Мессир часть 644
Вслед за Л. Фробениусом многие ученые среди возможных предков Ифе называли Грецию и Рим, Египет и Индию, государство
этрусков и Персию, Нубию и страну Мероэ, даже португальцев,
впервые появившихся на гвинейском побережье в XV веке, но только
не самих африканцев... Кое-кто всерьез даже уверял, будто в Ифе
когда-то забрел итальянский скульптор эпохи Возрождения, от которого и пошло это искусство.
Сегодня уже общепризнано, что народы Африки внесли свой
неповторимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Ученые
установили, что африканское искусство имеет тысячелетнюю историю, а тогда, в начале XX века, недостатка в теориях, объясняющих
происхождение искусства Ифе, не было.
Шли годы, раскопки продолжались, и вот в 1939 году было
сделано новое открытие. И сделано оно было, как это нередко
бывает, случайно. При постройке нового дома на месте давно разрушенного дворца в священной роще в Вунмонидже было найдено еще тринадцать бронзовых голов в натуральную величину, а
также терракотовых голов и статуэток подобных тем, что нашел
Л. Фробениус. В результате начавшихся раскопок были отрыты
еще четыре головы и поясное изображение они в церемониальном наряде.
Эти находки тоже дали богатый материал для определения истоков культуры Ифе. Но где и когда возникло само государство,
СКУЛЬПТУРА ИФЕ 203
которому культура Ифе обязана своим происхождением? Среди
множества легенд, рассказывающих о происхождении Ифе, ученых
привлекли две, в которых (по их мнению) отражен первоначальный период существования государства.
В одной из них рассказывается, что всемогущий бог Олорун
послал на Землю своего сына Одудуву. Одудува спустился вниз по
цепи, захватив с собой петушка, горсть земли и пальмовый орех.
Мир тогда был весь покрыт водой, и Одудува высыпал землю в
воду и пустил петушка, который своими когтями разрыхлил ее.
Потом Одудува посадил пальмовый орех, из которого впоследствии
выросло дерево из шестнадцати ветвей.
Ученые предположили, что число ветвей означает число коронованных правителей государства Йорубаленд. Они также выдвинули гипотезу, что Ифе был уже большим поселением, когда с
Востока пришел принц Одудува и захватил его. Семь сыновей Одудувы впоследствии стали править государством народа йоруба, а
также и Бенином.
Широкое распространение получила и другая гипотеза, согласно которой в результате происходившей в VIII веке миграции населения на африканском континенте большая группа людей переселилась из Северо-Восточной в Западную Африку и создала там
правящую династию Ифе во главе с Одудувой.
Правитель Ифе был и религиозным главой государства, границы которого в древности простирались от берегов Нигера (на севере) до Гвинейского залива (на юге). В Ифе было столько богов, что
едва ли не каждый день в году там проходили празднества. Казалось бы, что на первом месте в искусстве Ифе должны были стоять
религиозные сюжеты и все произведения должны определяться
строго религиозными догмами. Действительно, город Ифе был буквально переполнен скульптурными изображениями и памятниками в честь различных божеств. Поэтому авторы многих исследований считают, что замечательные бронзовые головы древнего Ифе
использовались как культовые предметы.
Однако в дальнейшем оказалось, что на самом деле ученым ни
разу не попалось ни одного изображения религиозного персонажа. Все найденные до сих пор скульптуры представляют портреты
обожествленных правителей, членов их семей, знаменитых воинов и выдающихся приближенных, поэтому при работе над скульптурами древние мастера большое внимание придавали реальному
сходству*.
Бронзовые головы создавались методом "потерянного воска",
который в общих чертах заключается в следующем. Ваятель изготовлял из воска модель, которую потом покрывал слоями сырой
земли. После сушки, когда воск постепенно вытапливался, освобождающееся пространство заполнялось жидким металлом. Когда
металл застывал, земляную оболочку аккуратно разбивали, и оставалась бронзовая скульптура.
При таком способе изготовления по каждой модели создается
лишь одна скульптура, и при малейшей неудаче и неосторожности
всю работу приходилось начинать заново. Неудивительно, что техника "потерянного воска" требовала большого мастерства и не меньшего терпения.
Важные открытия были сделаны и во время археологических
раскопок в ноябре 1957 года. При строительстве кооперативного
склада на одной из окраин Ифе при нивелировке почвы были вырыты шесть бронзовых и несколько терракотовых скульптур, которые принципиально отличались от всего ранее найденного. Здесь
были фигура они в полном ритуальном облачении, групповая скульптура они и царицы; два бронзовых наконечника для ритуальных
жезлов, представляющих полую яйцевидную форму и увенчанных
изображением двух мужских голов, связанных перекрученной веревкой
Пластика Ифе поражает прежде всего удивительным реализмом. В прямом смысле красота и выразительность голов Ифе -
это красота и выразительность живого человеческого лица При
этом они как бы преломляются сквозь призму общих закономерностей большого классического искусства.
* Известный исследователь африканских культур Н Б Кочакова считает,
что скульптурные изображения человеческих голов по стилю очень похоже на древнегреческую скульптуру, так как они выполнены даже не в
реалистической, а сугубо натуралистической манере
Древнее предание рассказывает, что Храмовая гора в Иерусалиме - это первая земная твердь, созданная Богом. В Библии она
называется Мориа, а мусульмане называют ее Харам аль-Шариф -
"запретная площадь". Она занимает шестую часть старого города, и
на этой площади расположена одна из величайших святынь ислама - мечеть "Куббат ас-Сахра" ("Купол скалы").
"Купол скалы" был сооружен в 685-691 годы по приказу халифа Абдуль эль-Малика из династии Омейядов. Этот халиф объявил ее местом паломничества для мусульман, так как именно здесь состоялась "ночная скачка" Мухаммеда.
Однажды ночью Мухаммеду, спавшему возле Каабы, явился
архангел Джабраил и предложил ему сесть на крылатого коня алБарака ("Блистающего") - с человеческим лицом, на котором
алмазами сверкали глаза. И начался ночной полет из Мекки к священному Иерусалиму. Здесь пророк Мухаммед привязал ал-Барака к тому же самому кольцу, к которому привязывали священного коня Авраам, Моисей и Иса (Иисус), ибо они тоже совершали на нем свои путешествия.
Свидетельство о публикации №121042103705