Уроки латинского

  МЫ ПРАХ И ТЕНЬ
Pulvis et umbra sumus

Мы прах и тень. Латынь бесчеловечна.
В ней нет обмана, но и нет надежд.
Всё исчезает, только Слово вечно
И ненависть к творцам - невежд.


1.    ПЛЕСТИ ВЕРЕВКУ ИЗ ПЕСКА.
 
Ex arena funiculum nectis.

Плетёшь верёвку из песка зыбучего…
Зачем плетёшь,али тоска замучала?
Песочным доверяй часам –
Там время тешится,
Струит песок то так, то сяк…
Решай – спасаться или вешаться.


2.           ОДНО СПАСЕНИЕ ДЛЯ ПОБЕЖДЕННЫХ - НЕ НАДЕЯТЬСЯ НА СПАСЕНИЕ.
 
Una salus victis nullam sperare salutem.

Не о спасении мечтать –
Одно спасение для побеждённых,
Во славе иль в пыли рождённых:
Себя по крохам собирать
И душу памятью стегать! –
Одно спасение для побеждённых…


3.         Прости…

Aeternum vale

Прости навеки…Это не прощенье.
Судьба найдёт.
За грех убийственного небреженья
Своё возьмёт.
И безответною любовью
Тебя сожжёт.


               Я КЛЯЛСЯ ЯЗЫКОМ...

4.            «Juravi lingua, mentem injuratam gero»
      
- Я клялся языком, но не умом я клялся!
- Ты лучше б онемел - и умным оказался.


                ЕСТЬ МЕРА В ВЕЩАХ...

5.            Est modus in rebus

Есть мера в вещах,
Но в вещах меры нет:
Талант не один в них зачах.
Лишь гению ведом Божественный свет,
Сокрытый в вещах, но в вещах меры нет.
Лишь в Боге есть мера и вера, и свет.

            РЕЧЬ ТВОЯ ОБЛИЧАЕТ ТЕБЯ...

6.      Loquela tua manifestum te facit.

Речь твоя обличает тебя…
Но увы – ты не склонен к молчанью!
А в молчанье великая тайна
И волшебный росток пониманья,
И надежда, сродни обещанью:
Есть душа, что услышит тебя…
Но ты вновь отверзаешь уста:
И пуста, и кичлива, - убого проста,
Перепонки докучной волной теребя,
Речь твоя обличает тебя.

7.    ЧИСТЫМ ВСЁ КАЖЕТСЯ ЧИСТЫМ
 
Castis omnia casta


Чистым всё кажется чистым.
Грязному – всё будет грязным.
О, как грязнули речисты!
О, как чистюли опасны…


8.      ЗА НАДЕЖДУ Я ДЕНЕГ НЕ ПЛАЧУ

            Spem pretio non emo


Я за надежду денег не плачу.
Обманет пусть – я попросту заплачу,
Но каждою свершившейся удачей
Я крах своей надежды оплачу.


9.           ОСТАЁТСЯ КАК ЕСТЬ
 
                Sit et est

Пусть останется, как есть,
Большего – не надо.
Жизнь в каком-то смысле крест:
Высшая награда.


Рецензии
Ex arena funiculum nectis

Первое латинское выражение имеет несколько нарративов: скаредность (синдром скупого рыцаря, делающего его изобретательным изощренным умом в системе обогащения) и бессмысленность ( демагогия в словах, переливание из пустого в порожнее). Появление в этой синергии темы времени в образе песочных часов, как бы символизирующих фактически эту самую веревку, и образно — человеческую зависимость от времени, смещает номинатив значений "скряга" и "бессмыслица" в какую-то третью, не связанную с ними проекцию значений. Если это о смысле существования в контексте "Мы прах и тень"..то немного непонятно при чем здесь патологическая бережливость и бессмысленность..

Финальное про "спасаться или вешаться" в этом контексте как неожиданно вспыхнувший ослепляющий прожектор..по силе эмоций..завязанных на чьей-то реальности... Миниатюра дергает именно этим моментом хокку, в непонимании сопоставления, и финальным резким обращением. По интонациям, тема латыни неплохо отражена именно в той проекции ее безжалостности и близости к категориям "меньшего зла"...

Aeternum vale

В третьем эпизоде уход в плоскость прощений из прощаний, обыгранное как часть интимной интриги, латынь делает только иконкой фразы. В первоисточнике идет речь о более трагическом событии - героиня сжигает своего ребенка на костре и этим заканчивает род. А здесь уровень обиды на равнодушие. Как-то не очень коррелирует по глобальности с первоисточником. Да и финальное пожелание, де-факто, не рабочее. Безответная любовь очень целительна...Именно поэтому она и приводит к трагическим финалам, но оставляет светлые воспоминания остальным...

Juravi lingua, mentem injuratam gero

Четвертый отрывок ассоциировался с игрой русского "Из-за дурной головы палачу работа"..Неплохая вариация на тему двойничества и опасного яда слов, сказанных в обход внутренней реальности персонажа.

Est modus in rebus

Если в пятом отрывке идет порицание "вещизма", то игра слов "Есть мера в вещах, но в вещах меры нет" в таком варианте выглядит как тавтология и бессмыслица, вроде "свет белый, но белый не свет". Последующее "зачахнуть в вещах" тоже неточно раскрывает подтекст о необходимости баланса в некоторых моральных транзакциях, о чем крылатое выражение намекает. Но а почему этим регулятором мер является Бог или гений, если речь о стяжании, тоже не очень понятно..Получается, что гениев жадных до богатств не бывает..или у них индульгенция на установку лимитов кредитной линии Бога...

Выражение "склонен к молчанию" лексически неверно, так нельзя говорить, это стилистическая ошибка. Сравните с "склонен к полноте, склонен к побегу". Здесь можно убрать предлог и ошибка исчезнет. "Не склонен молчать". Лирическая часть эпизода очень тонкая, пронзительная. А вот финальное - как раз в стиле римских патрициев и грубой правды латыни...

Castis omnia casta

О мере своей испорченности, с которой воспринимаешь окружение, прочла в буквальном, почти химическом смысле - Доместос, Белизна, тетя Ася...
Недавно размышляла над теорией чистоты в свете особенностей женской психологии, пришла к выводу, что эта потребность имеет почти рефлекторный исток. Первое выражение не показалось соответствующим действительности, кажется, наоборот. Сознание, заточенное на патологическую чистоту, везде, кроме своей прибранной проекции, сразу оценивающим оком найдет грязь...А вот грязнули, к части которых отношу и себя, более лояльны к окружению пятен...
Насчет речистости..улыбнулась, глядя на свое отражение в монике. Насчет опасности - вспомнила русский вариант "не так страшен черт"...

Spem pretio non emo

В последнем, почему-то припомнилось про гусаров, которые не платят деньги. А у римлян это была надежда..Интересные метаморфозы. Игра в "заплачу" и "заплачу" в омонимии ударений не совсем убедительна. Стилистика латыни и общий подход лирической героини, начиная с предложений "повеситься или остаться" как-то не располагает к слезливой лирике, поэтому...здесь я пас в понимании экспрессии...

А вот финальный месседж очень понравился...

Sit et est

Кшесинская Деметра   18.06.2021 16:05     Заявить о нарушении
Благодарю Тебя, Деметра, буду перечитывать!

С признательностью,

Людмила Антипова   19.06.2021 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.