Мессир часть 608

Мессир часть 608

В Патриаршей ризнице можно увидеть священную и домашнюю одежду и утварь не только патриархов московских, но и древних митрополитов всероссийских. Большинство священных предметов ризницы - это вклады русских государей, но есть среди них
и такие, которые в разное время были доставлены из Константинополя.

Например, в Патриаршей ризнице хранятся омофоры - облачение, представляющее собой длинный широкий плат, который
использовался священнослужителями во время богослужений. Омофора восходит к временам апостольским, когда, по преданию, такие омофоры носили апостолы Петр и Марк. В древности омофоры делались из овечьей шерсти и служили символом той заблудшейовцы, которую Христос обрел и взял на рамена свои. Впоследствии
омофоры стали изготовлять из различных тканей - с крестами и другими священными изображениями.

Древнейшим в Патриаршей ризнице является омофор из белой камки* - на красной тафтяной подкладке и с малиновыми шелковыми кистями. На омофоре на четырех крестах помещены четыре изображения с греческими надписями: Рождество Христово, Крещение, Распятие и Воскресение. Омофор состоит из двух кусков
ткани, и на одном из них, в круге, помещено Воскресение Христово.

Изображение Рождества Христова представляет Богоматерь,

возлежащую на одре и обратившую голову свою в правую сторону,
где перед ней в яслях лежит спеленатый младенец, а над яслями
стоит звезда. У изголовья Богоматери стоят волхвы и осел, а ниже
(в левой стороне изображения) сидит в задумчивой позе Иосиф.
Перед ним - традиционная фигура старца в козлиной шкуре и с
клюкой в руке; справа - сцена омовения младенца, совершаемая старой женщиной и служанкой.

Изображены едущие на конях волхвы в красных шапках, а на небе - три ангела, один из которых несколько удален от других, на него и обратил свой взор пастух в круглой шапке и с посохом в руке.

* Камка - шелковая ткань с различными фигурами и узорами.

Время изготовления этого омофора относили и IV, и к VII векам, приурочивая его то к Первому, то к Шестому Вселенским
соборам. Этот драгоценнейший омофор, который приписывали
святителю Николаю Чудотворцу, привез в XVII веке в Москву митрополит никейский Григорий - в дар царю Алексею Михайловичу. В грамоте патриарха иерусалимского Паисия, писанной к русскому царю, об омофоре сообщалось: "Он* показывал нам найденный в ризнице своей митрополии (Никеи) один ветхий священный
омофор. Как значится в ризничной описи митрополии, он принадлежал святейшему патриарху александрийскому Александру, присутствовавшему на соборе 318-ти свв. Отцев, где он сам возлагал
его на себя и свв. Отцы". Позднее исследователь А.И. Успенский,
на основе палеографических признаков и характере иконографического изображения, определил, что омофор мог быть лишь на
Седьмом Вселенском соборе, состоявшемся в 788 году.

Из других священных одежд Патриаршей ризницы можно выделить облачение святого Фотия - митрополита московского. Ему
принадлежат два саккоса, епитрахиль, поручи и парамонд искусной греческой работы. Эти облачения и по богатству украшений, и
по искусству исполнения принадлежат к числу самых замечательных памятников священной древности.

Большой саккос митрополита Фотия шит золотом и серебром
волоченым по лазоревому атласу, а подол его весь унизан жемчугом. Изнутри саккос подложен вишневой тафтой, у него есть десять колоколец, а мелкого жемчуга и сосчитать трудно.

Большой саккос митрополита Фотия украшен изображениями
праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотом
и унизаны жемчугом. Все изображения и надписи размещены на
саккосе по плану и в определенном порядке, что придает ему вид
самый благолепный. На одной стороне саккоса вышиты Благовещение Богоматери, Распятие Господне, Вход Господень в Иерусалим, Положение во гроб, Тайная вечеря, Сошествие во ад; пророки
Соломон, Давид, Исайя, Иеремия и другие, а также святые и мученики.

Распятие Господне изображено на передней стороне саккоса, в
кресте - с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом
(погрудное изображение), святым сотником Лонгином и воином.
Сверху к кресту Иисуса Христа приникли два ангела, а в пещере у подножия креста изображена голова Адама; между концами креста
изображены пророки, а вверху креста - Спаситель-отрок с открытыми глазами, за ним справа - ангел с орудиями страданий. Внизу креста изображен Гроб Господень с лежащим спеленатым телом Иисуса Христа.

На оплечьях саккоса вышиты Спаситель, Богоматерь, Иоанн
Богослов и ангелы. Святые изображены с подвижническими лицами, в которых выражается их святость и богоугодная жизнь.

К числу сокровищ Патриаршей ризницы относится панагия
митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на котором было
вырезано Знамение Божией Матери. Внутри этой панагии находятся частицы святых мощей, а также частица Животворящего
Древа и частица камня от Гроба Господня.

Митрополиту Дионисию принадлежала и другая панагия, тоже
сделанная из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна
Лествичника. Между находящимися в панагии частями святых
мощей лежит часть багряницы Спасителя и часть камня от горы
Голгофы. Обе эти панагии были сделаны по повелению Ивана,
Грозного в память об убиенном им сыне.

Золотая панагия митрополита Петра - небольшая. В середину
ее вставлен халцедон, на котором вырезан образ пророка Даниила. |
Около халцедона расположены четыре граната в золотых гнездах, а
между ними восемь кафимских зерен. Сзади вырезан образ Богоматери Одигитрии с Предвечным младенцем. Возглавие панагии
сделано золотом с чернью, и в нем укреплен винис в золотом гнезде, на возглавии и на закрепах - пять жемчужин.

Во время разграбления* из ризницы исчезла серебряная дарохранительница "Малый Сион" (1486 год), украшенная драгоцен-)
ными камнями. Исчезла и задняя доска гигантского оклада печат-|
ного Евангелия. Этот оклад был в 1693 году подарен Успенскому)
собору Кремля царицей Настасьей Кирилловной - матерью Пет-|
ра I. Все поле оклада покрывали эмалевые украшения, алмазы и|
драгоценные камни, а фигуры евангелистов на лицевой стороне!
доски были вырезаны на крупных изумрудах.

Трудно рассказать о всех священных реликвиях Патриаршей
ризницы, ведь она является богатейшей коллекцией предметов церковного убранства, а также предметов прикладного и декоративно-прикладного искусства разных веков. В ней находилось церемониальное и келейное (обиходное) имущество русских патриархов и митрополитов (саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии, кресты и другое облачение), а также ценнейшие и древнейшие вещи из ризниц кремлевских соборов. Были тут вещи, изготовленные по специальному заказу русских патриархов, а также подаренные им.
Количество драгоценного металла и камней, пошедших на изготовление этих изделий, не поддавалось никакому исчислению, но намного значительней была художественная стоимость этих предметов.
 
* Об этом "преступлении века" можно подробнее прочитать в журнале
"Наука и религия" (1984, № 4-5).


Рецензии