Свет из детства

«БУДЬТЕ КАК ДЕТИ»
               
Ребёнка поучать берётся каждый,
в ком нет сомнений в правоте своей.
Немногие из них, прозрев однажды,
начнут учиться сами у детей.

Тема детства… Она актуальна во все времена, но, пожалуй, сегодня, в век материального, внешнего прогресса, стала особенно насущной. Разобраться в ней нелегко, но, сделав первый шаг, ещё и ещё раз убеждаешься, что всё истинное – просто. В этой связи вспоминаю 90-е годы, когда заботами замечательного Человека – Татьяны Александровны Лукиной (в то время депутата 1-го демократического созыва) был создан приют «Аист» для детей, будущее которых в эти трудные годы оказалось в опасности. Их находили на помойках добывающими пропитание, приводили бабушки и дедушки, матери-забулдыги. Волею судеб я работала в «Аисте» воспитателем. Татьяна Александровна возглавила своё детище. Коллектив наш был очень небольшим, и мало кто имел специальное педагогическое образование. Когда я выразила беспокойство по этому поводу, Татьяна Александровна сказала: «Это неважно, важно – любить детей».

Боже мой, какое это было время! Все наши творческие способности, всю душевную теплоту мы отдавали детям. Не скажу, что всё было гладко, испытание не из лёгких…Я  однажды расплакалась прямо при детях, и прощение у них пришлось просить при промахе. Главное, мы были с ними настоящими: открытыми и искренними. И радостными.…Татьяна Александровна часто говорила: «Входя в приют, все свои    проблемы оставляйте за порогом, в душе – радость, на лице – улыбка». И мы, несмотря на собственные, порой трагические обстоятельства, получали в общении с детьми такую помощь, которая делала нас счастливыми: вместе учили уроки, устраивали праздники, ставили спектакли, привлекали в приют интересных людей, ходили одни и с ребятами к их родственникам. Теперь, через много лет, продолжаем дважды в год собираться у своего директора старым коллективом и вспоминаем, вспоминаем… А наши воспитанники и воспитанницы, взрослые папы и мамы, вставшие на ноги благодаря поддержке приюта, приходя на эти встречи, называют нас не воспитателями, не учителями, а старшими сёстрами. Это – самая большая наша заслуга. Мы все, и дети, и взрослые – ученики на Земле, и тот урок любви, что я получила в приюте, всегда остаётся со мною.

Очень радостно читать папины стихи, в которых дети и родители меняются местами, в которых нет ни учеников, ни учителей, где жизнь бьёт ключом, так как её освещает любовь друг к другу. Вот примеры:

ХИТРАЯ МАМА

Простясь до завтра
с детским садом,
шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
– Устала я шагать-идти!..

– Зачем шагать? –
сказала мать. –
Попробуй зайцем поскакать.
Вот так!
Ещё давай-ка!
Отлично!..               
Ай да зайка!

Теперь попробуй покажи-ка,
как семенит к норе ежиха…
Теперь – как бегает щенок.
Ух как!
Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадётся кошка?
Неслышно,
                вкрадчиво,
                сторожко…
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?...
Но постой!
Вот мы уже и дома!

ЗАЛЕНИЛСЯ ПАПА ЧТО-ТО

Заленился папа что-то…
– Поиграем!
– Неохота…

С таким ленивым папой
соскучишься совсем…
– Я мишка косолапый!
Сейчас тебя я съем!

– Мишка ты, негодник?!
А вот я – охотник!
Взял тебя я на прицел.
Удирай, покуда цел!

– Спрячь своё ружьишко!
Я уже не мишка.
Я – машина КамАЗ,
как помчусь я сейчас –
прочь с дороги!
– Не уйду!
– Угодишь в больницу!
– Штраф за быструю езду!
Я – милиция.

Не напрасно я старался:
вот как папа разыгрался!

А теперь, усевшись тесно
на диване в уголке,
мы толкуем на чудесном,
небывалом,
неизвестном,       
чрезвычайно интересном
никакойском языке:

– Ырды-эрды?
– Дурды-дэрды!
– Хвырды-швырды?
– Бурбарбак!... –
Всё понятно, между прочим.
Мы в восторге,
мы хохочем!
Хорошо бы, между прочим,
чтобы чаще было так!

Я не думаю, что так уж много родителей, которым безразличны собственные дети. Большинство очень привязано к своим чадам, но любовь многих пробивается сквозь наслоения умственных шаблонов и порою застревает в них, а на поверхность выходят раздражение, неудовлетворённость. Сейчас трудно всем, так как духовные ценности пошатнулись, многие традиции забыты, темп жизни угнетает. И дети теряют детство.
Свою боль по этому поводу я выразила в стихах:

ЭТО – ГОРЕ 
               
Вот обкуривает мать своё дитя,
дать отпор не мысля искушенью.
Следом дочь курить начнёт шутя,
став для зла доступною мишенью.

И её прижмёт соблазнов пресс,
обезличит в лабиринтах моды,
ускоряя гибельный процесс
подавленья истинной природы.

Горе это для неё, для всех,
над младенцем будущим глумленье.
Мы забыли, что такое грех –
это перед жизнью преступленье.

ГРОМ УЖЕ ГРЯНУЛ

Печально сердцу не гореть, а тлеть.
Такое сердце кто захочет слушать?
Нам не на жизнь бороться, а на смерть
за детские доверчивые души.

В них силы зла вонзились комарьём,
чтоб поколение растлить, разрушить.
Стучась в сердца, гремит набатом гром:
детей и внуков пожалейте души!

И всё-таки жизнь продолжается! И есть в ней много хорошего, и много замечательных,честных, неравнодушных людей вокруг. Поэтому хочется закончить этот разговор с невидимым читателем аккордом веры и надежды.
Этот аккорд есть в стихотворении отца, которое он написал в 85 лет. Настрой его души, что не умерла вместе с телом, для меня – залог возрождения всего лучшего, веры в народ, в будущее страны, которую любили мои родители, и в которой посчастливилось родиться мне.

РЫЖИК

Памяти Нины – жены и друга

Тает ночь. Рассвет всё ближе.
День встречая первый свой,
поднял шляпку мальчик Рыжик
над опавшею листвой.

И глядит, росой умытый,
сквозь редеющую тьму,
подружившийся с улиткой,
прилепившейся к нему.

Лес таил в глуши угрюмой
беззаботное дитя.
О минувшем он не думал,
о грядущем шелестя.

Рыжик слушал голос пущи.
Глупышу и невдомёк –
не бывать ему в грядущем:
три денька – всей жизни срок…

На заре забрёл случайно
в эту глушь поэт седой.
Подсмотрел лесную тайну
и унёс её с собой.

С кузовком чуть видной тропкой
он ушёл, седой поэт…
Сказки милой, тайны робкой
неужели сгинет след?!

Нет, не сгинет! Стих поэта
нам сберёг волшебный миг:
тьму тесня, пронзая светом,
день ликующий возник!

В строчке, счастьем окрылённой,
умереть не обречён
мальчик-рыжик, озарённый
первым утренним лучом.

Только особый, невидимый простым глазом, Свет может помочь нам всем остаться Людьми, преодолеть трудности и даже научиться возрастать с их помощью, научиться ценить душу человека, любить в нём искру Божию и нести Свет своей души дальше и дальше…

               


Рецензии