Неистовое время. Песнь первая
(Глава из эпопеи "Русский лик" о Русском государстве в период второй половины 17 века).
Песнь первая.
В 1648-1649 гг. из-за политики боярина Бориса Морозова и его сподвижников, во многих городах Русского царства вспыхнули восстания (Соляной бунт), которые стали причиной созыва Земского Собора в 1649 году. На нём был принят свод законов «Соборное уложение», закрепившее окончательно крестьян за помещиками и утвердившее «самодержавие» в России во всех его правах, а также целый ряд других законов.
1.
Ещё вёл бурно деятельность Собор,
С оглядкой принимая уложенья,
А молодой царь, возмужав с тех пор,
Брал лично на себя бразды правленья.
Смирили пыл народные волненья,
Когда смогли судилище задать
Над теми, кто принёс им притесненья;
Но главному ответчику опять
Расправы удалось кровавой избежать.
2.
Борис Морозов властен и богат,
Расчётлив и душой высокомерен;
Как царский воспитатель, в аккурат
С нахальством злоупотреблял доверьем.
А государь, боясь его потери,
Тогда спасти от бунтарей сумел,
Пообещавши им, по крайней мере:
Что не стоять тому теперь у дел
За казнокрадство, за побор и беспредел.
3.
Но в Новгороде бунт не утихал,
На хлеб пытаясь урезонить цены.
Псков следом поддержал его скандал,
Терпеть не пожелав гнёт тяжеленный.
Правитель, в том узрев следы измены,
Направил спешно армию туда
Для розыска, а также подавленья.
Народ, вооружившись там тогда,
Взяв оборону, крепко запер ворота.
4.
Восставший люд явил от гнева прыть,
Там спекулянтов наказав для виду…
Но в Новгороде удалось смирить
Тот бунт, в конце концов, митрополиту.
Он с речью тогда выступил в защиту
Указов Царских, в спор вступив с толпой,
Терпя её угрозы и обиду;
Она, в итоге пыл утратив свой,
Предстала перед царской властью с мировой.
5.
Зачинщиков на милость ждал лишь кнут
Да перед государем покаянье,
А иерарх, что обуздать смог бунт,
Снискал почёт и царское вниманье.
Царь Алексей, как верный христианин,
Уже был прежде лично с ним знаком;
Теперь попавши под его влиянье -
Помощника себе увидел в нём,
Идти чтоб по Руси искоренять содом.
6.
Сам царь был убеждённый грекофил;
Как венценосец, посчитавши вправе
В свой век, имея требуемых сил
Объединить родное Православье.
Люд русский, павши под самодержавье,
Перечить в том властителю не смел,
В нём видя мир в стране и благонравье;
В ней каждый с ранних лет уразумел:
От Господа ему тот жалован удел!
7.
Правитель оставался таковым,
Ни перед кем не отпуская выи,
Глаголя, что Москва – есть третий Рим,
Наследница погибшей Византии!
К нему являлись на поклон витии
Из разных угнетённых Портой стран,
Прося, как прежде, помощи России,
Идя порой на хитрость и обман,
Войну чтоб раззадорить против мусульман.
8.
В то время, хлебанувши много бед
От ляхов и от турок, Украина
Вела борьба за суверенитет,
С Хмельницким во главе став ратью сильной.
Желали казаки быть воедино
С Россией, под Её пав пелену.
Москва пока по множествам причинам
Являла в этом деле слабину,
Побаиваясь с Польшей развязать войну.
9.
Но славный гетман не сдавал назад,
Держась упорно выбранных позиций,
Ни почесть не ища в том, ни наград,
Подняв на битву все свои станицы.
Он, возвращая Русь в свои границы,
К Российскому царю посольства шля,
Хотел по-братски воссоединиться,
Стучась в врата Московского Кремля:
«Что всё до гор Карпат - есть Русская Земля!»
10.
Сам самодержец гетману ответ
Пока «конечный» выдать не решался,
Он, как монарх, по молодости лет,
Ещё в больших советниках нуждался.
Тогда-то он заинтересовался
Митрополитом Никоном опять,
А вскоре в Кремль вызвать его взялся;
Про замыслы свои ему дав знать,
Как хочет он Россию преобразовать.
Свидетельство о публикации №121042102804