Мессир часть 617

 

Мессир часть 617



После смерти Будды его святые мощи приняли на хранение
самые преданные последователи великого Учителя. Многие века в
Индии у правителей династии Калинга находился Зуб Будды. Но
постепенно в Индии стало теряться уважение к этой святыне, а
брахманы даже стали испытывать Зуб Будды на прочность: они
клали его на наковальню и били по реликвии кузнечным молотом,
но повредить его не могли.

Боясь, что его трон захватят противники буддизма, правитель
Гухазива завещал своей дочери - в случае, если он погибнет в
бою, - перевезти драгоценную реликвию в безопасное место.

Так и произошло: враги убили правителя. Тогда его дочь Хемамала, спрятав Зуб Будды в пышной прическе, вместе с мужем тайно села на корабль. Под видом пилигримов они покинули Индию
и направились к берегам Шри Ланки. Благополучно достигнув "благословенной земли", паломники добрались до столицы острова -
города Анурадхапура - и передали священный Зуб прямо в руки
короля, который оставил его на хранение в своем дворце. По другой версии Зуб Будды принесли на остров монахи.

В 1592 году Зуб Будды попал в новую столицу Шри Ланки -
город Канди, где его сначала поместили в двухъярусную гробницу,
вокруг которой много времени спустя построили новый храм. И по
сей день возвышаются каменные колонны храма Зуба Будды, выдержавшие все бури, которые пронеслись над ними за прошедшие
века.

Храм и его постройки наполнены многими воплощениями Будды. Так, например, в нижнем ярусе находится сидящий Будда,
высеченный из глыбы горного хрусталя. А в одном из ларцов на
этом же ярусе хранится крошечная фигурка Будды, вырезанная из
цельного изумруда.

Есть в храме и отдельный зал, где выставлены статуи, подаренные монастырями и верующими из Индии, Таиланда, Китая, Японии: золотые, белые, желтые, зеленые Будды. Здесь же под отполированными слоновьими бивнями - гипсовый отпечаток следа ноги
Будды с пика Адама.

В "Зале прекрасного вида" на серебряной столешнице возвышается Великая карандува - золотая ступа, которая состоит из
семи одинаковых по форме ковчегов. Внешний ковчег - позолоченный. В него вкладываются один в другой (как в матрешке) еще
шесть ковчегов, инкрустированных золотом и драгоценными камнями. В самом маленьком из них и покоится священный Зуб.

Где-то в отдалении звучат барабан и что-то вроде флейты, потом начинаются воскурения и песнопения. Слышны только шарканье босых ног верующих и какое-то негромкое бормотание. Каждый поверяет святыне свои беды и горести, просит помочь советом, наладить неудавшуюся жизнь. И из храма люди выходят с
просветленными лицами - успокоенные и умиротворенные.

Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к
золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии
выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях,
когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный
Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.

В былые времена сингальские правители вели между собой войны
за обладание Зубом Будды. Считалось, что тот, кто владеет драгоценным Зубом, будет управлять всем островом. Но дело заключается еще и в том, что сингалы всегда очень берегли свои традиции, соблюдали веками устоявшиеся ритуалы. И они твердо верят, что процессии Зуба Будды могут вызвать дождь^ї помочь в других весьма необходимых делах.

Храм Зуба Будды пользуется у населения особым почетом и
становится центром праздника Эсала, когда один раз в году в Шри
Ланке в честь священной реликвии в дни полнолуния устраиваются торжества. Эсала - это название месяца, который приходится на август - время муссонных дождей и ожидания богатого
урожая.

Обычай выносить Зуб и устраивать пышное шествие по улицам
города восходит к глубокой древности. Впервые праздник Эсала
начал проводиться с IV века нашей эры, когда правитель Мегаванна повелел раз в году доставать священную реликвию и устраивать
перахеру - праздничное шествие. Но только с XVIII века короли
Цейлона подробно регламентировали программу перахеры, которая длится целую неделю.

В самом начале перахеры устраиваются небольшие процессии
внутри буддийских храмов, где служители (^флагами, барабанами
и священным оружием шествуют по территории храма. Главное
шествие начинается вечером и длится несколько часов. Гром барабанов и труб, свет пылающих факелов - все это создает особое
религиозное настроение, но самое большое впечатление производит последняя ночь праздника, которая продолжается до самого
утра.

В это время улицы Канди полны людей, многие приезжают
заранее, чтобы занять удобные места, в городе в буквальном смысле нет ни одного свободного места. Около 6-7 часов вечера храмовые процессии выходят на улицу и сливаются в единый поток,
который направляется к храму Зуба Будды. Отсюда перахера движется по городу, а утром направляется к реке, чтобы совершить там
последний священный обряд - рассекание воды.

Следует отметить, что одними из главных участников праздника являются слоны, которых наряжают в яркие, красочные одежды
и зачастую украшают драгоценностями. Когда из храма выносят
урну с Зубом Будды, ее укрепляют именно на спине главного (или
царского) слона, который и открывает все шествие. На спине королевского слона лежит великолепная попона, на хобот надет чехол,
вспыхивающий в темноте гирляндами разноцветных лампочек; на
шее слона мелодично позванивают колокольчики, а его бивни украшены наконечниками из чеканного серебра.
 
Вся процессия движется в строгом порядке. Сначала идет слон,
на котором сидит человек, держащий в руках священную книгу с
изложенными в ней ритуалами праздника За слоном идут главные
настоятели храмов и их помощники, а на празднично украшенных
слонах покоятся священные древние реликвии. Особо почетное
место, конечно же, занимают служители храма Зуба Будды.

Кругом слонов теснятся участники празднества с барабанами,
флейтами и другими музыкальными инструментами. В эту ночь,
конечно же, никто не спит. Рвутся петарды, оглушительно гремят
барабаны, деревянным флейтам протяжно вторят трубы из океанских раковин, звенят тамбурины - всеобщее веселье разливается
рекой.

Женщинам разрешено участвовать только в той части процессии, где несут паланкины, в том числе и паланкин царицы. В
XVIII веке именно этот ритуал был внесен в программу праздника
по повелению правящего тогда короля в память о его матери.


Рецензии