Мессир часть 590
Вскоре на изделия ювелирной фирмы обратили внимание и придворные круги России, которые на долгие годы стали главными клиентами Карла Фаберже. Сейчас в собрании Оружейной палаты хранится около 300 изделий мастеров-ювелиров знаменитой фирмы. В основном это столовые приборы и предметы сервировки, но
самую интересную часть коллекции составляют пасхальные сюрпризы и резные фигурки из камня.
Пасха в России всегда почиталась особо, и обычай делать подарки в виде пасхальных яиц был весьма распространен. Для подарков использовались не только затейливо раскрашенные настоящие яйца, но и сделанные из самых различных материалов: дерева, фарфора, папье-маше и поделочных камней. И здесь фантазия Карла
Фаберже нашла самое достойное применение, особенно изобретателен он был при создании подарков для членов императорской фамилии.
В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил
самый оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной "крашенки", но удивлял новизной воплощения
идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из
золота и покрыто плотным слоем белой земли. Скорлупу можно
было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, как в лукошке на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и
самое маленькое ее перышко.
Однако чудеса на этом не кончались. Курочка в свою очередь тоже содержала сюрприз, и даже не один. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона. Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для подарка жене - императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел самое благоприятное впечатление, и с этого времени фирма к каждой Пасхе готовила новый подарок – всегда неожиданный и оригинальный.
Император Николай II заказывал к Пасхе два яйца и дарил
одно матери - императрице Марии Федоровне, другое жене -
императрице Александре Федоровне. Рисунки пасхальных яиц не
представлялись на утверждение высочайшим особам, Карл Фаберже имел полную свободу в выборе сюжета. Работа эта была трудной, так как зачастую следовало отбирать события из жизни императорского дома или памятные даты русской истории.
Например, по случаю двухсотлетия строительства Петербурга
фирма Фаберже сделала к Пасхе 1903 года яйцо "Петр Великий".
Тулово яйца украшено золотым орнаментом с мелкими алмазами и
рубинами. На четырех миниатюрах на слоновой кости помещены
портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего дворца и Домика
Петра Великого. Внутри яйца расположилась миниатюрная реплика знаменитого "Медного всадника", застывшего на скале из сапфира. Внутренняя крышка над памятником покрыта белой эмалью, как бы пронизанной солнечными лучами.
В Оружейной палате хранятся десять пасхальных яиц, самое
раннее из которых относится к 1891 году. Всего же фирма Карла
Фаберже изготовила более пятидесяти пасхальных яиц для императорской фамилии, но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них.
Частично изделия фирмы Фаберже были вывезены за границу русскими эмигрантами после революции. За границей оказалась редчайшая коллекция произведений Фаберже из собрания Юсуповых, составляющая теперь ядро музея Хилвуд в Вашингтоне. А в Париже было продано яйцо "Гатчинский дворец", созданное мастером Михаилом Перхиным около 1912 года. Яйцо разделено на двенадцать сегментов мелкими ровными жемчужинами, покрыто белой прозрачной эмалью по гильошированному рисунку в виде муаровых волн и украшено орнаментом из красных бантов и зеленых листьев. Сюрприз яйца - модель Гатчинского дворца, любимой резиденции Марии Федоровны, из четырехцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.
Целыми партиями покупали произведения искусства и предметы личного обихода царской семьи Арманд Хаммер, Александр Шеффер и другие "коллекционеры". А серебряные изделия после революции зачастую так просто продавались на вес, без учета их художественной ценности. Александр Шеффер когда-то начинал
работать в галерее Хаммера, а позже открыл в Нью-Йорке фирму "Русская вилла" - одну из самых богатых и известных фирм по продаже русского антиквариата. Вторая в мире по значимости коллекция изделий Фаберже крупного бизнесмена Малколма Форбса на шестьдесят процентов приобретена именно через "Русскую виллу" (около 360 изделий).
Судьба разбросала работы фирмы Карла Фаберже по всему свету. Пасхальные яйца-сюрпризы можно увидеть во многих музеях Америки - в Вашингтоне, Новом Орлеане, Кливленде, Балтиморе, а также частных коллекциях США и Европы.
В 1989 году по инициативе Морин О'Коннор, мэра города СанДиего, и Государственных музеев Московского Кремля была организована выставка "Искусство Фаберже: Пасхальные сюрпризы". Выставка прошла в Сан-Диего и Москве, на ней были представлены 27 пасхальных сюрпризов Фаберже из разных коллекций.
На эту выставку любезно представила два яйца английская королева Елизавета II. Английское королевское собрание произведений Фаберже является самым крупным в мире и насчитывает более
450 предметов. Начала собирать эту коллекцию еще королева Александра, последующие английские монархи продолжали ее пополнять. Из королевской коллекции особый интерес представляет яйцо
под названием "Мозаичное", поражающее изобретательностью фантазии, виртуозным мастерством и изысканностью ювелирной работы. На тончайшем платиновом камне вместо шелковых нитей засверкали и заискрились рубины, алмазы, сапфиры, зеленые гранаты. Сюрприз яйца - овальный экран на подставке с миниатюрными профильными портретами детей императора Николая II. На другой стороне экрана - корзина с цветами и надпись с датами рождения и именами новорожденных.
Особая заслуга К. Фаберже заключается еще и в том, что он впервые использовал в своих изделиях удивительной красоты уральские и сибирские самоцветы, а также драгоценные камни Кавказа. Продавцы камней были желанными гостями в его доме, и сам он, естественно, был признанным знатоком минералов, недаром он стал
оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Известность приобрели и такие изделия фирмы как часы, табакерки, портсигары, ювелирные украшения, подарки-сувениры, миниатюрные скульптурные фигурки людей, животных, миниатюрные игрушки и многое другое.
Мастерская знаменитого ювелира Карла Фаберже производила еще и изысканные флакончики для духов. Один из них, в виде совы, находится в коллекции ювелира Геза фон Габсбурга. Это самое крупное частное собрание драгоценных бутылочек фирмы
Фаберже, в нем насчитывается сорок флаконов. По словам экспертов, такая коллекция оценивается в сотни тысяч фунтов стерлингов.
Мысль об учреждении этого ордена для награждения высшего командного состава возникла у советского руководства летом 1943 года. Первоначально для него предполагалось название "За верность Родине". Для работы над проектом ордена были привлечены видные советские художники-медальеры. Например, проектный эскиз художника Н. Неелова выглядел следующим образом: в центральном круглом медальоне изображались повернутые вправо профили В.И. Ленина и И.В. Сталина, а в нижней части - надпись "За верность Родине".
Также был приглашен и художник А.И. Кузнецов - автор рисунка Ордена Отечественной войны. Он получил задание создать особый орден - для награды советским полководцам за проведение крупномасштабных успешных боевых операций, поэтому и внешнее оформление ордена должно было отличаться от ранее учрежденных наград, предполагалось в его оформлении использовать
драгоценные камни.
В ходе работ над эскизом ордена появилось его новое название - "Победа". Учреждение ордена совпало с празднованием 25-й годовщины со дня Октябрьской революции - 8 ноября 1943 года. Еще шла война, враг еще был очень силен, но самые трудные испытания считались пройденными, и никто уже не сомневался в победе над фашизмом. К этому времени гитлеровским войскам был нанесен сокрушительный удар: разгром под Москвой, окружение и уничтожение сталинградской группировки, разгром вражеских полчищ на Курской дуге, форсирование Днепра и освобождение Киева - все это свидетельства не только возросшего боевого мастерства, мужества и отваги советских солдат и офицеров, но и высокого военного искусства высшего командного состава Советских Вооруженных Сил.
Все проектные рисунки ордена (как и пробные образцы) в основе своей изображали красную звезду, украшенную бриллиантами. На разных эскизах А.И. Кузнецова в центральном круглом медальоне варьировались одни и те же изображения: Государственный герб СССР, серп и молот, развернутое красное знамя и Спасская башня Кремля. Окончательный вариант ордена "Победа" был выбран Верховным Главнокомандующим 5 ноября 1943 года; а 8 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден сам орден, его статут и описание знака. В статуте сказано: "Орденом "Победа", как высшим военным орденом, награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций, в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии".
Орден представлял большую выпуклую пятиконечную звезду из рубинов, богато украшенную бриллиантами. Общий вес драгоценных бриллиантов в ордене должен был равняться 16 каратам.
Основа ордена "Победа", размер которого равнялся 72 миллиметрам между концами противоположных лучей, изготовлялась из платины. В центральном круглом медальоне были помещены золотые листья (дубовые и лавровые), обрамляющие стены и башни Кремля, а под ними - Мавзолей В.И. Ленина. В нижней части круга на красной эмалевой ленте располагалась надпись - "Победа", в верхней части медальона буквами белой эмали была сделана надпись - "СССР". На оборотной стороне ордена было сделано приспособление для крепления его на одежду.
Первое награждение орденом "Победа" состоялось в 1944 году - через пять месяцев после его учреждения. Указом Президиума Верховного Совета СССР были отмечены заслуги двух боевых полководцев - маршалов Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Александра Михайловича Василевского.
В начале 1944 года маршал Г. К. Жуков принял командование Первым Украинским фронтом, и уже вскоре Южному флангу гитлеровских армий был нанесен сокрушительный удар. В результате успешно предпринятого наступления в марте месяце войска фронта уже к началу апреля продвинулись на 350 километров вперед,
разгромив большую группировку вражеских войск и освободив при этом 57 городов и сотни населенных пунктов.
За годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом "Победа". Дважды им награждались генералиссимус И.В. Сталин, маршалы Г.К. Жуков и A.M. Василевский. По одному ордену - за искусное руководство войсками - маршалы И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров и
С. К. Тимошенко, а также генерал армии А. И. Антонов. Маршал К.А. Мерецков был награжден орденом "Победа" за отличие в войне с Японией.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года были утверждены образец и описание ленты ордена "Победа", а также определен порядок ношения планки с лентой ордена "Победа". Ширина шелковой муаровой ленты составляла 46 миллиметров. Посреди ее проходила красная полоса шириной
15 миллиметров, по обе стороны от нее (ближе к краям ленты) проходят зеленые, синие, светло-голубые и бордовые полоски, окаймлена лента оранжевыми и черными полосками. Размер планки, на который крепится лента ордена "Победа", - 46 х 8 миллиметров.
Высшим советским военным орденом были отмечены и пять иностранных военачальников - за вклад в общую победу над фашизмом. Это были маршал Иосиф Броз Тито - Верховный Главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии, маршал М. Роля-Жимеринский - Верховный Главнокомандующий
Войска Польского, французский генерал Б. Монтгомери - командующий войсками группы армий в Западной Европе, Михай I - бывший король Румынии (на заключительном этапе войны румынские войска принимали участие в военных действиях на стороне союзников).
Сверкающий бриллиантами орден "Победа" в июне 1945 года в немецком городе Франкфурте-на-Майне Г.К. Жуков вручал генералу американской армии Д. Эйзенхауэру - Верховному Главнокомандующему союзными экспедиционными силами в Западной Европе. "Я поражен такой большой наградой советского правительства, - сказал Д. Эйзенхауэр, - и польщен тем, что получаю такой орден из рук маршала Жукова".
После Второй мировой войны Д. Эйзенхауэр стал политиком, и его прочили в президенты, но... "кандидату на выборах 1952 года не к лицу было иметь награду коммунистического государства". И орден "Победа" был сдан в музей Д. Эйзенхауэра в Абилине. В этом отношении очень любопытно свидетельство одного из адъютантов американского генерала: "Орден "Победа" был оценен в 100 000 долларов. Эйзенхауэр тщательно пересчитал бриллианты, учел их размеры... Но как быть с рубинами?
Тогда обратились к экспертам, но и они не смогли назвать их точную стоимость, потому что не могли понять - подлинные или синтетические рубины укреплены на ордене. Окончательное решение вынести никому не удалось, так как никто в США не видел подлинных рубинов таких размеров".
Свидетельство о публикации №121042304312