Мессир часть 598

Мессир часть 598

Христофор Колумб, вернувшись в Европу из своего плавания к берегам Америки, показал при дворе испанского короля несколько изделий древнеамериканских ювелиров, привезенных с новооткрытых островов. Эти предметы сразу же возбудили всеобщий интерес, так как были сделаны из золота, но образованные люди Европы (среди которых был и немецкий художник А. Дюрер) сразу же поняли, что неизмеримо более ценными, чем сам металл, были художественные достоинства этих произведений.

Некий полковник Ла Роса приказал переплавить в слитки более 5000 золотых бабочек, каждая из которых весила около миллиграмма. Эти создания древнеперуанских индейцев настолько легки, что, запущенные в воздух, могли некоторое время парить над землей.

В 1813-1816 годы Михаил Лазарев, тогда еще капитан, на фрегате "Суворов" совершал плавание к русским владениям в Северной Америке. На обратном пути корабль зашел в Перу, и в этой стране, как записано в документах М. Лазарева, "26 января... приняли различные вещи из древностей прежних инков... от вицекороля маркиза де Абагадиль с письмом". В числе этих вещей русскому "Государю Императору были присланы золотые фольги пять штук, шариков золотых шесть, в том числе один больше и один
полушарик". Все эти вещи впоследствии были переданы в Эрмитаж, но, к сожалению, в запасниках музея они пока не обнаружены. Зато подлинным шедевром является небольшая серебряная фигурка индюка с веерообразным хвостом и опущенными по бокам крыльями.

Индюк стоит на филигранном подносике-поддоне, к которому прикреплен посредством двух винтов на гайках. Индейский ювелир сделал ноги и голову птицы массивными, отлив их, по-видимому, способом "потерянного воска". Все остальные части его туловища, как и сам поднос, сделаны филигранью, причем овальные
и спиральные филигранные нити довольно толстые.

Высота изделия - всего 11 сантиметров, а вес его - 650 граммов. К туловищу индюка, сделанного из белого блестящего серебра (без каких-либо следов потемнения, окиси или копоти), прикреплены большие изогнутые крылья, на верхней части его шеи - узкий ошейник из двух крученых проволок, около груди – второй (большего диаметра).

На голове индюка находится петля, к которой мастер-ювелир
прикрепил короткую серебряную цепочку с пуговкой, украшенная
эмалевыми вставками. В середину пуговки вложен небольшой кусочек материала красного цвета. Р. В. Кинжалов, известный исследователь искусства американских индейцев, предполагает, что цепочка использовалась для открывания этой вещи, потому что само тело индюка горизонтальным разрезом делится на две половины.

Сам разрез оформлен в виде двух находящих друг на друга колец, сделанных из широкой серебряной ленты и около хвоста скрепленных довольно большим шарниром. Благодаря ему, верхняя часть индюка, служащая крышкой, может быть опрокинута назад, после чего можно заглянуть в нутро птицы.

Серебряная фигурка индюка, по предположению Р.В. Кинжалова, служила курильницей. Внутрь ее должны были накладываться раскаленные угли, на которые насыпались благовонные смолы. Дым выходил через филигранные верхние части туловища и грудь индюка, однако на изделии следов использования его именно в
качестве курильницы не видно.

Фигурные курильницы в форме животных или птиц были известны ученым по культурам народов Переднего Востока. От арабов, завоевавших часть Испании, они попали к жителям Пиренейского
полуострова, а затем и в испанские колонии в Америке.
 
Подносик шириной 15,5 сантиметра, на котором укреплена
курильница, имеет волнистые края с чисто барочным оформлением, а середина его выполнена филигранной техникой. Он стоит на
трех литых маленьких ножках, массивных и слегка изогнутых. Подставки такого рода были очень характерны для изделий мексикан- .
ских мастеров-ювелиров конца XVIII века. Именно эта черта, а
также ряд других художественно-технических деталей дает ученым
основание предположить, что курильница изготовлена в Мексике,
а не в Перу, как это сказано в документах М. Лазарева. Вице-королем Перу в то время был Х.Ф. Абаскаль (хотя в документах он
именуется почему-то Абагадилем), и он, конечно же, знал о происхождении этого изделия. Во всяком случае никак не мог спутать с.
изделиями древних народов Перу. Сейчас в музейных собраниях
России подобных образцов мексиканского искусства почти не имеется поэтому индюк-курильница является поистине бесценным шедевром.
 
Вывоз раки великого князя Александра Невского
после вскрытия мощей. 1922 год

"Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с
инструментами для участия в вскрытии мощей в Александра-Невской лавре".

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще
девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла
в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были
среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от
Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела,
радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские
эксперты... Чуть поодаль от толпы держалась группа священников
во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского - вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский - один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством

Свято-Троицкая Александре-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по
имени святого благоверного князя Александра Невского, в честь и
память которого она и сооружена. По журналу Государя Петра
Великого значится, что основание Александре-Невскому монастырю было положено в 1710 году, когда "Государь, осматривая места, где быть строениям... на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Викторы". Тогда некоторые полагали, что именно на этом месте Александр Невский одержал славную
победу над соединенными под предводительством самого шведского короля шведскими, датскими и лифляндскими войсками. Но так как в летописях сказано, что победа эта была одержана на реке Ижоре, следовательно, место (где сейчас находится Лавра) называлось Виктори по каким-то другим причинам.

Впоследствии выяснилось, что древние предания связывают с
этим местом историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшиеся на Русь войска ярла Биргера. Таким
образом, основание Александре-Неве кому монастырю, положенное в разгар Северной войны на отвоеванных землях отцов и дедов,
подчеркивало незыблемость вновь обретенных российских границ.

В мае 1723 года, будучи в Лавре, царь Петр Великий "повелел
обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи
Александра Невского перенести сюда".

Из Рождественского монастыря во Владимире, где был похоронен прах благочестивого и благоверного князя, происходил и автор
Лаврентьевской летописи, в которой (за 1377 год) Александр Невский впервые был назван святым. Ни в Пскове, ни в Новгороде
мысль о святости Александра Невского не возникала; она постепенно укреплялась только во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя.

Когда строительство Александро-Невского монастыря только
начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел
 уже большую известность. Писались многочисленные иконы с ликом князя, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии. И Петр I благочестиво считал, что Александр Невский, как Угодник Божий, бывший постоянным охранителем здешнего края от внешних врагов, пребудет
самым надежным защитником и охранителем и возводившегося
Санкт-Петербурга.

Чтобы перенести святые мощи из Владимира в Санкт-Петербург, суперинтендант Синода И.П. Зарудный в Москве должен был сделать ковчег и балдахин. Ему был прислан рисунок, изображавший ковчег на восьми "подножках" в форме львиных лап с головами херувимов. Ковчег был украшен еще и львиными масками - это традиционный на саркофагах символ Воскресения, а на крышке ковчега помещалась княжеская корона. Ковчег стоял на подставке, и над всем сооружением возвышался балдахин, у основания которого были укреплены золотые доспехи.

Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях. Еще в начале июня 1723 года был составлен маршрут
и определено: "Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с
переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как
из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чьего бы оные ведения ни были". В пути святые мощи Александра Невского безотлучно должен был сопровождать сокольничий М.В. Собакин - один
из последних представителей этого дворцового чина.

В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие его у городских ворот.

Повеление Петра I о перенесении мощей святого князя Александра Невского было исполнено в 1724 году, этим действием российский государь хотел знаменовать заключение Нейштадтского
мира между Россией и Швецией. В июле 1724 года во Владимир
была отправлена комиссия из духовных и гражданских лиц, которая должна была везти мощи до Новгорода, Ритуал соблюдался
строго. По пути следования повсюду устраивались торжественные
встречи, в соборах и церквах служили молебны, войска салютовали
ковчегу артиллерийскими залпами.

От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга.

Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам
Петр Великий. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. На встречу мощей к Александро-Невскому монастырю под штандартом был выведен "Ботик" Петра I, на берегу расставлены были военные
полки. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и перенес его в Александре-Невский монастырь.

В честь и память перенесения святых мощей князя Александра
Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I
повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также
ежегодно выводить в этот день к монастырю свой "Ботик" для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 году исполнила уже его супруга - Екатерина I.


Рецензии