Мессир часть 620
История Бенина, охватывающая почти целое тысячелетие, в
конце XIX века завершилась трагически Тогда между крупными
колониальными державами Европы разгорелась схватка за раздел
Африки, и английские войска спровоцировали кровавый инцидент.
В 1897 году английский вице-консул объявил о своем намерении нанести официальный визит "оббе" - правителю Бенина. В
ответ "обба" сообщил, что не может принять вице-консула в назначенный день, так как будет участвовать в очень важной местной
церемонии. Однако английские власти продолжали настаивать на
визите. Многие лица, сопровождавшие вице-консула, по дороге
погибли, и хотя "обба" не нес за это никакой ответственности,
англичане послали в Бенин карательную экспедицию. Они подвергли Бенин ожесточенной бомбардировке и разрушили его столицу.
В пламени пожара погиб и дворец правителя, варварски было уничтожено более 2000 художественных произведений, в число которых
входили изделия из бронзы, слоновой кости и деревянные резные
украшения. Исчезло около 1000 прямоугольных литых бронзовых
пластин (с рельефами), на которых были запечатлены многочисленные посетители дворца (в том числе и португальцы), а также
большие бронзовые змеи, отлитые по частям, а потом прикрепленные к башням дворца.
Уцелевшие в развалинах дворца бронзовые головы и некоторые
рельефные плиты стали добычей английских солдат, которые привезли их в Англию. Там эти художественные изделия произвели
подлинную сенсацию, некоторые из них впоследствии попали в
руки антикваров и обогатили коллекции многих европейских музеев. За немногим исключением бесследно исчезли чудесные изделия из кости - гордость бенинских мастеров, и теперь судить о
них можно только по случайно уцелевшим образцам.
К их числу относится вырезанная из куска слоновьего бивня
голова (высота ее 24,4 сантиметра), служившая пекторалью (нагрудным украшением) знатного аристократа Бенинский скульптор
очень искусно выточил из твердого, но хрупкого материала выразительное лицо с широко открытыми глазами, подчеркнув в нем
типично негритянские черты. Два вертикальных рубца на лбу, куда
вставлялись железные полоски, являются отличительными знаками традиционной татуировки. Инкрустированные железом зрачки глаз придают взгляду особую напряженность; ожерелье на шее, сплетенное из драгоценных кораллов, орнаментальные завитки волос и венчающая прическу диадема со стилизованными изображениями бородатых голов европейцев (видимо, поразивших воображение мастера) составляют декоративное обрамление маски.
У народа йоруба еще в древние времена мастера Бенина позаимствовали и приемы художественной обработки металлов. Легенда рассказывает, что в 1280 году опытный литейщик Игве-Ига был
отправлен царем Ифе в Бенин, где научил своему искусству местных мастеров и где впоследствии возникла оригинальная школа
торевтики. Бенинские ремесленники в таком совершенстве овладели сложной техникой отливки изделий из бронзы, что могли
получать отливку, толщина стенок которой не превышала 2-
3 миллиметров. Такой виртуозной работы европейские литейщики
не знали даже еще в XV веке. Недаром в 1914 году директор Берлинского музея говорил об изделиях искусных бенинских мастеров: "Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог
бы отлить эти скульптуры лучше".
Изготовление бронзовых изделий считалось в Бенине привилегией царя, поэтому искусство литья держалось в строжайшем секрете, а осама - бронзовых дел мастера - жили и работали в особом квартале по соседству с царским дворцом и под неусыпным
надзором одного из царских приближенных. В этих мастерских
изготавливались бронзовые головы умерших царей, горельефные
панели для облицовки дворцовых галерей, разнообразные статуэтки вельмож, воинов, музыкантов...
Памятники средневековой скульптуры Бенина тесно связаны с
религиозно-магическим мировоззрением бенинцев. У них, как и
вообще у многих народов Африки, был широко распространен культ
предков. В сознании бенинцев окружающий мир был наполнен
множеством духов некогда живших людей. И хотя они уже умерли,
но незримо остаются членами родовой общины и оказывают огромное влияние на жизнь своих потомков. В каждом бенинском
доме существовал алтарь, на который члены семьи возлагали щедрые дары прародителям и прежде всего покойному отцу.
Особым почитанием пользовались у бенинцев царственные предки - обожествленные владыки Бенина. Их культ имел общегосударственное значение, а алтарь в царском дворце считался главным
местом поклонения предкам всей страны В память о них ежегодно
проводились торжественные церемонии, сопровождавшиеся сотнями человеческих жертвоприношений.
Важную роль в таких церемониях играли священные головы
предков царя. В отличие от обычных ухув-элао* священные головы
отливали из бронзы и увенчивали резными слоновьими бивнями.
Наряду с изображением мужских голов среди бронзовых изделий Бенина встречаются и головы царицы-матери, занимавшей при
царском дворе привилегированное положение. В соответствии с
принятым в Бенине каноном она всегда предстает в облике молодой женщины с ярко выраженными негритянскими признаками.
Одна из таких голов (высота ее 40 сантиметров) сейчас хранится в Британском национальном музее. Ее высокий конусообразный головной убор с подвесками имитирует подлинный наряд царицы. Он сплетен из розовых и голубых кораллов, которые в Бенине ценились выше золота. Из них же составлено и необычайное по
своим размерам^ ожерелье, обнимающее шею бенинской царицы
подобно стоячему воротнику и обладающее магической силой.
Древний скульптор, создавший эту голову, искусно отполировал бронзу, создав эффектную игру световых бликов. Вертикальными линиями он обозначил на лбу линии татуировки и стилизовал рисунок ушей, превратив их в орнаментальные завитки. Бронзовая голова царицы-матери принадлежит к подлинным шедеврам
бенинского искусства.
Ухув-элао - это резные деревянные головы предков, служившие посредниками между потусторонним и земным мирами
Алмаз "Саней", как и многие другие исторические алмазы, вероятно, был привезен из Индии, а в Европе этот камень впервые
увидели у короля Карла Смелого. В его мантии было четыре алмаза, покрытых грубой естественной корой. Голландский дворянин
Луи де Беркен, открывший способ огранки, шлифовки и полировки драгоценных камней, в 1475 году огранил этот алмаз, который
по величине своей считался первым в Европе.
Карл Смелый мечтал завоевать всю Европу и верил в магическую силу драгоценного камня. По арабскому поверью из двух воюющих сторон побеждает та, которая владеет более тяжелым алмазом, и король повелел вставить ограненный алмаз в свой шлем -
наподобие современной кокарды.
В битве с войсками швейцарцев Карл Смелый вступил в поединок с самым храбрым воином противника. На своем боевом скакуне он проскакал вдоль вражеского войска, развернулся на всем скаку и неожиданно для всех встал напротив солнца. Все так и ахнули от этой элементарной тактической ошибки. Однако во время поединка Карл начал мотать своей головой из стороны в сторону, солнечным зайчиком от бриллианта ослепил противника, а потом проткнул его шпагой.
Было так в действительности или это только легенда - неизвестно, но только в битве при Нанси драгоценный алмаз не принес
Карлу Смелому успеха. Войско его было разбито, а сам он, спасаясь бегством, потерял бриллиант из своего шлема и в этот же день был убит.
Валявшийся на обледенелом поле бриллиант подобрал один
швейцарский солдат. Но он не знал цену драгоценным камням и
стал пользоваться бриллиантом как кремнем: высекал им огонь для
своей курительной трубки.
Вскоре красивый камень отобрал у солдата его командир и продал его, как безделицу, протестантскому священнику за один гульден. Тот уже "втридорога!" перепродал бриллиант испанскому негоцианту - за три гульдена. Испанец продал драгоценный камень португальскому королю Альфонсу Африканскому, который не один
раз закладывал алмаз ростовщикам, а потом продал его за сто тысяч франков французскому маркизу Николасу Гарлею де Саней. Он него камень и получил свое название.
Маркиз де Саней дружил с королем Франции Генрихом III -
последним отпрыском династи Валуа, которому не раз помогал в
финансовых затруднениях, закладывая банкирам свой алмаз. Однажды по повелению короля де Саней отправился в Швейцарию для набора солдат во вспомогательное войско. Генрих III нуждался в деньгах и попросил у маркиза временно уступить ему алмаз, чтобы под его залог достать нужную сумму денег.
Маркиз де Саней, находясь в это время в швейцарском городе
Солотурне, послал во Францию алмаз с одним из преданных слуг и
напомнил ему, чтобы тот остерегался разбойников. На это верный
слуга отвечал, что если он и погибнет, то алмаз разбойникам не
достанется. На дороге в Юрских горах слуга заметил шайку разбойников и, желая скрыть от них алмаз, проглотил его. Грабители обыскали его и, в негодовании на свое обманутое ожидание, убили доброго и верного слугу.
Маркиз де Саней тщетно ожидал возвращения слуги и очень
беспокоился, что от него нет никаких известий. Когда тревога его
достигла предела, он употребил все средства, чтобы отыскать слугу.
Наконец маркиз узнал, что слуга убит, а тело его погребено на
крестьянском кладбище.
Николае де Саней, приехав в указанное место, приказал выкопать тело своего слуги, по вскрытии которого и был найден алмаз. Радуясь возвращению драгоценного камня, маркиз вместе с тем искренне горевал о невозвратной потере верного и преданного ему
слуги.
Свидетельство о публикации №121042202490