Мессир часть 600
Для постоянного хранения шедевра и поддержания его в хорошем состоянии из Пруссии был приглашен Ф. Роггенбук - янтарных дел мастер. В 1758 году он занял специально учрежденную должность хранителя Янтарного зала. По существу он (вместе со своим сыном Иоганном и учениками) был автором всех работ, которые выполнялись в Янтарной комнате с этого времени. Только к 1770 году Янтарная комната окончательно приобрела свой законченный вид и стала одним из главных украшений Екатерининского дворца.
Французский поэт-романтик Т. Готье, впервые увидевший Янтарную комнату в середине XIX века, писал о ней: "Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем не так, как в "Тысяче и одной
ночи" или в волшебных сказках, когда архитектура дворцов доверена волшебникам, гениям и джиннам; дворцов, в которых мы видим
залы из бриллиантов, рубинов или других драгоценных камней,
обычно считаемых сокровищами. Здесь слово "янтарная зала" является выражением не поэтической гиперболы, а реальной действительности.
Это не тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола
до фриза янтарной мозаикой. Глаз, не привычный видеть янтарь в
таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму, - от пылающего топаза до
светло-лимонного. Золото резьбы кажется тусклым и фальшивым
на фоне янтаря, особенно тогда, когда солнце освещает стены и
проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря".
Вечером дневной свет, заливавший всю комнату через широкие
окна, сменялся огнем сотен свечей, тысячекратно отраженных зеркалами. Именно сочетание света и янтаря придавало праздничному залу в Екатерининском дворце особую прелесть. На свету начинали играть мозаичные стены, игра света продолжалась в янтарных рельефах, открывая их глубину и пластичность, их живую и одухотворенную красоту.
Около 200 лет Янтарная комната сохранялась почти без изменений. Но, когда в сентябре 1941 года последний отряд бойцов,
оборонявших Царское Село, отошел на Пулковские высоты, она
была еще не демонтирована. И вывезти ее не успели.
Фашисты ободрали Екатерининский дворец буквально как липку: со стен срезали шелковые обои, выломали наборные паркетные полы, сняли и увезли двери. Специальные команды тщательно отбирали и отправляли в рейх бесценные музейные сокровища. Среди них была и Янтарная комната, которую вывезли в конце 1941 года в столицу Восточной Пруссии - город Кенигсберг.
С тех пор она пропала...
В 1701 году на руднике, расположенном на берегу реки Кришны, раб-индиец нашел необыкновенно большой алмаз. В состоянии крайнего изумления он поднял его и нерешительно начал оглядываться вокруг: за ним никто не наблюдал. Тогда невольник
опять положил алмаз на то место, откуда взял его, а место находки
пометил. Потом подневольный индиец нанес себе глубокую рану
на бедре, но надсмотрщик все равно заставил его работать дальше,
хотя и дал ему кусок полотна для перевязки.
Когда наступил вечер, раб спрятал алмаз под повязку и в ту же
ночь отправился к берегу моря. Там он встретил одного английского шкипера и открыл ему свою тайну - взамен за обещание помочь ему освободиться от рабства. Еще за камень индиец попросил
небольшой денежный задаток, чтобы можно было прожить первое
время.
Заманив невольника на корабль, англичанин отнял у него алмаз, весивший 410 каратов, и продал его купцу Джамхунду - крупнейшему в то время на Востоке торговцу драгоценными камнями.
А невольника-индийца, выйдя в открытое море, шкипер попросту
выбросил за борт. Но полученные деньги вору-матросу не пошли
впрок: быстро промотав их, он впоследствии повесился.
Купец Джамхунд в свою очередь продал драгоценный камень за 20,4 тысячи фунтов стерлингов сэру Томасу Питту (отсюда первое название алмаза - "Питт"), губернатору крепости СентДжордж. Однако у сэра Питта было темное прошлое: прежде, чем
стать губернатором, он был пиратом. И если губернаторство бывшие дружки ему еще как-то могли простить, то приобретение алмаза в 410 каратов - никогда.
Когда в 1710 году сэр Питт возвратился в Англию, слух о приобретенном им алмазе уже достиг ушей лондонских директоров Ост-Индской компании. Бывший губернатор почти сразу же вынужден был вести жизнь скрытую и уединенную. Он не расставался
с алмазом, и каждый раз, когда раздавался стук в дверь, был начеку.
Ему никогда не доводилось провести две ночи подряд под одной крышей, и он никогда не оставлял известий о местах своего пребывания, постоянно меняющихся.
А слухи о том, что сэр Томас Питт приобрел алмаз нечестным путем, продолжали распространяться. Чтобы хоть как-то оправдаться, он описал всю операцию купли-продажи, проведенную с Джамхундом, в "Европиен мэгэзин".
Томас Питт понимал, что охотники за алмазом не оставят его в
покое. Но однажды ему удалось тайно проникнуть к ювелиру, который согласился огранить камень. Работа продолжалась два года,
и вот на ладонь владельца, сверкая совершенными гранями, лег
бриллиант. Ничего более прекрасного до этого сэр Питт не видел,
но ему нужны были деньги и спокойная жизнь. Ювелир связался с
парижским дельцом Джоном Лоу, и тот предложил бриллиант регенту Франции герцогу Орлеанскому.
Только тогда сэр Питт освободился от своих бесконечных мытарств, когда герцог Орлеанский (отсюда второе название камня -
"Регент") купил алмаз для Людовика XV уже за 3375 тысяч франков.
В 1791 году началась инвентаризация драгоценностей французской короны, которая проводилась по решению Учредительного
собрания Франции. Она продолжалась до августа 1792 года, а проводили ее самые знаменитые ювелиры страны, которые оценили
стоимость этого бриллианта уже в 12 миллионов франков. В течение всего времени инвентаризации, каждый вторник нового месяца, королевские драгоценности выставлялись для всеобщего обоэрения под самой строгой охраной.
После народного восстания в августе 1792 года и захвата парижанами королевского дворца Тюильри, где эти драгоценности хранились, выставка была закрыта. Коммунары опечатали двери кабинета, где были размещены корона, скипетр и другие регалии Бурбонов; золотой сундук, подаренный кардиналом Ришельє Людовику XIII; знаменитая золотая ваза весом 245 килограммов; алмазы,
рубины, изумруды и другие драгоценные камни королевской сокровищницы.
Утром 17 сентября 1792 года три стражника, назначенные Коммуной, во время осмотра вдруг обнаружили, что печать сломана.
Замки оставались целыми и невредимыми, но помещения были
опустошены, и все сокровища Бурбонов исчезли.
Подозрение сразу же пало на самих стражников, и они были
взяты под арест. На них писались доносы, но даже самые суровые
допросы не дали никаких результатов. И вот в очередном из анонимных доносов был указан тайник в аллее Вдов на Елисейских
полях. Однако это было одно из многих указаний, какие поступали
в полицию со времени похищения Сами полицейские уже устали
от бесконечных обысков и раскопок, но на этот раз появилась надежда, так как тайник был описан довольно точно.
И надежды эти сбылись в выгребной яме в аллее Вдов были
найдены драгоценнейший алмаз "Регент" и знаменитый кубок из
агата и оникса.
Невиновные стражники были освобождены, но возникло новое
подозрение, что ограбление - дело рук врагов Парижской Коммуны. Некоторые даже стали думать, что унтер-офицер, ответственный за охрану королевской казны, сам запустил в нее руки. Подозрение это еще больше усилилось тем обстоятельством, что именно
он нашел "Регент" и знаменитую вазу. Парижане даже дали этому
унтер-офицеру прозвище "Агат"
Однако вскоре были схвачены настоящие преступники. Главарь банды с четырьмя соучастниками были приговорены к смертной казни, а остальные члены банды к длительным срокам тюремного заключения.
Но и это был еще не финал Финал этой и без того детективной
истории оказался поистине ошеломляющим. Через семь лет после
осуждения грабителей состоялся судебный процесс над очередной
группой фальшивомонетчиков Среди обвиняемых был человек по
имени Баба, вначале категорически отрицавший все обвинения.
Затем он все-таки признался и даже дал показания. Особенно же
"гениальной" была его речь о самом себе.
"Уже не первый раз, - говорил Баба, - мои показания приносят пользу обществу, и если я теперь буду осужден, то подам королеве прошение о помиловании Потому что без меня Наполеон неполучил бы трона*, и успехом битвы при Маренго обязаны тоже
только мне.
Я принадлежу к похитителям сокровищ Бурбонов. Я помогал
своим товарищам прятать в аллее Вдов алмаз "Регент" и другие
сокровища, вскоре после этого найденные".
Но речь его не возымела на судей воздействия, члены банды
были сосланы на галеры, а Баба и главарь фальшивомонетчиков
были осуждены на пожизненную каторгу
Однако Французская республика нуждалась в деньгах и вскоре заложила алмаз "Регент" богатому московскому купцу Трескову. Миновали дни революции, и к власти пришел Наполеон I Он и вернул алмаз во Францию, приказав вправить его в эфес своей шпаги
Свидетельство о публикации №121042303907