Мессир часть 601
В 1701 году бранденбургский курфюрст Фридрих I самолично
короновал себя прусской короной и стал королем Пруссии. Коронация происходила в Кенигсберге, где новый король и познакомился с работами тамошних мастеров янтарного дела.
В этом же году Фридрих I заказал мастеру Готфриду Вольфраму
(датчанину по происхождению) не какой-нибудь перстень, а янтарные панели для убранства одного из залов большого Королевского дворца в Берлине. Работа была гигантская, и вскоре к ней
подключили архитектора и скульптора из Данцига Андреаса Шлютера. Тот создал проект, но потом первоначальная идея претерпела
изменения. Взбалмошному правителю Пруссии пришла в голову
мысль украсить Янтарным кабинетом свой загородный дворец в
Потсдаме и тем самым превзойти роскошь Версаля. Теперь янтарные панели предназначались для галереи в замке Шарлоттенхоф.
Работу завершили в 1709 году, но это был несчастливый год для
создателей чудесного кабинета: янтарные панно, которые были плохо
закреплены, рухнули, и король в гневе приказал изгнать А. Шлютера из страны. Таким образом, янтарные панели, несмотря на замысел прусского короля, так и не попали в Шарлоттенхоф. Одну из причин этого ученые видят в том, что Фридрих I был очень
суеверен.
Впоследствии ни янтарный кабинет, ни янтарная галерея так
и не были закончены: Фридрих I умер, новый король Фридрих
Вильгельм I, осуждавший мотовство своего отца, работы прекратил. Но и в незавершенном виде янтарные панели представляли
собой шедевр ювелирного искусства. Это были мозаичные панно
с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин,
гербов, цветочных гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня разных оттенков - от светло-прозрачного до темножелтого.
Уникальность творения немецких мастеров заключалась еще и
в том, что до них из этого самоцвета из-за его ценности и дороговизны делали в основном ювелирные украшения, резные кубки,
вазы, шкатулки и табакерки, инкрустации мебели и облицовки.
Картины были созданы впервые.
Стены Янтарного кабинета представляли собой панно из полированных янтарных пластинок - целые полосы красочных драгоценных самоцветов. Лучисто-прозрачные, желтые, желтоватокоричневые - оттого что смоляной натек в янтарном лесу был
обращен к солнцу, они притягивали взор каждого. Иногда встречались красивые кусочки облачного янтаря с его причудливыми
узорами, напоминающими то языки пламени, то кучевые облака.
Попадались и, словно чуть запыленные, пластинки дымчатого
янтаря.
Все было так удивительно ладно подобрано, так выдержано в
единой мягкой, красочной гамме, что взгляд просто невозможно
было оторвать. В объемные резные украшения вплетались орнаментальные и мозаичные композиции из яшмы, сделанные искусной рукой большого мастера. На белых с золотом подзеркальниках
и на золотистых пилястрах сверкало солнце.
Спустя несколько лет Фридрих Вильгельм I преподнес это сокровище в дар русскому царю Петру I, который со своим Великим
посольством отправился в Польшу, Германию, Голландию. В Берлине празднества в честь русского царя были грандиозными и торжественными - со снопами фейерверков, фонтанами из вина и
набитым птицей и дичью зажаренным быком для горожан. На другое утро Петр I с любопытством рассматривал Потсдам - город
Дворцов, парков и храмов.
Некоторые исследователи считают, что "фельдфебель на троне"
(как называли прусского короля), не очень разбиравшийся в искусстве, просто не знал, что делать с Янтарным кабинетом, и был счастлив избавиться от него под благовидным предлогом. Однако это не совсем так: Фридрих Вильгельм І, не в пример отцу, отличался большой скупостью, о которой в истории сохранилось много
легенд. Так что цену вещам он знал очень хорошо.
Не желая тратиться на завершение работ, Фридрих Вильгельм I
распорядился янтарными панно достаточно умно и расчетливо,
сделав дипломатический и политический дар с далеким прицелом.
Пруссия тогда нуждалась в таком могучем союзнике как Россия,
недавно одержавшая победу над шведами. Но и русский царь не
остался в долгу. За панно он подарил прусскому королю 55 русских
солдат ростом более двух метров, именно таких гигантов король
собирал для своей гвардии по всей Европе.
Янтарный кабинет был разобран, упакован в восемнадцать огромных ящиков, и они морем приплыли сначала в Мемель (Клайпеду). Петр I очень высоко ценил подарок прусского короля. В
Мемель он выслал специальную миссию во главе с обергофмаршалом. Затем на санях ящики попытались перевезти в российскую
столицу, но беспрестанные метели и снегопады задержали транспорт. Только весной, в мае 1716 года, каждый ящик погрузили в
специальную повозку, которую везла шестерка лошадей. Так Янтарный кабинет через Курляндию с большими предосторожностями был переправлен в Санкт-Петербург. Здесь он был выставлен
для обозрения в одной из дворцовых гостиных, поражая всех гостей своей красотой и великолепием. В это время Янтарный кабинет имел такой же вид, как и в бытность свою в Берлине.
Однако сам Петр I, более пристально рассмотрев в Петербурге
полученные драгоценности, был несколько разочарован и... потерял к ним всякий интерес.
Янтарный кабинет состоял из отдельных, не совсем готовых
частей, которые невозможно было использовать для отделки, не
закончив работу. Не хватало многих частей, главное - пилястров,
которые должны были находиться в местах соединения панно. Кроме
того, не хватало надверников, одной рамы зеркала и некоторых
других деталей и частей.
Янтарный кабинет был отправлен в служебные покои Летнего
дворца, где долгие годы лежал несобранным в подсобных помещениях, в так называемых "людских покоях". Здесь он находился
до 1743 года, пока у императрицы Елизаветы Петровны не возникла идея убрать Янтарным кабинетом покои нового Зимнего
дворца.
Но в 1755 году императрица распорядилась вновь перевезти
Янтарный кабинет - теперь уже в Царское Село, где отстраивалась летняя резиденция русских монархов. Во исполнение царского распоряжения 76 специально подобранных гвардейцев, силачей
и аккуратистов, отправились в пеший поход из Петербурга в Царское Село. Они попарно несли носилки, на которых лежали ящики
с убранством кабинета. Неспеша двигались солдаты, шесть дней
затратили они на перехэд в 25 верст, но в конце концов в целости
и сохранности комната была доставлена на место.
В своем первоначальном виде, как уже указывалось выше, подарок прусского короля представлял отдельное панно площадью
около 55 квадратных метров, покрытое мозаикой из кусков натурального янтаря различных оттенков. При расположении панно в
зале Царского Села, который был в шесть раз большего размера,
чем в прусском помещении, перед Варфоломеем Растрелли встала
очень непростая задача. Но гениальный архитектор прекрасно справился с ней, введя в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала
и мозаичные картины из агата и яшмы. Таким образом, был создан
праздничный зал изысканной красоты. Пребывание в этом зале
(благодаря целительной силе янтаря) воспринималось современниками как величайшее наслаждение, как гармония плоти и души...
Для исправления и починки Янтарной комнаты был приглашен
и итальянец Александр Мартелли, который воспринял эту работу
как великую честь для себя. Он подписал контракт об "исправлении" кабинета и обязался поставить на место все отпавшие детали,
дополнить недостающие новыми и собрать кабинет в указанное
императрицей Елизаветой время. Работа итальянского мастера оценивалась в 600 рублей, что по тем временам являлось целым состоянием.
В. Растрелли и А. Мартелли составили план реконструкции
Янтарного кабинета. Многие детали (например, зеркальные пилястры) надо было изготавливать заново. Российские заводы не могли тогда выполнить такой заказ, и стекла пришлось заказывать во
Франции - 52 стекла по 48 рублей каждое. Появились в Янтарном
кабинете и новые детали отделки, например, четвертая янтарная
рама, изготовленная в Кенигсберге и присланная Елизавете в подарок следующим прусским королем - Фридрихом II.
В Царском Селе под руководством В. Растрелли кабинет и превратился в знаменитую Янтарную комнату. В ней должны были иначе, чем в Зимнем дворце, размещаться янтарные панно, и поэтому пришлось добавить зеркала в белых с золотом подзеркальниках и золотые бра. Их сделали русские мастера Иван Копылов,
Василий Кириков и Иван Богачев. Кроме того, Растрелли ввел дополнительные пилястры, которые чередовались с картинами, а поверх них он спроектировал резной золоченый фриз. Были изготовлены и расписаны под янтарь новые панели, впоследствии замененные натуральными самоцветами.
Свидетельство о публикации №121042303877