Обыденное и чудесное Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

                ОБЫДЕННОЕ И ЧУДЕСНОЕ
                ЭССЕ

     Что создает литература вообще и поэзия в особенности? - Чудесное.
      В этом основное жизненное назначение и поэзии и настоящей литературы в целом.
      Если поэзия не создает чудесное то зачем же она вообще нужна спрашивается? - Тогда всякий смысл в поэзии  исчезает. И искать в ней становится  уже просто нечего.   
       Разговоры о том что поэзия и литература открывают изображают какую-то «правду жизни» - просто разговоры, «школьные умствования» и больше ничего.
       «Правду жизни» мы все видим итак - прекрасно видим что на самом деле в жизни происходит -   и для ознакомления с «правдой жизни» литература и поэзия нам вовсе не нужны.
          Но чудесного в нашей жизни действительно не хватает. И взять его нам неоткуда… Кроме литературы и в особенности поэзии. Большой Поэзии конечно.
            Когда читаешь «Войну и мир» Льва Толстого - погружаешься в чудесный мир русской жизни и истории… Воистину чудесный!
             И при чтении ни одного из исторических сочинений об изображенной Львом Толстым эпохе в русской жизни такого впечатления нет и быть не может.
             Потому что Лев Толстой преобразил в своем романе русскую жизнь. Преобразил волей собственного творческого воображения, сделав эту жизнь частью удивительного и чудесного мира вне всякого исторического времени и вне всяких конкретных и реальных исторических судеб.
             Самое глупое - это искать прототипов великих героев Толстого. Это конечно обычное литературоведческое занятие. Но оно - очень уж глупое. Предельно глупое.
             С кого мол «списан» образ Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского… Вот с кого?! И гадают без конца, что-то исследуют в «архивах эпохи» с важным видом… Но ведь  - без толку же!
              Ни с кого эти великие герои Толстого не списаны… Они - итог преображения мира в сознании великого художника слова каким был Лев Толстой. Вот и все.
              Какие-то отдельные реальные черты характера своих героев Толстой мог зорко «подсмотреть» в людях с которыми встречался. Но это - отнюдь не главное.
              Главное - преображение мира в сознании и творчестве Льва Толстого как художника.
                И настоящий большой художник всегда преображает мир - в своем собственном сознании и в своих произведениях. И этим преображенным и чудесным миром мы и наслаждаемся в Поэзии и  в творениях искусства вообще.
                Буквальной «правды жизни» в таком мире, созидаемом в Большой Поэзии в частности собственно говоря и нет никакой.
                Ну что с того что мы знаем что знаменитый шедевр Пушкина «Я помню чудное мгновенье» навеян был его краткой влюбленностью в Анну Керн? - Да ничего из этого «знания» не проистекает.
                Анна Керн была обычной очень чувственной увлекающейся и весьма раскрепощенной по поведению своему с годами молодой женщиной.
                Пушкин в расцвете своей молодости был если называть вещи своими именами  известным «ловеласом» и говоря современным языком весьма сексуальным мужчиной… И он конечно увлекся Анной Керн  в годы ссылки в Михайловское  «в глуши далекой» где светских удовольствий и милых и соблазнительных светских дам было не так уж много…   
                И что тут удивительного? Но великий Поэт преобразил действительность и создал в итоге настоящий шедевр русской возвышенной любовной лирики.
                И если ли в итоге в этом  стихотворении Пушкина так называемая «связь с действительностью» или ее нет вообще? - Ответ неоднозначен.               
                Какая-то связь с тем что было «на самом деле» в этом стихотворении Пушкина есть конечно. Но не она - его породила и не она составляет духовную суть этого шедевра любовной лирики Пушкина. 
                Суть - в преображении мира Поэтом и в ПРЕОБРАЖЕНИИ ЛЮБВИ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.
                Истинное поэтическое творчество ПРЕОБРАЖАЕТ МИР. Оно создает великий и чудесный мир которого нет на самом деле.
                Но этот волшебный мир поэзии и искусства властно действует на сознание человека и заставляет его стремиться к лучшему, пробуждает в нем лучшие силы души и лучшие качества характера.
                Хотя этого мира на самом деле нет. И он конечно не может «материализоваться» в каких-то физически   формах.
               

          Человека всегда была свойственна тяга к чудесному, к тому чего нет в буднях жизни  - к необычайным переживаниям, необычайной красоте, необычайной восторженной любви…
            Мало человеку серых и обыденных будней жизни сколько бы ни твердили что мол иного «и нет на свете никогда.»
              Вот у зверей не бывает праздников. И вероятно они и не знают что такое чудесное в жизни.
               Но так  на  то они и звери в конце концов. А мы - люди. От звериного царства при любой версии происхождения человека (и от Бога и от обезьяны) мы все таки объективно далеки.
                Человеку нужен Праздник. Ему нужно экстатическое и восторженное «волшебное» состояние души и жизни, которое его вдохновляет - жить и жить дальше в этом бурном мире полном и добра и зла одновременно.
                Мне нравится трагическая и последняя речь Блока «О назначении поэта». Его предсмерная речь фактически.
                Раньше мне казалось что эта речь Блока полна горделивых умствований о каком-то  великом «назначении Поэта» которое и понять и объяснить по настоящему невозможно.
                Сейчас я воспринимаю сказанное Блоком в этой его Пушкинской Речи совсем иначе - когда  творишь ты видишь что перед тобой реально открываются невиданные чудесные миры, видишь реально что преображается твоя жизнь, преображается внутренне и жизнь мира … Ты иначе все вокруг себя видишь. Совершенно иначе!
                И можешь это свое новое виденье мира передать замечательными стихами, которые оставят завистников-стихоплетов с «разинутыми ртами» на всю жизнь.
                Но не всем же писать стихи господа. Уймитесь.
                Займитесь бизнесом. Уезжайте на Карибские острова. И можете даже и не возвращаться.       
               
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и  кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «РУССКОЕ  ПОЛЕ»,   «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД),  «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   

               
               
             

            

      


Рецензии