Мессир часть 645
В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был
найти себе матвафа - проводника, который обеспечит паломнику
не только ночлег и пищу, но и будет следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв. В процедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.
В основе хаджа лежит таваф - семикратное обхождение вокруг
Каабы. Это шествие символизирует божественный порядок, согласно
которому все существа подчинены единому центру - солнечной
системе, воплощенной в боге. Во время обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко
верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть
перед Аллахом имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.
Другой ритуал - "сай" - обязывает паломников семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой
более 400 метров. Сай - это повторение мучительных метаний
Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды*.
* Подробнее об этом можно прочитать в книге "100 великих чудес света"
(глава "Священная Мекка").
На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь к холму, все паломники
молятся и непрестанно восклицают: "Ляббайк!" ("Повинуюсь тебе!").
В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести
ночь, и только посетившие этот холм паломники получают титул
"хаджа".
Древние легенды повествуют, что основатель буддизма был сыном царя небольшого княжества на севере Индии Отец с детства
окружил его роскошью и устранил все, что могло бы его опечалить.
Жизнь принца Сакьямуни протекала без тревог и волнений, потому что он видел только ее светлые стороны. Вскоре он вырос, возмужал и женился. Его жена Ясодхара, прекраснейшая из прекрасных, родила ему сына Рахулу.
Так безмятежно царевич прожил до 29 лет. Но как-то он отправился в золотой колеснице в лес, чтобы насладиться пением птиц.
И по дороге вдруг увидел дряхлого старика, образ которого боги
специально сотворили для этой встречи. Так Сакьямуни узнал, что
все сразит старость - "память, силу и пригожесть", преклонный
возраст приходит ко всем людям, и никто не может избежать старости.
В следующую поездку в лес царевич повстречал больного человека и снова понял, что недуги и болезни грозят всем людям. А
через некоторое время Сакьямуни повстречал похоронную процессию, и снова потрясенный царевич узнал, что смерть ждет всех без
исключения и никто не может избежать этого жребия.
Встречи с неприглядной действительностью сильно подействовали на него, и впервые царевич стал обращать внимание на тщетную суетность всего, что его окружало в жизни. Он не понимал,
как люди могут спокойно жить, зная о неминуемой смерти.
Во время следующей поездки Сакьямуни увидел пахарей, трудившихся в поте лица своего. И безмерная жалость к смертельно
уставшим людям и буйволам стрелой сразила царевича.
Он решил уйти из дома и стать аскетом, чтобы путем уединенных размышлений обрести истину. Царь-отец долго уговаривал сына
и наследника не делать этого, но Сакьямуни был непреклонен.
Тогда царь приказал закрыть все дороги, ведущие из города. Чтобы
задержать царевича, были приглашены все придворные красавицы.
Но Сакьямуни остался равнодушен к их чарам, и царь вынужден
был отпустить его.
Семь лет Сакьямуни прожил отшельником в лесу, истязая себя
и изнуряя свое тело, но это не принесло ему удовлетворения. И
тогда он понял, что путь к спасению - это самоуглубление через
познание истины, только это ведет к покою и просветлению духа.
Открыв для себя истину, принц Сиддхартаха начал проповедническую деятельность, и со временем число его учеников и последователей стало возрастать.
Сначала буддизм был не столько религиозной, сколько философе ко-этической системой. Сильно упрощая, скажем, что в основе ее лежит теория круга причинности (день сегодняшний является
следствием дня вчерашнего и причиной завтрашнего) и концепция
перевоплощения душ (если человек несчастлив, значит, он расплачивается за грехи, совершенные в своем предыдущем существовании). Кроме того, краеугольным камнем буддизма являются еще
"четыре возвышенные истины".
7 Жизнь человеческая полна страданий.
2. Причина страданий заключается в неосуществленных желаниях.
3. Чтобы избежать страданий, надо подавлять свои желания.
4. Достичь этого можно, если идти по пути из восьми шагов -
сделать праведными свои воззрения, намерения, поступки, быт,
речь, стремления, мысли, волю.
Тот, кто пройдет эти восемь шагов, достигнет нирваны - просветления и вырвется из бесконечного круга перевоплощений. Будда
был первым человеком, кто прошел длинный круг перевоплощений и достиг просветления.
Тысячи скульптурных Будд напоминают людям о Свете Учения", способного помочь им навеки освободиться от страданий, познать истину, достичь счастья и безмятежности.
Двадцать два века назад буддизм проник из Индии на Цейлон,
и талантливый цейлонский народ создал много вдохновенных образов Будды, других божеств и простых смертных. Сначала возводились монументальные каменные изваяния Учителя, достигавшие
порой просто гигантских размеров. Образ Будды первоначально
был очень отвлеченным, потому что в нем хотели воплотить представление об идеальном человеке, достигшем нирваны, каким и
был Будда - носитель сверхземного сознания.
В цейлонской скульптуре всецело господствовал канон. Создавая внешнюю застылость сидящего в медитации Будды, выражение
полного бесстрастия на его лице, древний мастер как раз и стремился передать состояние нирваны. Наиболее ранние статуи изображают Будду в сидячем положении, часто в одном ансамбле с деревом бодхи (под которым Учитель достиг просветления). Одной из самых известных фигур, обнаруженных в Анурадхапуре, как раз и является фигура сидящего в позе медитации Будды. По мнению многих ученых, это скульптура - величайшее произведение цейлонского искусства. Выполнена она из крупнозернистого песчаника и обычно датируется IV-V веками. Части тела Будды удивительно пропорциональны, лицо сосредоточенно и выразительно,
глаза полузакрыты. Тонкая ткань одежды покрывает лишь левое
плечо Будды, правое плечо и часть широкой груди открыты, волосы на голове собраны мелкими пучками в несколько круговых рядов. Клеть правой руки лежит своей тыльной стороной на ладони левой руки, которая покоится на подошве правой ноги, положенной на левую горизонтально земле.
Свидетельство о публикации №121042103645