Мессир часть 607

Мессир часть 607


Петр I собирал оружие
на протяжении всей своей
жизни, ему принадлежала
одна из самых значительных
оружейных коллекций мира:

она насчитывает 526 образцов охотничьего и строевого холодного и огнестрельного оружия, созданных
как западноевропейскими
и восточными мастерами,
так и русскими оружейниками конца XVII - начала XVIII веков.

Образцы оружия, принадлежавшие русским
вельможам, нередко после их смерти отходили в государственную казну, а потом передавались в Оружейную I палату. Петровское собрание, и это особенно важно, хранилось отдельно от государственной казны -при его жизни всегда, апосле кончины царя -тоже довольно определенное время.

При жизни русского
царя его оружие сначала
хранилось в селе Преображенском под Москвой, а в
1736 году коллекцию перевезли в Санкт-Петербург и
разместили в бывшем доме
царевича Алексея. Однако
уже в 1737 году коллекция
 
находилась в Итальянском домике Екатерины І, в дальнейшем она
хранилась в Ораниенбауме, а в 1810 году была перевезена в Оружейную палату Кремля.

Петр I следил за всеми новшествами в оружейном деле, особенно
интересовался возможностями увеличить огнестрельность оружия. Задача эта решалась тремя путями: увеличением количества стволов,
заряжением с казенной части (что позволяло ускорять перезарядку
оружия) и созданием магазинных систем. Образцы оружейной коллекции Петра Великого во многом и отражают эти поиски.

Ядро петровского собрания составили не пышно украшенное
парадное оружие, а типичные национальные образцы основных его
видов и конструкций. Следует отметить, что царь-реформатор интересовался этим предметом не как любитель-коллекционер, а как
государственный деятель, занятый организацией регулярной русской армии. Сам он любил повторять, что "военное дело - есть
первое из мирских дел!". Но хотя Петр I и подбирал экспонаты
своей коллекции с государственными целями, она тем не менее
оставалась личным, уникальным собранием.

Интерес к оружию у Петра I проявился очень рано. В 1675 году
для братьев-царевичей (девятилетнего Ивана и трехлетнего Петра)
были устроены потехи - царские забавы с использованием оружия. Согласно сохранившимся архивным записям, живописцу Ивану
Безминову выдали 200 листов золота и сто листов серебра для украшения "булав, буздыханов, ножиков, шестоперов, чеканов, топоров, посольских и простых, молотков, пары пистолей и карабинов...". Потом появились другие записи, а в 1682 году помазанный
на царство десятилетний Петр впервые потребовал из Оружейной
палаты уже не игрушки или единичные образцы, а "50 пищалей
винтованных, 100 завесных (крепостных), 50 карабинов, и к тем
пищалям купить трещотки, затравки до 20 натрусок (пороховниц)
карельчатых и к ним шнуры, да пуль разных статей два пуда".

В каком именно году Петр I заложил основу собственного оружейного собрания - точно неизвестно. Большую часть его (320 предметов) составляет ручное огнестрельное оружие западноевропейского и восточного производства. В том числе образцы с различными
механизмами воспламенения: фитильные, колесцовые и кремневые
РУЖЬЯ и пистолеты.

Фитильное и колесцовое оружие представлено в коллекции
Петра І небольшим количеством образцов, и хотя фитильные муш^ты и карабины, колесцовые пистолеты и аркебузы еще состояли
 
на вооружении многих европейских держав, разработка новых конструкций подобных механизмов во второй половине XVII века была
уже почти завершена. Поэтому основное место в петровской коллекции занимает оружие с кремневым замком, потому что замок,
использующий удар кремня по огниву, обладал лучшими боевыми
качествами - был прост, удобен и надежен.

Больше всего в коллекции русского царя образцов шведского
оружия - в основном военного. Оно было очень просто оформлено, так как шведские мастера-оружейники уделяли внимание его
прочности и надежности. Во время Северной войны оружейное
производство Швеции было практически полностью сосредоточено на выпуске армейского строевого оружия. Естественно, что Петр
I интересовался оружием противника, так как мастерство шведских оружейников находилось на очень высоком уровне. В строевом
оружии они применяли нарезные стволы, оригинальные прицельные приспособления в виде трубок-диоптров, различные усовершенствования кремневых замков и т.д.

Среди образцов шведского оружия есть работы Даниэля Ролофа - стокгольмского мастера последней четверти XVII века. Он
делал гладкоствольные ружья с замком с округлыми формами деталей и предохранителем в виде крюка у основания курка, а еще он
применял широкий фузейный приклад (без ящика для принадлежностей) и толстостенный граненый ствол.

Особенно интересны строевые винтовки, которые скорее всего
поступили в собрание Петра I как трофеи после взятия Нарвы в
1704 году. Подобные образцы сохранились и в некоторых других
оружейных коллекциях, однако среди петровских есть два с надписью "NARVA", указывающей на место их изготовления. Причем
одна из винтовок сделана известным мастером Г. Классом. Для
изготовления таких винтовок нарвские оружейники использовали
доставленные из Швеции и других европейских стран нарезные
стволы, калибром не более 11 миллиметров.

Широко представлено в петровской коллекции и голландское
оружие, созданное в таких крупных городах, как Амстердам, Утрехт, Маастрихт, а также оружие французское. Во второй половине
XVII века Франция стала не только лидером оружейного дела в
Европе, но и своего рода законодательницей художественных направлений в оформлении оружия.

Самым известным из французских мастеров-оружейников был
парижанин Шасто. Изготовленные им пистолеты и фузеи отличаются великолепным качеством и художественным вкусом; мастер
владел разнообразными техниками обработки металла и дерева.
Например, очень необычна пара пистолетов, изготовленная Шасто. Стволы пистолетов с кремневыми замками круглые, в казенной
части они украшены обронными орнаментами и изображением
воина в античных одеждах в орнаментальном обрамлении. На прицельной грани сделана надпись: "CHASTEAU A PARIS". Рукояти
пистолетов инкрустированы серебряной проволокой и фигурными
серебряными пластинами; приборы - железные, с гравировкой и
золочением. Набалдашники рукоятей выполнены в виде золоченых литых оскаленных собачьих голов.

Пышная резьба на цевье пистолетов словно вторит обронному
орнаменту высокого рельефа на казенной части ствола, а на гербовых щитках были изображены мужские и женские профили. Мастер Шасто в гравировке на небольших металлических деталях достиг подлинного совершенства.

Кроме огнестрельного, в оружейное собрание Петра I входили
и образцы холодного оружия. В те времена были широко распространены разнообразные виды шпаг, палашей, сабель, кортиков и
т.д. Одним из крупнейших в Европе центров по производству холодного оружия был немецкий город Золинген. На клинке одной
из шпаг парадного образца есть надпись "SOLINGEN 1703" и изображение двуглавого орла с вензелем Петра I.

Сам клинок имеет довольно необычную форму: он трехгранный, однолезвийный, с широким обухом, на конце - обоюдоострый. Поверхность клинка сплошь покрыта воронением и резными
золочеными изображениями. На одной его стороне - восемь аллегорических женских фигур, олицетворяющих основные христианские добродетели; на другой - правители - германские курфюрсты и императоры (с поясняющими надписями). Исследователи предполагают, что эту великолепную шпагу изготовили специально в подарок русскому царю.

"Весьма драгоценная золотая кружка... снаружи покрыта золотой финифтью и везде равномерно, как и крышка; обложена прекраснейшими каменьями или выпуклыми на разных драгоценных
камнях головками, одинаковыми фигурами древними и новейшими. Из сей драгоценной кружки, говорят, король Дацкий однажды
за столом пил за здравие Петра Великого в Копенгагене и потом
оную бывшей с ним Императрице Екатерине поднес "в подарок
для памяти". Так писал академик Якоб Штелин в своих "Сказаниях
о Петре Великом".

В июле 1716 года в Копенгагене, во время второго заграничного
путешествия Петра I, датский король Христиан VI действительно
преподнес царственной чете из России роскошный дар - золотой
кубок, усеянный множеством резных камней. После смерти Петра I
этот кубок поступил в Кунсткамеру, где его и увидел академик
Я. Штелин.

Драгоценный кубок был описан и в двухтомном издании (на
латинском языке) "Императорского Петербургского музея": "Застольная золотая чаша с крышкой, покрытая голубой эмалью, стоящая на трех ножках, изображающих дельфинов, украшена древними и новыми геммами различной формы и величины из агата, оникса, сардоникса и т.п. Дар короля Датского. 1716 г.".


Рецензии