Булгаков легко убил Мастера и Маргариту

Час свободы с Просперо
Ваш канал

Булгаков легко убил Мастера и Маргариту. А кто-то вообще был счастлив в его ядовитых фельетонах? Кто-то прошел сквозь Хрусталик?


Наш "Галактический ковчег" готовится к 130-летию Михаила Афанасьевича Булгакова. И заодно к 10-летию темы "Рукописи не горят", где эта статья, если её Алгоритм Дзен пропустит станет 921-й. Де-факто на "Галактическом Ковчеге" уже идёт ГОД БУЛГАКОВА, мы готовы принимать работы по номинациям:

Поэты о романе - "Сны поэта Ивана Бездомного" - Булгаков не любил стихи, но Иван-то не водопроводный кран, который можно закрутить, и больше ни капли лирики. В сети есть много стихотворений, ассоциативно связанных с Булгаковым, готовы принять их в тему.

Любовь и смерть - "Вариации на тему любви и смерти и любви Мастера и Маргариты" - почему им даровано Булгаковым счастье посмертно, да ещё и у черта на рогах? Тогда товарищ Сталин мешал счастью, а сейчас всё ли легко и достижимо, в наше новое время?

Вера без надежды - "Вещие вещи Иешуа" - у Булгаков Иисус уходит по лунному лучу, то есть он не остался на кресте, то есть он есть в этой жизни, делает какие-то вещи "Рукой и ногой человеческой". Распятие? - ведь этого не было! Кто-нибудь встречал в этой жизни артефакты, свидетельствующие о деятельности Иешуа?

Вольному Воланд - "Политика Пилата и демократическая палата" - гротеск, насмешка над тотальным управлением, это хорошо. А что лучше? Ад(министрация), понятно, от слова "Ад", а общак от какого понятия?

И т.д. Можете предлагать свои номинации. Например, я предложил - "Весёлые чертенята Булгакова, это супер! Но почему нас так радует это веселье?" - даже не знаю, будет ли поддержано это направление критического подхода к дьяблерии.

По каждому направлению можно будет подготовить книгу в серии "Библиотека Галактического Ковчега", если авторам это интересно. Например, нам с Татьяной Помысовой уже удалось представить свою книгу-альманах "Оставив за спиной кулисы" в Булгаковском доме пять лет тому назад

Естественно - работа объемная. Мы решили не спешить и весь год собирать материалы, подвести итоги в мае 2022-го. А сегодня в теме появился ролик "Сталин и Булгаков". Жаль, сюда не копируется, только у нас можно посмотреть.

В поддержку дискуссии я дал сегодня фрагмент из готовящейся пьесы "Мистерия Маргариты":

Время на Б и С

Булгаков легко убил Мастера и Маргариту. А кто-то вообще был счастлив в его ядовитых фельетонах? Кто-то прошел сквозь Хрусталик?
— Куда же вы? Вот, здесь ваше время, времена на Б_и_С... (Левий Матвей указал перстом на точку в потоке). Небольшая фигурка величественного усача в белом мундире генералиссимуса. Чуть поодаль, склонив голову к правому плечу, идет тонкогубый человек с печальными глазами доброй собаки, слушает и поглядывает под ноги: как бы не ступить ногой человеческой в черную тень Вождя, который учит, весомо и сурово...
Вождь:
- Мы позволим напомнить господину либеральному барину о народе, которому мы дали подлинный демократизм, как сознательный, так и вынужденный. Мы знали, что крестьяне не пойдут бороться за социализм, что их можно и нужно заставлять бороться за социализм, применяя методы принуждения. А как же иначе? Оглянитесь в истоки истории — где они, деяния пророков-гуманистов? В умелых лапах палачей, обращающих философскую школу в секту! Мы не дойдем до такой крайности, благодаря подлинному внутрипартийному демократизму - сознательному — из которого вырастет сознание слабых, не входящих в твердый союз единомышленников...»
Булгаков:
- Да вы трубочку-то — зажгите... табачок специальный, "Герцеговина Флор", по листику собранный, — по ветру впустую летит— не жалко ли? Ведь труд народный, женских рук..."

*

В общем-то говоря, когда я писал монолог Иосифа Грозного, как-то и не задумывался о цитировании. Школа советской прессы такие вещи на автомате выносит из-под пера.

Человек перерабатывается в самой жизни. Но и вы помогите переделке его души. Это важное производство — души людей. И вы — инженеры человеческих душ. Вот почему выпьем за писателей!

Да, Михаил Афанасьевич Булгаков тоже иногда был инженером человеческих душ. Например Мастер в романе - абсолютно безликая безымянная конструкция, некий Литературный Интеллект, лишенный силы воли. Или это имитация безволия перед страшной силой?

Потому и берёг Сталин Булгакова из-за редкостного сатирического дара. "Дни Турбиных", жестокая насмешка над бессилием Белой Гвардии. "Режь ананасы, рябчиков жуй" Маяковского - это наоборот восхищение буржуем, это вызывает слюновыделение и зависть. А тут всё в этих днях - и любовь, и смерть, и вообще так хорошо по-человечески слабы все. Рули - не хочу!

Вообще Булгаков мастер разрушения силы в человечности, основ простых человеческих отношений. Ивану Бездомному поэтический дар обрезал, как гильотиной. Иешуа лишил всех сил, кроме способности принимать боль человека. А вот деятельного хорошего человека в его сочинениях я что-то не припомню. Больше фельетонщик он, всё-таки. Талантище убийственной иронии.

Меня уже как-то ругали сильно-сильно за такое отношение с своему любимому писателю на Балах Воланда лет уж -надцать тому назад, такой скандал и повторить не грех… И я не критикую, вообщето, я восхищаюсь ловкостью рук иллюзиониста Булгакова, как он нас всех! Обещает любовь.

А что преподносит?

- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы.
Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы!

Желтая мимоза - невозможная пошлость для романтичной женщины, не пробуйте дарить, если это не ваша теща или начальник по работе. Это по жизни, а у Булгакова всё наоборот. Даже Мастер преподносит ей цветы, а её цветы, в итоге, оказываются у него в руках...  Мне никогда женщина цветы не дарила, а вам? Михаил-Мастер (если это он)  жонглирует романтическими метафорами, возвышенным слогом, но, оказывается, она в этот день просто хотела отравиться. И из-за чего?

Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.

А тут встретился такой же (в кадре из фильма он совсем не такой) идущий никуда и вот, встретились два одиночества.

Любовь выскочила перед нами , как из под земли, как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы , конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя...

А впоследствии, знаете ли, мечта становится былью. Знак любви - она вышивает ему на шапочке желтую букву "М", опять желтое, метки на пути к Желтому Дому? И какое это имеет отношение к роману об Иешуа, который они вместе переписывают набело?

Нет, это не о простой вере в любовь человеческую, даже Булгаков не рискнул просить о том, чтобы каждому было дано любви по любви...

Булгаков легко убил Мастера и Маргариту. А кто-то вообще был счастлив в его ядовитых фельетонах? Кто-то прошел сквозь Хрусталик?

Вот тут нам проще. Воля божья побоку, рекомендация специалиста самому выбрать судьбу, почти как у Гете, только там он был по паспорту Мефистофель. И у немца черт пришел к Фаусту, у русского не сам лично, а посланец идет к Грете, по-нашему Маргарите Николаевне.

Булгаков легко убил Мастера и Маргариту. А кто-то вообще был счастлив в его ядовитых фельетонах? Кто-то прошел сквозь Хрусталик?

Если это про любовь, так уже про ту, которой больше нет. И это та самая обещанная читателю настоящая любовь?

Ещё поищем в романе? Или так и не догоним того, чего там нет в живых?

А мне не то чтоб жаль, что окончено, мне не верится, что окончено. Скорее неуспето. Недопето.

Современный читатель и кино-театральный зритель уже настолько привык к самым разнообразным литературным экспериментам, вплоть до абсурдистских повестей и графоманских опусов, что нет новых слов.

Вот вчера я придумал "Сны Ивана Бездомного", а сегодня безжалостный Алгоритм поисковика Яндекс нашел театральную постановку под таким девизом. Боюсь смотреть.

Окололитературная публика с радостью  поддерживает всех фанов в их праве на собственное прочтение, на любую завоевавшую популярность трактовку. Есть оперы, мюзиклы, в цирке скоро шоу Воланда покажут.

Увы и ах, "Мастер и Маргарита" это не весёлое фэнтези, не танцы голышом, это роман, который писал ЧЕЛОВЕК на грани жизни и смерти.

И Булгаков вложил всю силу своего таланта, свой личный опыт - это рассказ о том, что радовало и вдохновляло его в начале пути к Иешуа, когда он писал "Ночь на 14-е Нисана". И о том, что в конце вызывало лишь жестокий сухой смех, даже не слёзы.

"Мастер и Маргарита" - это жесткая пародия на "серебряный век" в нашем искусстве, когда революционно настроенный бомонд искал какой-то новой любви. А когда любовь являлась - удержать её не могли. И сколько тогда было ищущих смыслы в мистицизме и новых религиозных течениях - не счесть. Потому и Воланд был в Москве ко двору. Бога-то отринули ещё до большевиков.

Да и прежнюю буржуйскую любовь революционеры тоже отринули? Может роман об этом?
А вообще, был кто-то счастлив в фельетонах Булгакова? Кроме Петьки в последнем сне "Белой Гвардии".
Помните? Там, где Хрустальный Шар исполняющий желания?

Как трудно не спутать мессира с мессией
 Не зная глоссария старых скрижалей
 Слыхали? - стать Ромией вместо России
 Невнятные наши князья пожелали.

 Как крупно играем опять в чет и нечет
 Бросается тело то в холод, то в жар
Слыхали? - выходит военная нечисть
 Ведут на расстрел диамантовый шар

 Как грустно, что снова нашли астероид
 Не те, кто нам детскую радость дарил
 Шар был у Стругацких, светился над Флойдом
 Стихи Маргарите сквозь сон говорил...

 Нет-нет...даже раньше, я помню, был мальчик
 Не старый как Фауст, не мудрый, не я
 Но видел он четче, яснее и дальше
 Острее алмаза был шар, и сиял....

 ***

И, наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон.

 Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный: как солнечный шар.

 Будто бы шел Петька по зеленому большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал сверчок за печкой. Петька стал видеть иные, легкие и радостные сны, а сверчок все пел и пел свою песню, где-то в щели, в белом углу за ведром, оживляя сонную, бормочущую ночь в семье.

 Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева, занавес бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. В алтаре зажигали огоньки, и они проступали на завесе целыми крестами, кустами и квадратами. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла — слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч.

 Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?

 1923-1924, Москва, М.А. Булгаков этим сном мальчика о хрустальном шаре закрывает тему "Белая Гвардия".

И пытается написать о любви, которой ещё нет.


Рецензии
Очень интересный взгляд! Написано прекрасно.
Конечно, в произведениях Булгакова нет надежды на счастье.
Спасибо!

Рэчел   24.07.2021 06:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.