Мессир часть 639
Впоследствии ученые установили, что А. Рус открыл гробницу
правителя Пакаля, который пришел к власти в 12-летнем возрасте,
а умер в возрасте 80 лет. "Мы были поражены его ростом, более
высоким, чем у среднего индейца-майя сегодняшних дней, и тем,
что его зубы не были подпилены или инкрустированы пиритом и
нефритом, как это свойственно всем знатным майя... - писал
А. Рус. - В конце концов мы пришли к выводу, что этот человек
мог быть немайякского происхождения, хотя и ясно, что он закончил жизнь в ранге одного из правителей Паленке".
Открытие А. Руса уже и так поставило перед учеными множество вопросов, а последняя фраза американского ученого породила
поистине огромное количество самых различных версий и гипотез.
Вновь стала обсуждаться давняя проблема, а не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, которые
тоже служили гробницами. Некоторые ученые предположили, будто какой-то европеец пересек Атлантический океан задолго до
Колумба, принес на землю майя свет высшей культуры и управлял
в Паленке в качестве обожествленного монарха.
Долгое время европейцы называли Тибет "страной снегов и
тайн", для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета
мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей,
которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти
труднодоступные районы Центральной Азии. Опасности были не
мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета
под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам -- "несшим на священную землю скверну". Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь
пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь,
вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.
В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае. Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с
запретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были
осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было
конфисковано.
Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных
бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке
правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан
Гампо стал достойным продолжателем дела отца.
Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его
заинтересованном участии. Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где
начал возводить новую столицу - город Лхаса.
Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озером,
в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гампо, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм. Вместе с ней он пошел к озеру и бросил в
него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Кольцо
попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный
чортен *. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро
камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса В память о
священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка,
рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита
эта служит преградой, замыкающей ключи озера, во второй месяц
каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами,
при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды,
которые проглотят город.
Джуконг ("Дом господина") - самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни, привезенные в
* В Южной Азии чортен известен под названием "ступа".
Лхасу двумя его женами - из Китая и Непала. Как бесценную
реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при
участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.
Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже
многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев. Бесконечные преклонения они совершали
и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов.
Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на
кисти деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и
с маленькой подковкой.
Во время больших праздников огромная масса паломников змеей
обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом
в IX веке в память о победе над войском китайского императора.
На площади перед храмом стоят большие медные котлы для
чая - 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам
сотни тонн чая в качестве субсидии.
Джуконг - это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в
которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи.
Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.
Главная святыня Джуконга - это статуя Будды Сакьямуни,
изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным
царевичем у себя в доме в Капилаватсу.
Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека.
Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а
перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые
светильники с топленым маслом.
Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма,
которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти "драгоценных
веществ" (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти "драгоценностей неба" (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индронила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда
Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.
Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.
Здесь же установлен и трон Цзонхавы - возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию, которая принадлежала Маудгалье - главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в него.
Свидетельство о публикации №121042103813