праздников. И вероятно они и не знают что такое чудесное в жизни.
Но так на то они и звери в конце концов. А мы - люди. От звериного царства при любой версии происхождения человека (и от Бога и от обезьяны) мы все таки объективно далеки.
Человеку нужен Праздник. Ему нужно экстатическое и восторженное «волшебное» состояние души и жизни, которое его вдохновляет - жить и жить дальше в этом бурном мире полном и добра и зла одновременно.
Мне нравится трагическая и последняя речь Блока «О назначении поэта». Его предсмерная речь фактически.
Раньше мне казалось что эта речь Блока полна горделивых умствований о каком-то великом «назначении Поэта» которое и понять и объяснить по настоящему невозможно.
Сейчас я воспринимаю сказанное Блоком в этой его Пушкинской Речи совсем иначе - когда творишь ты видишь что перед тобой реально открываются невиданные чудесные миры, видишь реально что преображается твоя жизнь, преображается внутренне и жизнь мира … Ты иначе все вокруг себя видишь. Совершенно иначе!
И можешь это свое новое виденье мира передать замечательными стихами, которые оставят завистников-стихоплетов с «разинутыми ртами» на всю жизнь.
Но не всем же писать стихи господа. Уймитесь.
Займитесь бизнесом. Уезжайте на Карибские острова. И можете даже и не возвращаться.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №121042405830