Мессир часть 603
Мессир часть 603
Павел I начал награждать Андреевским орденом и лиц духовного звания, первым из них был митрополит Новгородский и СанктПетербургский Гавриил. Царь узаконил награждение при крещении орденом Андрея Первозванного всех без исключения младенцев мужского пола - великих князей, а князей императорской
крови - по достижении ими совершеннолетия. При Павле I изображение апостола Андрея, помещавшееся в медальоне звезды, было
заменено на двуглавого орла.
При императоре Александре I резко возросло число награжденных, только за отличия в 1812-1814 годы орден получили восемь
человек. Но теперь андреевские кавалеры при пожаловании им
ордена должны были вносить в кассу по 800 рублей. Примерно в
это же время появились изготовленные из серебра звезды, а не
шитые, как это было раньше.
В 1807 году, за пять лет до начала Отечественной войны, ордена
Андрея Первозванного был удостоен... Наполеон. По случаю ратификации Тильзитского мира между Россией и Францией знаки
высшей российской награды, кроме самого французского импера-|
тора, получили его брат Жером, маршалы Бертье и Мюрат, а также
князь Талейран. В 1815 году к имевшим Андреевский орден иностранцам прибавился английский полководец герцог Веллингтон.
До 1855 года орденские знаки, дававшиеся за военные заслуги,
внешне ничем не отличались от таких же знаков за заслуги гражданские. Позднее к боевой награде стали добавляться скрещенные
мечи, проходящие на звезде через середину. А на орденском знаке
эти мечи помещались между собственно крестом и венчающими
его коронами.
Первоначально Галерея драгоценностей была предназначена для
картин французской и русской живописных школ. Когда же последовало высочайшее повеление разместить живописные полотна в
новом здании Эрмитажа, выстроенном императором Николаем I,
то в эту Галерею поступили художественные изделия и редкости,
исстари принадлежавшие императорскому дому. До этого времени
они хранились в Кунсткамере, в старом Эрмитаже, Зимнем дворце
и отчасти в Московской Оружейной палате.
Галерея драгоценностей сначала состояла из 26 шкафов и 11 витрин. Но впоследствии, благодаря покупкам и дарам русских царей,
а также вкладам частных лиц, Галерея сделалась одной из самых
богатых и интересных коллекций подобного рода.
Из 26 первоначальных шкафов 16 относились ко временам Екатерины II, остальные 10 были впоследствии изготовлены столярных дел мастером Туром. С приходом к власти Екатерины II начался новый этап собирательства произведений ювелирного искусства. По завершении строительства Зимнего дворца императрица занялась его перепланировкой. В 1764 году парадная опочивальня
РУССКОЙ императрицы была переделана в алмазный покой. "Вместо
алькова, - вспоминает современник, - здесь поставили застек^нный шкаф, где хранились царские драгоценности".
В 1777-1778 годы с преобразованием частной коллекции Екатерины II в Императорский музеум алмазная (или бриллиантовая)
комната сохранила свое месторасположение, являясь как бы центром всего музея. Она находилась примерно в равном удалении и от
Тронного зала, и от покоев императрицы. В записях тех лет отмечалось, что комнату императрицы можно считать "самым богатым
кабинетом драгоценных вещей. Государственные регалии стоят в
нем на столе под большим хрустальным колпаком, через который
все ясно рассмотреть можно... По стенам сея комнаты разставлено
несколько шкапов со стеклами, где лежит множество украшений
алмазных и иных драгоценных каменьев; в других же великое число орденских знаков, портретов ее императорского величества, табакерок, часов и цепочек, готовальней, перстней, бантов, золотых
шпажных эфесов и других драгоценных вещей".
Свободные стены Галереи были украшены многочисленными
миниатюрами, каждая из которых большей частью была выставлена отдельно. Художественное убранство Галереи дополнялось скульптурами, вазами и букетами, вырезанными из дерева.
У входа в Галерею, справа и слева, были выставлены два туалетных шкафа аугсбургской работы, украшенные серебряными и черепаховыми пластинами. Они принадлежали правительнице Софье Алексеевне - сестре Петра I.
Здесь же был выставлен парик из серебряных нитей, преподнесенный, по преданию, Екатерине II семейством Нарышкиных. Ее
трость из пальмового дерева с георгиевской лентой - это французская работа в стиле Людовика XIV, в эмалированный набалдашник трости был помещен золотой флакон.
Одним из прекраснейших экспонатов Галереи являются часы в
яйцеобразном золоченом ажурном корпусе - работа механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Они были поднесены императрице через графа Владимира Орлова. Кроме обычного хода, часы
содержали в себе еще музыкальный механизм и двигающиеся фигуры. А в другом шкафу была выставлена золотая курильница в виде
яйца на козьих ножках с эмалированным изображением "жертвоприношения сердец императрице Екатерине II".
Есть здесь и овальная золотая табакерка, украшенная портретами 32 римских императоров. На верхней стороне ее крышки под
стеклом расположилась коллекция всех встречающихся на Востоке
драгоценных камней; на внутренней стороне - камни, соответствующие месяцам года. Табакерка эта тоже принадлежала Екатерине II.
Большое количество разнообразных табакерок, коллекции английских часов, букеты И. Позье, многочисленные подвески, золотые и серебряные сервизы, чаши из горного хрусталя, вазы и кубки
слоновой кости - вот то ядро, из которого впоследствии сложилась коллекция знаменитой Галереи драгоценностей Эрмитажа.
Однако доступа к этим драгоценностям не имели порой и очень
близкие к императрице люди.
Иеремия Позье, один из наиболее прославившихся ювелиров,
работал в России в середине XVII века. Он еще мальчиком приехал
с отцом в Петербург, здесь получил образование у ювелира Граверо, здесь же впоследствии и сам стал знаменитым мастером.
Иеремия Позье проработал в российской столице много лет,
его называли "придворным ювелиром трех императриц", а в числе
его заказчиков была вся петербургская знать. После себя он оставил много прекрасных ювелирных произведений, а также "Записки придворного брильянщика" - о жизни и работе в России.
Среди работ И. Позье в Эрмитаже хранится замечательная золотая табакерка, покрытая чеканным орнаментом и украшенная
бриллиантами и сапфирами. Пунцированный фон ее крышки украшен золотыми ветвями и цветами, все бриллианты заключены в
серебряный каст, нейтрализующий желтоватый блеск золота, оттого драгоценные камни представляются более прозрачными и блестящими. Крупный сапфир в центре табакерки представляет собой
крупный цветок (или плод), как бы помещенный в корзину.
Для аристократических дам из высшего света И. Позье выполнял ювелирные букеты из великолепных камней, разных по цвету,
огранке и происхождению. Такие букеты знатные дамы обычно
носили на поясе или плече, иногда прикрепляли к лифу платья.
Все камни такого букета закреплялись в серебряные оправы, а золото служило лишь для соединения отдельных цветков в букет.
Часто для курьеза и живости впечатления И. Позье вставлял в букет маленькие фигурки какого-нибудь насекомого - стрекозы, бабочки или жука. Когда в XIX веке ювелирные букеты демонстрировались в Галерее драгоценностей Эрмитажа, для них были сделаны специальные вазочки.
В Эрмитаже хранится и золотая табакерка работы швейцарца
^К.П. Адора, в крышку и дно которой вмонтированы оттиски меда•чи, выпущенной И.Г. Вехтером по случаю коронации Екатерины II.
Императрица представлена здесь в шлеме и доспехах - в виде бо^ни Минервы. Таких медалей было выпущено тринадцать, и все они предназначались участникам дворцового переворота, способствовавшего восшествию Екатерины на престол.
Другим известным мастером-ювелиром был Иоганн Готлиб
Шарф, который тоже выполнял табакерки с изображением Екатерины II. А в крышку одной из них он вмонтировал медальон расписной эмали с изображением левретки Лизетты - любимой собачки русской императрицы.
В 1780 году И.Г. Шарф изготовил овальную табакерку, золотая
основа которой была покрыта тонким гильошированным орнаментом и синей эмалью. В центр крышки вмонтирован медальон с
накладкой в виде улья с пчелами и розового куста, а над ними
золотыми буквами была сделана надпись: "Полезное". Этот девиз
Екатерины II украшал и многие другие ювелирные произведения
последней четверти XVIII века.
В крышку другой табакерки работы швейцарских мастеров вмонтирована миниатюра с портретом графини Орловой-Зиновьевой.
Екатерина Александровна Орлова - дочь петербургского губернатора А. Зиновьева - в 1777 году вышла замуж за Григория Орлова,
в этом же году стала статс-дамой и сразу получила Екатерининскую
ленту. Миниатюра является вольной копией с одного из прижизненных портретов Е.А. Орловой и выполнена ювелиром Колтеллини в 1781 году - в год смерти графини в Лозанне, где она лечилась
от чахотки. Вокруг медальона помещены волосы Е.А. Орловой (знак
памяти) и жемчужник "под опалы" (ее камень).
В художественных кругах России было известно и имя французского ювелира Р.Ж. Лалика. В ноябре 1902 года агенты Училища технического рисования барона Л. К. Штиглица приобрели у
самого мастера пять его работ, уплатив 4500 франков. В их числе
были подвеска "Клубок змей", пряжка "Жуки" и гребень, которые
с 1923 года хранятся в Эрмитаже.
Свидетельство о публикации №121042303724