Понятие ритма

                ПОНЯТИЕ  РИТМА

                (Теория  литературы.  Область  стиховедения.)

Принудительное  повторение  однотипных  элементов  и  тел  создает  стихотворный  ритм. Последовательность  предсказуемую,  схематическую. 
Итак,   ритм – это  четкое  линейное  повторение  нескольких  слов,  которые  либо  подобны,  либо  идентичны  между  собою.
Это  такое  повторение,  когда  они  воспроизводятся  в  заданной  последовательности.  Ритм  могут  создать  2  и  более  элемента:  2  слова;  повторение  одного  слова  воспринимается  только  как  повторение,  а  не  ритмическая  последовательность.  Ибо  ритм – это  то,  как  слова  сменяют  друг  друга.  Правильно – и  четко  и  точно. 
      
Эта  последовательность  непременно  обязана  быть  линейной,  цепной,  непрерывной  в  своей  четкой  идентичности.
Это  пульсация – все  такая  же  и  все  та  же.  Это  поступь.

Размеренное  движение,  выраженное  в  неукоснительном  топтании – передвижении – вот  признак  ритма.  То  есть  ритмического  движения  как  такового.
Рассмотрим  это  явление  на  конкретном  примере:

О  ЛИВНЕ

Ливень
Ливень
Ливень
Ливень
Ливмя
Ливмя
Ливмя
Ливмя
Льется
Льется
Льется
Льется
(леек
леек
леек
леек –
ловкость
ловкость
ловкость
ловкость!)
Вволю
Вволю
Вволю
Вволю
Ливня
Ливня
Ливня
Ливня
Липкость
Липкость
Липкость
Липкость –
В  летнем
В  летнем
В  летнем
В  летнем
Поле
Поле
Поле
Поле –
Видно
Видно
Видно
Видно.

Вначале  следует  топтание  одного  слова,  затем  второго,  затем   следующего,  в  заданной  последовательности.  Причем  все  эти  слова  между  собою  в  чем – то  похожи:  в  графическом  отношении  и  фоническом.

А  вот  образец  ритма  из  самых  кратких:  односложных  слов.

ГЕНИИ

Глюк
Глюк
Глюк
и
и
и
Гайдн
Гайдн
Гайдн –
два
два
два
дна
дна
дна:
ведь
ведь
ведь
Глюк
Глюк
Глюк –
люк
люк
люк
в  глубь
в  глубь
в  глубь,
а
а
а
Гайдн
Гайдн
Гайдн –

дну
дну
дну 
дань
дань
дань –

знай
знай
знай ...
   
Ставайте  на  зарядку,  с  притоптыванием  и  прихлопыванием,  и  получайте  удовольствие  от  этого.  Вы  обнаружите,  сколько  энергии  в  этих  движениях.  В  этом  бодрящем,  заряжающем  ритме.  И  вы  поймете,  что  же  чувствуют  ваши  марширующие  слова.
Ритм  механичен.  Ритм – схематичен,  и  в  то  же  время – он  заряжен  силой.
Часы  не  просто  тикают.  Они  отмеряют  время.  Они  несут  информацию.

(А  вот  тем  литераторам,  которым  ритм  может  показаться  чем – то   монотонным  и  нудным,  придется  еще  убедиться – какой  пробивной  энергетикой  он  обладает.  И  как  убедительно  оттеняет  человеческие  переживания  и  динамику  чувства.  Выраженный,  конечно,  к  месту.) 

Итак,  легко  убедиться:  ничего  сложного  в  постижении  ритма  нет.
Остается  рассмотреть  только  его  особенности.

О  ЛЮБВИ

Любовь
Любовь
Любовь
Звенит
Звенит
Звенит,
Когда
Когда
Когда
Она
Она
Она
Зенит
Зенит
Зенит!

Любовь
Любовь
Любовь
Гремит
Гремит
Гремит,
Когда
Когда
Когда
Она
Она
Она
Гранит
Гранит
Гранит!

Любовь
Любовь
Любовь
Журчит
Журчит
Журчит,
Любовь
Любовь
Любовь
Горчит
Горчит
Горчит,
Как
       речь
Как
       речь
Как
       речь
В  ночи
В  ночи
В  ночи

Такой  ритм  именуется  иногда – триольным,  иногда – третичным.  В  его  основе – цифра  3.

Гроза
Гроза
Гроза
Гроза –
Грозит
Грозит
Грозит
Грозит:
Грозы
Грозы
Грозы
Грозы 
Гамбит
Гамбит
Гамбит
Гамбит –

Грозит
Грозит
Грозит
Грозит:
Избить
Избить
Избить
Избить
Сады
Сады
Сады
Сады!

Сюда
Сюда
Сюда
Сюда
Спешит
Спешит
Спешит
Спешит
Излить
Излить
Излить
Излить
Грызни
Грызни
Грызни
Грызни
Гастрит
Гастрит
Гастрит
Гастрит!

Этот  ритм  четвертной,  состоящий  из  применения  4  одинаковых  слов.
Четвертной  ритм  более  драматичный,  триольный – более  подвижный  и  легкий.
Стихотворный  ритм – замечательное  средство  для  демонстрации  динамики,  стремительности,  бега,  течения,  для  напряжения  и   азарта.  Также  для  томления  и  всяких  навязчивых  состояний …

… Иногда  впереди  этих  ритмических  последовательностей  ставится  одинокое  слово.
Начальное.  Оно  взрывается,  как  салют,  и  вот  уже  вибрирует  и  катится  целая  лавина  ритма.

Любовь –

Это
Это
Это
Пламя
Пламя
Пламя
Страсти
Страсти
Страсти
Пряной
Пряной
Пряной:

Это
Это
Это
Знамя
Знамя
Знамя
Власти
Власти
Власти
Рьяной
Рьяной
Рьяной!

Иногда  ритм  приобретает  такое  начертание  и  характер:

СИРЕНЬ

си – ре
си – ре
си – ре
си – ре
сирень
ре – си
ре – си
ре – си
ре – си
ресниц;
си – ре
си – ре
си – ре
си – ре
сирен –

резь – синь
резь – синь
резь – синь
резь – синь
ресниц!

Или  становится  вот  таким,  как  эта  вариация – демонстрация  ритма:

Цветет
Сирень
Цветет
Сирень
Цветет
Сирень
Сердец
Сирень
Сердец
Сирень
Сердец
Сирень
Цветет
Сегмент
Цветет
Сегмент
Цветет
Сегмент
Сердец
Обмен
Сердец
Обмен
Сердец
Обмен!

И  так  дальше.
А  иногда  бывает  и  таким:

       ПЕСНЯ

Поник
            поник,
Тростник
                тростник,
В  тисках
                тоски;
В  тисках
                тоски …

Поник
            поник,
Почти
             что 
             спит …
В  местах
                тоски;
В  местах
                тоски …

Поклон!
                поклон!

Поник
            поник –
В  песках
                тоски;
В  песках
                тоски …

Стихотворение,  написанное  по  правилам  ритма,  называется  ритмичным  или  ритмическим.  Иногда  таким  становится  только  эпизод,  участок  текста.

Остается  отметить  последнее:  отношение  к  ритму  в  прежней,  старой  теории  литературы. Там  ритм  являлся  спекуляцией  со  стороны  стиховедов.  При  этом  ритм  уподоблялся  метру.  Однако  последовательность  ударений,  ударных  и  безударных  слогов  и  стоп – это  свойство  метра,  а  не  ритма.  Ведь  ритмические  узоры  всех  этих  схем  входят  в  противоречие  с  живой  практикой  стихотворства,  обнаруживая  собственную  несостоятельность.  Взгляд  человека – будь  то  специалист  или  любитель,  нацелен  прежде  всего  на  контуры  и  положение  слов,  их  телесных  оболочек.  Именно  подбор  одинаковых  по  длительности  слов  и  создает  в  стихотворении  ритм.  Это  элементарно.  Последовательность  ударений  почти  всегда  входит  в  противоречие  с  расположением  слов,  допускает  пропуски  и  другие  нарушения – столковения  в  метрических  схемах. Эта  проблема  знакома  каждому  практикующему  автору,  когда  приходится  пыхтеть  да  тужиться, чтоб  втиснуть  "туда"  свое  необходимое  слово.  Это  просто  "Золушкина туфелька"  для  всей  старой  литературной  школы.               

Итак,  все  основные  положения  об  особенностях  ритма  мы  рассмотрели.               


Рецензии
Была б моя воля, НИ ОДНА ЖЕНЩИНА, не подпускалась бы к теории стиха. Имеется ввиду на академическом уровне. Как говорится, не без того...

Что можно сказать о данном эссе. (Серьёзно — не серьёзно + серьёзно — не серьёзно + серьёзно — не серьёзно... + цветик — не семицветик... + лютик — подлютик...) Меня, одновременно смущает и радует фотография — блондинки — к эссе. В ней, можно сказать: вся соль. — Блондинки нас радовали, блондинки нас радуют и блондинки нас будут радовать — всегда. Такова природа блондинок. Их Свет — в не без того светлой головушке — это нечто неописуемое, непредсказуемое и несказанное. Всё остальное не важно. Если же
Немножечко ещё посерьёзней, то могу выразить так —

Читать только амфибрахием (никаких хореев, ямбов, дактилей, дактиле-хореев и хорео-дактилей!):

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

+

Писала блондинка
Блондинке писала
Блондинка блондинкой
Писала писала

+

Блондинке писала писала
Блондинка
Писала писала блондинкой
Писала

+

Блондинке блондинка блондинкой
Писала писала писала
Блондинкой писала блондинка
Писала блондинке писала

+

О ритме о ритме о ритме...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

С теплом,

Рихард Мор 2   23.04.2021 19:06     Заявить о нарушении
А Вы знаете, так дано иным людям: они заговариваются, они непонятки
бормочут, они напевают, словно впервые, и всё равно у них получается...
А если ещё посерьёзней, то женщинам приходится также делать мужскую
работу. Наш век - это век ленивых мужчин ...

Любовь Доступная   23.04.2021 20:44   Заявить о нарушении
Ага))) Во всём виноваты... — мужчины! Только — сколько женщина не работай, а всё одно, стиральная и посудомоечная машина способны п(р)ополаскать мильоны ритмов, если бы имели такую возможность. А
Наш век, да, — это век чудовищно трудолюбивых женщин... Они способны объять всё, даже немыслимое для них...

Рихард Мор 2   23.04.2021 21:08   Заявить о нарушении
Не нравится Вам женский интеллект, природа женщин - тогда уж Вы родитесь из пробирок, поступки будут чисто по - мужски ...

Любовь Доступная   23.04.2021 21:29   Заявить о нарушении
Скажем так, мне вообще-вообще не нравится женский интеллект — там, где он в принципе невозможен. Но зачем мы о грустном?! Люба! Вот, хочу Вам показать некоторые ритмы, — а Вы, если захотите можете их прокомментировать.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

НЕКОТОРЫЕ РИТМЫ...:

о1 оо1 оо1
о1 оо1о о1
о1 оо1оо 1 >>>

Мой ритм и в полях и лесах
Поёт на вершине скалы
Как маг как безумнейший мак

о1о о1 оо1
о1о о1о о1
о1о о1оо 1 >>>

Провидец лесов голубых
Он сладкий тревожит рассвет
Таёжный как сказочный тигр

о1оо 1 оо1
о1оо 1о о1
о1оо 1оо 1 >>>

Несётся он в даль на заре
К единственной милой своей
Поэзии девственной след

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Эти ритмы подходят к Вашему понятию о ритме?

Рихард Мор 2   23.04.2021 21:43   Заявить о нарушении
Кстати, насчёт пробирок и женщин, Вы.., —
Меня просто убили!((( Но
Так и я за шо! Тут,
Даже профессор Преображенский не спорил))) И
Честно признался — вот, оно, чудо! —
Супротив моего интеллекта... —
Повержен юбкой!(((

Рихард Мор 2   23.04.2021 21:49   Заявить о нарушении
Мир, мой дорогой, мир и простите это коварное остроумие.
Спасибо.

Любовь Доступная   23.04.2021 22:03   Заявить о нарушении
Коварство и любовь! Ох,
Шиллер в юбке. Не за что!
Обращайся если шо!

С весенним теплом,

Рихард Мор 2   23.04.2021 23:16   Заявить о нарушении